Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»

Счастье от интеллекта

Как распознавание эмоций помогает управлять жизнью

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, чаще – emotional quotient – EQ) – умение считывать чувства людей и понимать причины их возникновения – сказочно умный ресурс. Он позволяет расти в профессии, личностно развиваться, успешно общаться, да и просто быть счастливым. Психолог, автор методики развития EQ и преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ Виктория Шиманская рассказала IQ Media, как и почему стоит прокачивать эмоциональный интеллект.

name

Виктория Шиманская

Психолог, автор методики развития EQ и преподаватель практического курса Центра управления и коммуникаций ВШЭ

Умные эмоции для достижения целей

 Есть мнение, что, кто владеет эмоциями (своими и чужими), тот владеет миром. Есть здесь доля истины?

– Немного амбициозное заявление, но, по сути, так и есть. Давайте рассуждать объективно: у нас один большой глобальный мир, но каждый видит его немного по-своему. Ваше восприятие мира зависит в первую очередь от вашего эмоционального состояния. Два человека идут по одной и той же улице. Один говорит: «Какой красивый вид!». Другой возражает: «Кошмар!». Сотрудник офиса заявляет: «У меня тяжелая жуткая работа! Мой начальник – самодур». Его коллега оценивает все иначе: «У меня классная работа! И начальник такой вовлеченный».

В этом смысле объективной реальности не существует, а есть ее восприятие – причем не рациональное, а эмоциональное. И либо мы становимся заложниками настроения, состояния, влияния других людей, и тогда нас бросает непонятно куда, мы эмоционально выгораем, либо же мы понимаем: все начинается изнутри. Я могу в любой проблеме увидеть возможность. Могу переживать из-за современных технологий – вдруг искусственный интеллект отнимет у меня работу? А могу подумать: «Это же суперпомощник! Я могу делать больше работы и больше зарабатывать». Люди так и живут. Но где это – в логической системе? Нет. Однако при этом надо понимать, что эмоциональный интеллект – это не просто эмоции.

–​​​​​​​ В EQ входят и когнитивные составляющие – скажем, внимание и память – и социальные навыки?

– Конечно. Я бы дала такое определение эмоционального интеллекта.

EQ – это осознание эмоций, чувств, переживаний и понимание причин возникновения этих эмоций. Тут и возникает эта когнитивная составляющая. Когда все это в комплексе, мы можем управлять эмоциями.

На тренингах я говорю участникам: «Давайте перестанем контролировать наши эмоции». Сначала в ответ идет нервный смех. Все представляют, как, например, будут проходить совещания. А потом выясняется: если мы «зажимаем», контролируем эмоции, мы, во-первых, вредим своему здоровью, а во-вторых, можем некорректно распознать то послание, которое эмоция нам несла. Скорее всего, в 80% случаев мы ее правильно распознали. Но 20% мы неправильно считываем.

Допустим, вы почувствовали раздражение. В одном случае это раздражение, связанное с нехваткой компетенций у коллеги, и функция этой эмоции – помочь ему развить эту компетенцию. А в другом случае коллега еще не успел войти, а уже раздражает. И это не столько про коллегу, сколько сигнал того, что мне надо отдохнуть, – я устал. То есть одна и та же эмоция в одной и той же ситуации может иметь разные причины. И, поняв причину, в одном случае я переведу эту эмоцию в коммуникацию с коллегой, а в другом – вообще не буду с ним общаться. У нас существенно расширяется поведенческий диапазон. А если мы остаемся лишь в логике «Если раздражение, то нужно стиснуть зубы и что-то сказать коллеге», то в каких-то ситуациях это поможет, а в каких-то нет. Мы и чувствовать себя будем плохо, и многих ситуаций не разрешим.

Поэтому повторю: важно, что мы не просто определяем эмоции, чувства, переживания, но именно распознаем их причины, проникаем в глубину. И какая на самом деле великая функция – эмоция, которая сейчас пришла. Мы начинаем управлять эмоциями (что говорит о многообразии поведенческих реакций) и выбираем именно ту, которая максимально эффективна и гармонична для достижения цели. 

EQ для счастья

– Эмоциональный интеллект – целый зонтик навыков. Их можно развивать в любом возрасте?

– Абсолютно. И после 33 лет не поздно, и даже после 93 лет. Моя самая взрослая студентка в «Московском долголетии» – ей 95 лет – даст фору некоторым 33-летним! EQ можно развивать всегда. Не могу сказать, что это легко. Как на всех подобных практиках, есть несколько уровней развития этой системы.

Есть быстрые лайфхаки: сделал упражнения, правильно подышал – и жизнь уже преображается. Но стоит более системно себя развивать – ведь это уже влияет на наше профессиональное развитие. Множество исследований показывают: у руководителей EQ развит выше. Более того, благодаря эмоциональному интеллекту люди зарабатывают больше!

Почти во всех видах профессий наблюдается колоссальный запрос на развитие EQ. В сфере информационных технологий развитие эмоционального интеллекта дает великолепные результаты. Профессиональные компетенции там развиваются хорошо, но ключевой запрос – на ту же коммуникацию, которая невозможна без развития EQ. Поэтому часто эмоциональный интеллект называют социально-эмоциональным.

Бонусы от развития эмоционального интеллекта возникают везде: и в области здоровья, и в карьере, и при построении личных отношений, и для общего состояния счастья.

Совладать со стрессом – и преуспеть

–​​​​​​​ EQ включает эмоциональную регуляцию, эмпатию, мышление. Приведем пример, как это работает вкупе.  

