Коучи, медиаторы, бизнес-тренеры, модераторы, фасилитаторы – популярные помогающие профессии, связанные с психологией, – требуют определенной юридической подкованности. Как грамотно оформить свою деятельность и авторские права на свои методики, как заключать договор с клиентами, как работать с персональными данными – в этих и других ключевых вопросах нужно ориентироваться. Центр правового обеспечения бизнеса факультета права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде подготовил курс ДПО по юридическому сопровождению работы коучей, медиаторов и психологов, который стартует в октябре.
Все курсы повышения квалификации по юриспруденции нижегородской Вышки – от интеллектуального права, налогового консалтинга до уголовного права и адвокатуры – можно посмотреть здесь. Недавно началась программа «Юрист по интеллектуальной собственности и авторским правам». В октябре стартуют курсы по корпоративному праву, интеллектуальной собственности и ИИ и ряд других программ.
Нередко у коучей, психологов и медиаторов не хватает необходимого набора юридических знаний, отмечает заведующая Центром правового обеспечения бизнеса, государственных закупок и внешнеэкономической деятельности, заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Анастасия Логинова. Это касается, например, форм осуществления деятельности (что выбрать: самозанятость, индивидуальное предпринимательство, юридическое лицо и пр.), работы с персональными данными, защиты авторских методик и многого другого. Запросы на эти компетенции со стороны помогающих профессий и послужили основой для создания курса, который стартует 7 октября.
Избыток теории на занятиях, нехватка преподавателей-практиков могут разочаровать слушателей. Именно поэтому курс по юридическому сопровождению коучей и психологов – максимально практико-ориентированный. Обучение выстроено на реальных кейсах. Слушатели сразу взаимодействуют с экспертами от индустрии: практикующими юристами, медиаторами, психологами и пр. «Аудиторию знакомят с основным понятийным аппаратом, а дальше разбирают его через примеры из практики», – поясняет Анастасия Логинова. И постоянное общение с куратором – само собой разумеется. Формат курса – онлайн с «живым подключением».
Программа позволит разобраться, как специалистам помогающих профессий консультировать и получать доход по букве закона и что делать в сложных ситуациях.
Основная целевая аудитория – психологи, коучи и медиаторы, которые еще официально не оформили практику либо хотят достроить свои юридические компетенции, а также юристы, представляющие их интересы.
За два месяца онлайн-обучения слушатели научатся:
– Юридически оформлять и сопровождать работу представителей помогающих профессий. Важный акцент – налоговые нюансы и отчетность. Прежде всего деятельность нужно оформить юридически, а потом уже – начинать практику, подчеркивает собеседница IQ Media. Иначе это выглядит как уход от налогов.
– Заключать договоры и соглашения с клиентами. Слушателям предоставят шаблоны составления таких договоров, расскажут об их тонкостях.
– Работать с персональными данными. Нарушения в этой сфере грозят большими штрафами. «Если коуч хранит информацию о клиентах не на сервисах Яндекса, а в Google, это считается трансграничной передачей данных. Штраф для юридических лиц здесь может достигать 6 млн рублей», – поясняет эксперт.
– «Разруливать» претензии и делать возвраты.
– Оформлять авторские права на методики, разработанные психологами и коучами. Это одна из «ключевых болевых точек», говорит Анастасия Логинова.
– Этикету в работе коуча, психолога и медиатора. Специалисту надо простроить границы в общении с клиентом, наладить корректную и эффективную коммуникацию. При этом нельзя забывать о конфиденциальности. Принципиальный момент: нельзя усугублять состояние клиента, допускать деструктивный настрой.
– Применять цифровой этикет. «Когда приходят отзывы клиентов, необходимо получить их письменное согласие на размещение отзыва», – добавляет собеседница IQ Media. Если коуч в соцсети обсуждает тот или иной кейс, нужно обезличивание данных, чтобы по ним было невозможно определить конкретного человека.
– Защищать деловую репутацию.
– Управлять конфликтами (предотвращать и разрешать), успешно применять техники переговоров.
– Разбираться в рисках привлечения к ответственности.
«Юристам нужно в принципе уметь консультировать. К сожалению, в бакалавриате обычно этому не учат, и выпускники не знают, как им правильно начинать консультирование», – отмечает Анастасия Логинова. Нередко юристы-новички не умеют общаться с клиентами, определять их психотип, подсчитывать свою стоимость, добавляет она. С этикой у начинающих юристов тоже случаются проблемы.
Консультированию учит отдельный курс, стартующий 6 октября. Он поможет успешно общаться с клиентурой, вести переговоры, грамотно оформлять договорные отношения.
А как быть в случае, если к юристу обратился представитель инфобизнеса? Может ли правовед отказать ему в оформлении деятельности? Если она недобросовестная, то – несомненно. Юристы должны исходить из принципа добросовестности, подчеркивает эксперт. Клиента стоит «проконсультировать, указать, как работать правильно, а дальше уже человек решает сам».
В курсе также обсуждается юридическое разграничение профессий психолога, психиатра и психотерапевта. Например, каков должен быть уровень образования в каждом случае? Какова ответственность за его отсутствие? Все это – острые вопросы, в том числе, для клиентов коучей и психологов.
Курс продлится с 7 октября по 8 декабря. По его окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ, зарегистрированный в реестре документов об образовании Министерства науки и высшего образования РФ.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!