Лидерские и управленческие компетенции являются одними из наиболее востребованных на современном рынке труда. Между тем, назвать лидерство просто мягким навыком нельзя, поскольку оно подразумевает владение сразу множеством мягких навыков, а также наличие хорошо развитых профессиональных компетенций. Разбираем в материале IQ Media, из чего состоит лидерство и где ему можно обучиться.
Если говорить о лидерстве, как о мягком навыке (soft skill), стоит упомянуть о том, что существует множество подходов к классификации или перечню самих мягких навыков. Так, например, в одном из международных исследований среди 35 мягких навыков, разделенных на 3 ключевых группы (способности, базовые навыки и кросс-функциональные навыки) выделяют навыки управления ресурсами, которые относят к кросс-функциональным. Под управлением ресурсами понимается управление финансовыми, человеческими ресурсами, а также тайм-менеджмент. Понятие лидерство, как правило, рассматривается более широко — это хорошее владение и гибкими, и твердыми (связанными с профессиональной деятельностью) навыками. И, в первую очередь, хороший лидер должен уметь управлять собой — своими эмоциями, временем, приоритетами и т.д. Важная черта лидера — умение брать на себя ответственность и вести за собой людей. А это невозможно без уверенности в себе, эмоционального интеллекта, способности заряжать и мотивировать людей и быть настойчивым. Также в числе необходимых лидеру навыков — умение эффективно управлять конфликтами, формировать команду и выстраивать доверие.
Если говорить об управлении собственными ресурсами, то каждый человек должен быть в какой-то степени лидером. Однако, когда речь идет об управлении людьми или проектами, хорошие лидерские компетенции просто необходимы, чтобы поддерживать рост и развитие компании или бизнеса, преодолевать кризисы и управлять изменениями. Если команда имеет хорошего лидера, в ней с меньшей вероятностью будут случаться конфликты, наносящие ущерб бизнесу в виде потери прибыли, кадровых ресурсов или нереализованных проектов. Само собой разумеется, что развитые лидерские компетенции способствуют карьере, а также личностному и профессиональному развитию и росту социального капитала.
Лидеры нередко проявляют себя в кризисные периоды, а также, когда назревают или происходят изменения. Поэтому отсутствие лидерских и управленческих навыков может стать препятствием к выживанию бизнеса или его дальнейшему развитию. До 70% изменений в организациях оканчиваются неудачно, отмечает ведущая программы ДПО в НИУ ВШЭ «Управление изменениями в команде. Лидер как коуч» Елена Наумцева. Причем самыми сложными, по ее словам, оказывают те инициативы, которые касаются мягких факторов, — например, организационная культура, IT-разработка, реинжиринг. «Очень важно, как сами сотрудники относятся к переменам, — это поведенческие барьеры. Многие исследователи отмечают, что неудачи и успехи часто связаны с такими факторами, как психологическая устойчивость, реакция на перемены, установки и убеждения сотрудников, влияющие на понимание и адаптацию к переменам», — поясняет эксперт.
Бесплатно курс по лидерству с получением сертификата можно пройти, например, на платформе «Россия – страна возможностей». Он длится 20 часов и предназначен для начинающих специалистов. Бесплатный курс «Как развить в себе лидерские качества и начать действовать» предоставляет также «СБЕР Про» (проект Сбербанка). Курс представляет собой подборку материалов с теорией и практикой, помогающей развивать управленческие навыки амбициозным молодым сотрудникам, а также линейным руководителям.
Платные курсы по лидерству предлагают образовательные платформы (такие, как «Нетология» или Skillbox, например). В НИУ ВШЭ есть курс «Управление изменениями в команде для руководителей». Он предназначен для менеджеров и предпринимателей, которые хотели бы научиться управлению изменениям в команде. В процессе обучения можно научиться организовывать процессы трансформации организации, применять подходы и методы сопровождения изменений, разбираться в социально-психологических феноменах для работы с людьми, а также планировать развитие сотрудников. Помимо этого в НИУ ВШЭ работает программа профессиональной переподготовки «Метанавыки топ-менеджера» (для руководителей вышего звена: топ-менеджеров и предпринимателей) и программа повышения квалификации «Лидерство. Новая высота». Она призвана развить лидерский потенциал и обеспечить системную подготовку руководителя к управленческим функциям следующего уровня.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!