– У нас в ВШЭ много студентов, они очень талантливые, но какие иногда бывают ситуации? Перед экзаменом он все знал, но зашел в аудиторию сдавать – и чувствует: «Ничего не помню». Вышел из аудитории – «Помню». Магия аудитории? Нет, она обычная, все проверено. Значит, дело в эмоциональном состоянии. Каждый был в такой ситуации, когда разнервничался.

Или, когда мы сильно переживаем, мы можем смотреть на текст и просто его не понимать. У меня была ситуация: перелет из Москвы в Астану, отработка тренинга, а из Астаны нужно было перелетать в Алматы. Я прибегаю в аэропорт. Меня задержали тренинги, пробки, и я понимаю, что у меня остается 15 минут. Смотрю на табло – а там информация на русском языке – и не понимаю, когда у меня вылет самолета. Что у меня, человека с тремя высшими образованиями, в этот момент случилось? Регрессия? Естественно, потому что я была в стрессе. Я закрываю глаза на минуту, понимаю, что лучше сейчас на уровне физического состояния успокоюсь, а оно тут же влияет на эмоциональное состояние. Смотрю – ура, все слова понятны!

Сейчас я рассказала о ярком проявлении стресса. А сколько бывает микропроявлений! Чуть встревожен, или устал и зажал в себе это, или задача кажется слишком сложной, и сама мысль об этом дает эмоциональную реакцию, которая блокирует память, внимание, мышление.

Важнейший момент в образовательном процессе – нельзя вгонять учащихся в сильный стресс: тогда не будет научения. Внутренняя гармония, открытость новому – это физиологическое и эмоциональное состояние. Не случайно есть практики социально-эмоционального обучения и педагоги, чьи лекции становятся более интересными просто потому, что они закладывают туда подобные практики.

Так можно преподавать любые предметы.

Экологичное проявление эмоций

–​​​​​​​ EQ включает и определенную гигиену выражения эмоций?

– Сто процентов. Забудьте выражение «негативные и позитивные эмоции», поскольку любая эмоция, которая пришла, для чего-то нужна. Есть либо выражение эмоции, неадекватное ситуации, либо неправильное выражение силы эмоции. Я могу волноваться перед выступлением – это нормально. Но, если тревога слишком сильная, я могу провалить выступление. Когда тревожишься, нужно разобраться, почему. Это новая аудитория или новый контент? Или я тревожусь, потому что устал? Когда я понял, какого ресурса мне не хватает, я могу принять некое решение. Я просто либо отдохну 15 минут и воды попью, либо, наоборот, пересмотрю какую-то сложную часть лекции, либо чуть больше узнаю про эту аудиторию. И тогда тревога уйдет.

Иными словами, эмоция трансформируется в некое решение в тот момент, когда мы правильно прочли ее послание. Прочтение посланий является ключевой функцией эмоционального интеллекта, и тогда многообразие наших действий становится очень большим. Мы уже экологичнее проявляем эмоции. Экологичность подразумевает адекватность выражения эмоции.

Иногда нужно проявить гнев – например, в ситуации защиты, когда вы выстраиваете границы (их нарушают), или в спортивных состязаниях. Но если у ребенка что-то не получается, а мама не в ресурсе и кричит: «Что ты не старался? Я тебя предупреждала», это не экологично и может повлечь серьезные последствия.

То же самое в ситуации совещания руководителя с подчиненными. Образ проявления эмоции должен быть адекватен ситуации. Можно сказать: «Я действительно сильно сержусь. Вы обещали выполнить задачу в срок, но не выполнили». Это создаст напряжение, но важно сказать: «Это вызывает разочарование, потому что вы сказали, что вам все понятно». А можно наорать: «Где вас таких понабрали?». Или: «Что за поколение?». Мысли очень похожие, но последствия будут немного разными.

«Психосоматический» интеллект

–​​​​​​​ Итак, EQ включает когнитивные, коммуникативные, социальные навыки. А как насчет телесной составляющей и распознавания языка тела?

– Кстати, про телесную составляющую. Это еще и про здоровье, потому что, когда мы контролируем, сдерживаем эмоции, у нас возникают постоянные зажимы, это влияет на наше здоровье. «Застревание» в эмоции – колоссальная история. Тяжелых, тревожных состояний сейчас множество – в силу постоянных изменений и большого количества других факторов. Это оказывает на здоровье разрушительный эффект. Ганс Селье (основоположник теории стресса) с его знаменитыми исследованиями на крысах, которым делали уколы, показал, что стресс разрушал их здоровье. Если мы уходим на уровень дистресса (негативного стресса), идет разрушение организма. Какое именно – зависит от анамнеза, образа жизни, питания, индивидуальных особенностей. Так или иначе, здоровье начинает разваливаться. Или же, напротив, восстанавливаться, если человек начинает управлять своими эмоциями. Налаживается снабжение мозга кислородом, регулируется выброс кортизола, серотонина, дофамина. Все это влияет и на формирование нейронных связей.

Никакой магии – чистая нейрофизиология. Один из главных бонусов развития EQ – то, что люди становятся более здоровыми во всех смыслах.

Тренажеры EQ

–​​​​​​​ В своем курсе вы рассказываете, как развивать эмоциональный интеллект.

– Мы не просто рассказываем, а развиваем его практически. Можно посмотреть видео, почитать книги, но дальше в большинстве случаев будет проблема: вы все знаете, но почему-то не делаете. Нужны и правильные источники информации, и очные тренинги. Это дает новый опыт перепроживания эмоций, формирования новых нейронных связей. Важно наработать навыки, как распознавать эмоции, понимать их причины. У нас активный формат занятий: множество практик на мышление и управление эмоциями и достаточно высокая физическая активность. Вы поймете, где ваши точки опоры, и научитесь быть искренними с собой. Это позволяет человеку адекватно оценивать себя и мир и развиваться профессионально.

Беседовала Ольга Соболевская