Современный ритм жизни зачастую становится по-настоящему безумным. Люди разных возрастов могут попасть в вихрь ежедневных дел и с трудом справляться с ними. Все это влечет за собой выгорание и стрессы. Как эффективно управлять своим временем; почему иногда сделать все, что запланировано, – не лучшая стратегия тайм-менеджмента – об этом в материале IQ Media.
Управление временем (тайм-менеджмент) — это важный гибкий навык, который заключается в эффективном планировании и использовании времени для достижения целей и задач.
Успешный тайм-менеджмент в первую очередь базируется на грамотном планировании: умении не просто составлять свое расписание, а определять приоритеты, раскладывать большие задачи на более мелкие и управляемые этапы.
Второй важный аспект этого навыка – умение ставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени цели.
Кроме того, управление временем – это еще и
Почему все это важно? Правильное управление временем позволяет выполнять задачи быстрее и с меньшими усилиями. Четкое планирование и приоритизация помогают избежать перегрузок и «авралов». Очевидно, что люди, которые умеют управлять временем, с большей вероятностью достигают своих целей. Наконец, эффективный тайм-менеджмент помогает найти время и для работы, и для личных дел, поддерживая гармонию в жизни.
Тем не менее нельзя забывать о том, что управление временем – это далеко не то же самое, что умение завершать абсолютно все начатые дела. Гораздо большее значение имеет вопрос грамотной приоритезации.
Врач-психотерапевт Константин Ольховой предлагает подходить к управлению временем не с позиции тренера по тайм-менеджменту, а с позиции психотерапевта.
Константин Ольховой
Врач-психотерапевт; образование: Российский государственный медицинский университет, интернатура по специальности психиатрия, Институт психотерапии и клинической психологии по специальности психотерапия.
«Для начала надо признать, что вы не всемогущи, не всесильны, не идеальны. Признать, что вы не можете сделать «всё, что надо сделать». А потом понять, что из того, что «надо сделать», действительно критично сделать, или важно сделать для вас», — говорит он.
Часто люди в потоке ежедневной рутины начинают сильно нервничать из-за того, что ничего не успевают. Многие при этом уверены, что причина их стресса – в неумении управлять временем.
«Проблема постоянного стресса не в том, что вы «не умеете управлять временем», а в том, что вы постоянно тревожитесь и ругаете себя из-за этого. Причем чем больше вы тревожитесь и ругаете себя, тем больше на это уходит сил, которые вы бы могли потратить на дела и отдых. Получается «двойная оплата»: вы и так «наказаны» тем, что не сделали то, что хотели, а теперь «наказываете» себя по второму разу тревогой и самоедством. И сил на организацию становится все меньше. Получается патологический круг», — отмечает Константин Ольховой.
Выходом здесь снова станет грамотная расстановка приоритетов. При этом отдых среди них не должен занимать последнее место.
Интересно, что дети в вопросе управления временем иногда оказываться значительно мудрее взрослых.
«Ребенок с рождения понимает, что существует ритм жизни. Вначале самый простой, но и самый главный: еда, сон, бодрствование. По сути дела, это можно назвать ритмом «вдоха и выдоха»: напряжение чередуется с расслаблением. Именно такой ритм необходим здоровому человеку. Есть даже такая медицинская дисциплина: «Гигиена труда и отдыха», — рассказывает Константин Ольховой.
Потом окружающие ребенка люди или поддерживают его ритм, или ломают его, или пытаются навязать ему свое представление о том, какой ритм правильный.
«Не надо пытаться соответствовать чужим представлениям об упорядоченности, не надо подстраиваться под чужие представления о планировании. Послушайте себя, определите свой ритм «вдоха и выдоха», следуйте ему, и у вас будет намного больше сил для жизни и деятельности», — уверяет эксперт.
Наконец, Константин Ольховой предостерегает от серьезной ошибки, которая может свести на нет все старания по налаживанию эффективного тайм-менеджмента.
«Не попадайте в ловушку «время-дело». Это вилка, которая звучит так: «Я должен сделать все и к определенному времени!». Чаще всего это невозможно. Вы либо сделаете не «все», либо не «к определенному времени». Определите, что в конкретном случае важнее и следуйте этому. Признавайте свою не-всесильность. Выделяйте главное. Отводите достаточно времени на отдых. И не только в выходные и отпуска, но и каждый день. Станьте не врагом времени, а союзником», — заключает психотерапевт.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!