Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано с помощью модели Kandinsky 3.1
Источник: изображение сгенерировано с помощью модели Kandinsky 3.1

«Эффективный тайм-менеджмент — это умение признать свою не-всесильность»

Всё об управлении временем

Современный ритм жизни зачастую становится по-настоящему безумным. Люди разных возрастов могут попасть в вихрь ежедневных дел и с трудом справляться с ними. Все это влечет за собой выгорание и стрессы. Как эффективно управлять своим временем; почему иногда сделать все, что запланировано, – не лучшая стратегия тайм-менеджмента – об этом в материале IQ Media.

Что представляет собой умение управлять временем

Управление временем (тайм-менеджмент) — это важный гибкий навык, который заключается в эффективном планировании и использовании времени для достижения целей и задач.

Успешный тайм-менеджмент в первую очередь базируется на грамотном планировании: умении не просто составлять свое расписание, а определять приоритеты, раскладывать большие задачи на более мелкие и управляемые этапы.

Второй важный аспект этого навыка – умение ставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени цели.

Кроме того, управление временем – это еще и

  • способность сказать «нет» задачам, которые не соответствуют приоритетам;
  • умение сосредотачиваться на работе, избегая отвлекающих факторов;
  • готовность передавать задачи другим, если это возможно и целесообразно.

Почему все это важно?  Правильное управление временем позволяет выполнять задачи быстрее и с меньшими усилиями. Четкое планирование и приоритизация помогают избежать перегрузок и «авралов». Очевидно, что люди, которые умеют управлять временем, с большей вероятностью достигают своих целей. Наконец, эффективный тайм-менеджмент помогает найти время и для работы, и для личных дел, поддерживая гармонию в жизни.

Как упорядочить ежедневные дела и наладить эффективный тайм-менеджмент

Тем не менее нельзя забывать о том, что управление временем – это далеко не то же самое, что умение завершать абсолютно все начатые дела. Гораздо большее значение имеет вопрос грамотной приоритезации. 

Врач-психотерапевт Константин Ольховой предлагает подходить к управлению временем не с позиции тренера по тайм-менеджменту, а с позиции психотерапевта. 

«Для начала надо признать, что вы не всемогущи, не всесильны, не идеальны. Признать, что вы не можете сделать «всё, что надо сделать». А потом понять, что из того, что «надо сделать», действительно критично сделать, или важно сделать для вас», — говорит он.

Неумение управлять временем и стресс: как это связано между собой

Часто люди в потоке ежедневной рутины начинают сильно нервничать из-за того, что ничего не успевают. Многие при этом уверены, что причина их стресса – в неумении управлять временем.

«Проблема постоянного стресса не в том, что вы «не умеете управлять временем», а в том, что вы постоянно тревожитесь и ругаете себя из-за этого. Причем чем больше вы тревожитесь и ругаете себя, тем больше на это уходит сил, которые вы бы могли потратить на дела и отдых. Получается «двойная оплата»: вы и так «наказаны» тем, что не сделали то, что хотели, а теперь «наказываете» себя по второму разу тревогой и самоедством. И сил на организацию становится все меньше. Получается патологический круг», — отмечает Константин Ольховой.

Выходом здесь снова станет грамотная расстановка приоритетов. При этом отдых среди них не должен занимать последнее место.

Бывает ли навык управления временем врожденным

Интересно, что дети в вопросе управления временем иногда оказываться значительно мудрее взрослых.

«Ребенок с рождения понимает, что существует ритм жизни. Вначале самый простой, но и самый главный: еда, сон, бодрствование. По сути дела, это можно назвать ритмом «вдоха и выдоха»: напряжение чередуется с расслаблением. Именно такой ритм необходим здоровому человеку. Есть даже такая медицинская дисциплина: «Гигиена труда и отдыха», — рассказывает Константин Ольховой.

Потом окружающие ребенка люди или поддерживают его ритм, или ломают его, или пытаются навязать ему свое представление о том, какой ритм правильный.

«Не надо пытаться соответствовать чужим представлениям об упорядоченности, не надо подстраиваться под чужие представления о планировании. Послушайте себя, определите свой ритм «вдоха и выдоха», следуйте ему, и у вас будет намного больше сил для жизни и деятельности», — уверяет эксперт. 

Как управлять своим временем: главное

Наконец, Константин Ольховой предостерегает от серьезной ошибки, которая может свести на нет все старания по налаживанию эффективного тайм-менеджмента.

«Не попадайте в ловушку «время-дело». Это вилка, которая звучит так: «Я должен сделать все и к определенному времени!». Чаще всего это невозможно. Вы либо сделаете не «все», либо не «к определенному времени». Определите, что в конкретном случае важнее и следуйте этому. Признавайте свою не-всесильность. Выделяйте главное. Отводите достаточно времени на отдых. И не только в выходные и отпуска, но и каждый день. Станьте не врагом времени, а союзником», — заключает психотерапевт.