IQ Media представляет тренды года в разных сферах: бизнес, карьера, личное развитие. Всё о трендах>>
Приставка «мета-» означает «над, сверх». Метанавыки – верхняя ступень иерархии компетенций. Ее нижний ярус составляют жесткие навыки (hard skills), средний – мягкие навыки (soft skills). А на вершине будут soul skills – метанавыки, или «умения духа».
Если говорить об управлении собственными ресурсами, то каждый человек должен быть в какой-то степени лидером. Однако, когда речь идет об управлении людьми или проектами, хорошие лидерские компетенции просто необходимы, чтобы поддерживать рост и развитие компании или бизнеса, преодолевать кризисы и управлять изменениями. Если команда имеет хорошего лидера, в ней с меньшей вероятностью будут случаться конфликты, наносящие ущерб бизнесу в виде потери прибыли, кадровых ресурсов или нереализованных проектов. Само собой разумеется, что развитые лидерские компетенции способствуют карьере, а также личностному и профессиональному развитию и росту социального капитала.
Развитие лидерских качеств действительно возможно, хотя и требует времени, настойчивости и готовности к самоанализу. Самоанализ играет в этом процессе важную роль, так как он помогает осознать свои сильные и слабые стороны, а также лучше понять свои мотивации и внутренние убеждения. Регулярное размышление над тем, какие действия были эффективными, а какие – нет, помогает развить осознанность и формирует новые модели поведения. Практики вроде ведения личного дневника, самооценки после завершения проектов и оценки обратной связи от коллег позволяют постоянно улучшать свои лидерские навыки.
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, чаще – emotional quotient – EQ) – умение считывать чувства людей и понимать причины их возникновения – сказочно умный ресурс. Он позволяет расти в профессии, личностно развиваться, успешно общаться, да и просто быть счастливым. объективной реальности не существует, а есть ее восприятие – причем не рациональное, а эмоциональное. И либо мы становимся заложниками настроения, состояния, влияния других людей, и тогда нас бросает непонятно куда, мы эмоционально выгораем, либо же мы понимаем: все начинается изнутри. Я могу в любой проблеме увидеть возможность. Могу переживать из-за современных технологий – вдруг искусственный интеллект отнимет у меня работу? А могу подумать: «Это же суперпомощник! Я могу делать больше работы и больше зарабатывать». Люди так и живут. Но где это – в логической системе? Нет. Однако при этом надо понимать, что эмоциональный интеллект – это не просто эмоции.
Развитие эмоционального интеллекта позволяет не только добиться профессиональных успехов, но и сделать более гармоничными супружеские и детско-родительские отношения — они становятся более осознанными и вдумчивыми и улучшаются, даже если всего один из элементов семейной системы начинает развивать свой эмоциональный интеллект. Развитие эмоционального интеллекта требует целенаправленных усилий и регулярной практики.
Успешный тайм-менеджмент в первую очередь базируется на грамотном планировании: умении не просто составлять свое расписание, а определять приоритеты, раскладывать большие задачи на более мелкие и управляемые этапы. Второй важный аспект этого навыка – умение ставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени цели. Кроме того, управление временем – это еще и способность сказать «нет» задачам, которые не соответствуют приоритетам; умение сосредотачиваться на работе, избегая отвлекающих факторов; готовность передавать задачи другим, если это возможно и целесообразно.
Руководящая должность в первую очередь предполагает ответственность сразу на нескольких направлениях. Управленец любого уровня выполняет множество задач и, так или иначе, сталкивается с тем, как расставить приоритеты. Если вам нужно регулярно решать разноплановые задачи, то подойдут такие методы.
Вы человек творческой профессии, выгорели, работаете только под давлением или оттягиваете выполнение задачи до последнего, то есть прокрастинируете? Тогда вам подойдут следующие методы тайм-менеджмента – подробнее в статье.
Далеко не каждый из нас способен самостоятельно определить, что в какой последовательности стоит делать. Чтобы не растеряться, можно использовать соответствующие методы.
Для обладателей аналитического ума, а также для тех, кто выполняет несколько социальных функций одновременно, работающих студентов или родителей разработаны свои методы тайм-менеджмента.
Проактивность, целеполагание, адаптивность (умение приспосабливаться к разным обстоятельствам), критическое мышление, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект – списки метанавыков варьируются. Но общий знаменатель у них одинаковый: человек, обладающий метакомпетенциями, более успешен в работе и в жизни. Да и более счастлив.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!