Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Метанавыки для личного бренда

Какие «базовые настройки» характера помогут создать правильный публичный образ и сохранять устойчивость

Метанавыки – бесспорная, но загадочная звезда среди множества характеристик успешных людей. Смысл концепта пока не устоялся, набор метакомпетенций растет. Одни эксперты называют их «большими навыками», из которых следуют более частные умения. Другие полагают, что это личностные черты, гарантирующие удачную карьеру. «Базовые настройки» для развития остальных умений – так определяет метанавыки эксперт по личному брендингу Татьяна Ветрова. В статье для IQ Media она выделяет метакомпетенции, нужные для создания узнаваемого персонального бренда

name

Татьяна Ветрова

Татьяна Ветрова, маркетолог, эксперт по персональному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации».

Вершина успеха – «умения духа»

Проактивность, целеполагание, адаптивность (умение приспосабливаться к разным обстоятельствам), критическое мышление, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект – списки метанавыков варьируются. Но общий знаменатель у них одинаковый: человек, обладающий метакомпетенциями, более успешен в работе и в жизни. Да и более счастлив.

Приставка «мета-» означает «над, сверх». Метанавыки – верхняя ступень иерархии компетенций. Ее нижний ярус составляют жесткие навыки (hard skills), средний – мягкие навыки (soft skills). А на вершине будут soul skills – метанавыки, или «умения духа», в терминологии психотерапевта Эми Минделл, автора книги «Metaskills: The Spiritual Art of Therapy».

Я бы определила метанавыки как смыслообразующие умения, как духовную основу, на которой выстраиваются более частные навыки. Иными словами, метакомпетенции – базовые настройки для развития множества умений. 

Нередко говорят, что это приобретенные умения. Мне же представляется, что они бывают и врожденными. Это некие личностные характеристики. Приведу примеры. Кому-то присущи такие метанавыки, как гибкость, осознанность, критическое мышление, лидерские качества. А у кого-то они отсутствуют напрочь, и сложно их развить. Адаптивные способности у людей тоже очень разные. Один везде успешно приспосабливается, умеет пересобрать себя, при необходимости. А другого будешь учить – и не научишь. Поэтому я бы поспорила, что метакомпетенции нарабатываются, как навыки. Но это не значит, что их нет смысла развивать. Делать это нужно, особенно если пора создать правильные ассоциации с вами как с брендом.

Топ-7 метанавыков – «каркас» личного бренда

Назову метанавыки, необходимые для персонального брендинга.

  • Осознанность – ключевой «наднавык». Это осознанное восприятие наших целей, жизненных смыслов, принятие себя и других в этом мире. Кто я, что и зачем делаю, на что опираюсь, как хочу изменить этот мир – главные вопросы.

  • Целеполагание – метанавык, тесно связанный с предыдущим. Если ты осознаешь, кто ты и зачем, появляется целеполагание. Важно быть в моменте, ставить достижимые цели и измеримые задачи.

  • Коммуникативные способности. Значимо, как я общаюсь со своим окружением, как выстраиваю рабочие коммуникации, умею ли взаимодействовать с разными стейкхолдерами. Это важно для продвижения и развития бренда.

  • Адаптивность – умение пересобрать себя, настрой на то, что сегодня одна ситуация, завтра – уже другая, и нужно постоянно меняться. Надо уметь сделать выводы и понять, куда дальше идти со своим личным брендом.

  • Адаптивность – гарантия безопасности, ваша страховка в жизни. Как бы ни менялась реальность (а мы живем в эпоху высокой турбулентности), у вас есть вы сами, ваш бренд, точка опоры с именем, работающим на вас. В этом смысле люди, которые имеют личный бренд, оказываются в более выигрышной ситуации. 

    • Устойчивость – способность быстро восстанавливаться после кризисов и неудач. Она тесно связана и с адаптивностью, и с осознанностью.

  • Креативность, которая, как мне представляется, во многом врожденная. Не у всех есть способность генерировать массу идей, творчески подходить к любому процессу, но стоит пытаться развивать ее.

  • Умение мотивировать людей. Если я вижу, «про что» человек, я могу подсветить его таланты, вдохновить на великие дела.

  •  Маяк в тумане, или Что дают метанавыки?

    Если вы понимаете, на что опереться, обладаете адаптивностью, критическим мышлением, проактивностью и другими метанавыками, – это возможность в нынешних реалиях ощущать себя в ресурсном состоянии. Это значит, что вы способны быстро пересобираться, не зависаете и не уходите в депрессию.

    Важно понимать, что в наше быстро меняющееся время мы многое делаем впервые и неизбежно совершаем ошибки. Нужно себя настраивать, что это новая норма, и с ней жить. Вы идете на ощупь, ошибаетесь, но таковы реалии времени. И метакомпетенции позволяют справляться с проблемами быстрее. 

    Без метанавыков тяжело осознавать себя как личность и как бизнес-единицу.

    Нельзя быть хорошим во всем, или Синергия команды

    Многие эксперты отмечают, что сейчас крайне высокие требования к молодым специалистам. Но весь список «скиллов» – жестких, мягких и метанавыков – в одном человеке развить невозможно. Зато у каждого из нас есть какие-то мощные компетенции, которые нас поддерживают.

    Конечно, можно пытаться заниматься всем сразу. Но если я знаю, что, скажем, глубокая аналитика – не мое, зачем мне туда идти? Есть гении в этой сфере, и зачем мне быть в ней посредственностью? Лучше взять в команду классного специалиста. 

    Думаю, это применимо и к мягким навыкам, и к метакомпетенциям. Есть принципы командообразования. Невозможно быть хорошим во всем. С одной стороны, мы ставим себе высокую планку, а с другой – понимаем реалии. Разумеется, хочется взять на работу человека, который все умеет: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Но надо сознавать, что и раньше так не было, и сейчас так не будет.

    Читайте также:

    Записала и отредактировала Ольга Соболевская