Эмоциональный интеллект — понятие, о котором довольно часто говорят психологи и коучи, ему посвящают тренинги и курсы, про способы его развития пишут статьи и книги. Вместе с психологом-консультантом Дианой Грибановой IQ Media разбирался, что скрывается за этим понятием и почему человеку важно понимать свои и чужие эмоции, чтобы развиваться и совершенствоваться.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также распознавать и корректно реагировать на эмоции других. Данный навык играет важную роль как в личной, так и в профессиональной жизни. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче адаптируются к изменениям, лучше понимают свои эмоциональные реакции, умеют справляться с конфликтами и выстраивать гармоничные отношения. На работе высокий ЭИ способствует эффективному командному взаимодействию, улучшает лидерские качества и способствует профессиональному росту.
«Эмоциональный интеллект — это совокупность некоторых навыков, это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания людей — не только других, но и свои собственные. Также это возможность и способность управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей для достижения неких практических целей. Эксперты Всемирного экономического форума включили эмоциональный интеллект в топ-10 soft skills — мягких навыков, которые, кроме профессиональных компетенций, могут обеспечивать успешность в первую очередь в профессиональной деятельности», — говорит Диана Грибанова.
Эксперт отмечает, что развитие эмоционального интеллекта позволяет не только добиться профессиональных успехов, но и сделать более гармоничными супружеские и детско-родительские отношения — они становятся более осознанными и вдумчивыми и улучшаются, даже если всего один из элементов семейной системы начинает развивать свой эмоциональный интеллект.
Развитие эмоционального интеллекта требует целенаправленных усилий и регулярной практики.
«Прежде всего нужно научиться осознавать свои чувства и понимать эмоции и чувства других людей — это так называемая социальная чуткость или эмпатия. Второй аспект — это управление эмоциями и чувствами, в первую очередь — также собственными. Здесь мы говорим про саморегуляцию, самоконтроль над чувствами. Когда речь идет про управление эмоциями других людей, подразумевается управление отношениями: «Я понимаю, что другие чувствуют, и могу учитывать это в принятии своего решения, либо учитывать это в коммуникации с этими людьми, например, чтобы не задеть их, не вызвать их гнев, чтобы не расстроить их», — объясняет Диана Грибанова.
Эксперт отмечает, что в первую очередь на пути развития эмоционального интеллекта важно в принципе понять, что чувства есть, они бывают разные, нет хороших или плохих чувств, есть адекватные и неадекватные чувства относительно того, что происходит. То есть первый шаг — это осознание, что в различных ситуациях рождаются различные чувства.
Следующий шаг — научиться осознавать, что это за чувство, и это не очень простая задача, потому что современный человек все свои чувства «помещает» на шкалу ужасно — плохо — нормально — хорошо — отлично. Если психотерапевт задает пациенту вопрос, что значит «ужасно», а что это значит «нормально», это обычно ставит человека в тупик. Здесь помогают различные таблички с чувствами, чтобы пациент понял, что гнев, который он считает «плохим» или «ужасным» — это базовая эмоция, и вариаций гнева бывает очень много — от раздражения до ярости ненависти.
А например, спокойствие в форме уравновешенности и умиротворения часто называют «хорошей» эмоцией, но оно может «уходить» в сторону печали, грусти и даже безвыходности, безысходности, отчаяния, а может и в сторону вдохновения и восторга. Поэтому важно учиться хотя бы расширять свой словарный запас для обозначения своих чувств. Часто люди путают, например, отвращение и злость, жалость и сочувствие. И нужно проделать очень кропотливую и длительную работу, чтобы научиться хотя бы называть вещи своими именами.
«Современные люди не привыкли даже пользоваться такими словами. Кроме того, есть запреты на чувства: для мужчин — на страх, на какие-то жалостливые и грустные эмоции, а для женщин — на проявление агрессии, агрессивных чувств, ярости, гнева злости и так далее. И самосознание предполагает для начала корректное называние чувств и эмоций», — говорит психолог.
Самоконтроль — это умение регулировать собственные чувства. Часто под этим подразумевается запрет на эмоции и реакции, но это неадекватно и так не может быть. Поэтому под самоконтролем следует понимать приведения своего эмоционального реагирования в какие-то адекватные рамки в соответствии с тем, что происходит.
Для этого необходимо понять, чем эти чувства вызываются и с чем они связаны, относятся ли они к данной ситуации или это реакция на что-то, что сейчас не происходит, но происходило когда-то, например, в детстве: например, человека воспитывали так, что сказать что-то против мамы или папы было чревато серьезными наказаниями или вины сопровождало любое действие того бывшего ребенка. Теперь когда указывают на его ошибку или делают какое-то критическое замечание, это воспринимается максимально остро. Но это реакция именно того травмированного ребенка, а не взрослого.
«То есть эта реакция связана с когнитивными ошибками, и возможно постепенно научиться понимать, что ты не там, а здесь — и репетировать какое-то другое реагирование. В то же время самоконтроль иногда предполагает разрешение себе на то, чтобы испытывать какие-либо чувства. Очень часто, особенно среди мужчин, есть распространенная точка зрения, что любые чувства — это слабость. Среди женщин таких представлений тоже много, но с социальной точки зрения женщинам это в большей степени позволяется по сравнению с мужчинами. Поэтому иногда разрешение себе испытывать какие-то чувства — это тоже самоконтроль», рассуждает Диана Грибанова.
Наконец, важный аспект в развитии эмоционального интеллекта — это умение взаимодействовать с другими людьми, то есть социальная чуткость, умение видеть и понимать эмоции не только в себе, но и в других людях, понимать их мотивы и учитывать их, допустим, для профессиональных целей. Чтобы договориться, разрешить конфликт, нужно понять, что чувствует другая сторона, чего она хочет и почему действует именно так, а не иначе.
«Когда максимально удовлетворены потребности обеих сторон, конфликт с большей вероятностью разрешается путем переговоров и даже может перерасти в продуктивное сотрудничество», — отмечает эксперт.
Эмоциональный интеллект напрямую влияет на мотивацию и продуктивность. Люди, осознающие свои эмоции, легче мотивируются к достижению целей и справляются с трудностями, не теряя интереса к задачам. Высокий уровень ЭИ помогает легче справляться с профессиональными вызовами, не теряя уверенности и энтузиазма. Более того, такие люди часто выступают вдохновляющими лидерами, способными мотивировать и поддерживать команду, что способствует достижению высоких результатов.
«Когда вы занимаете какую-то лидерскую или менеджерскую позицию, руководящую должность, эмоциональный интеллект может играть очень важную роль — в первую очередь, для мотивации. Если бы руководитель просто интересовался у сотрудников, как им живется и работается, это уже способствовало бы повышению мотивации и большей продуктивности. Сейчас эта система более развернутая: умение использовать эмоциональную чуткость и управлять эмоциями сотрудников в позитивном ключе способствует мотивации персонала, ну и как следствие, повышению продуктивности. Эмоциональный интеллект также незаменим и в выявлении и разрешения конфликтов в командах — чтобы не провоцировать, не эскалировать их, а искать способы коммуникации, которые помогут удовлетворить потребности изначально противоборствующих сторон. Эмпатичный и понимающий руководитель лучше знает, что можно учесть, чтобы мотивировать сотрудников», — заключает Диана Грибанова.
Эмпатия и внимательное наблюдение — ключевые навыки для распознавания эмоций других. Вот несколько шагов, которые помогут вам лучше понимать окружающих:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!