Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Автор на страже

Как защищать и монетизировать интеллектуальную собственность

В двух недавних судебных делах ответчики заявили, что изображения, использованные ими, не считаются объектами авторского права, поскольку созданы с помощью искусственного интеллекта. Суд довод не поддержал: было установлено авторство спорных объектов. С распространением ИИ такие разбирательства случаются все чаще. Но в сфере защиты интеллектуальной собственности есть и масса других вопросов. Как не дать украсть свои разработки? Как монетизировать объекты авторского права? Что должен включать договор заказчика с автором? Ответы на эти вопросы даст подробный онлайн-курс НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. О нем IQ Media рассказала преподаватель, эксперт по авторскому праву Наталья Удалова.

Содержание:

Как отстоять авторское право на произведения ИИ?

Право собственности на продукты, созданные нейросетями, – часто обсуждаемый вопрос в сфере интеллектуальной собственности. Подходов к решению проблемы – несколько. Одни эксперты выступают за разделение права собственности между разработчиками и пользователями. Другие полагают, что результаты работы ИИ должны считаться общественным достоянием. Третьи «голосуют» за авторство пользователя: ведь именно он формулирует промты для нейросети. На сегодня правообладателем такой продукции считается человек, использующий искусственный интеллект для ее создания.

Вопрос о праве собственности на произведения, созданные ИИ, активно исследуется «на уровне доктрины, обсуждается в науке», Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) проводит на эту тему симпозиумы и семинары, отмечает старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса факультета права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Наталья Удалова. При этом в дискуссиях нередко возникает вопрос: возможно, автором таких произведений стоит считать нейросеть? Особенно если она работает без постоянного вмешательства человека.

Если говорить о судебной практике, то пока правообладателем таких произведений может считаться только человек, подчеркивает эксперт. «В правоприменении общее правило (установлено в Гражданском кодексе РФ, статья 1228) состоит в том, что лишь физическое лицо может признаваться автором результата интеллектуальной деятельности», – поясняет Наталья Удалова. 

Иными словами, автор произведения ­– тот человек, чьим творческим трудом оно создано. ИИ не может выступать субъектом правоотношений – не обладает правосубъектностью. «Пока искусственный интеллект воспринимается, скорее, только как некая программа, которая позволяет что-то сгенерировать», – уточняет эксперт.

В качестве примеров можно назвать дела, в которых ответчики указывали «на отсутствие охраноспособности изображений как объектов авторского права, так как они были созданы с помощью ИИ», говорит собеседница IQ Media. Но суды эти доводы не поддержали, поскольку «было установлено авторство физических лиц в отношении спорных объектов». 

Однако авторство произведений, созданных с участием ИИ, – лишь один из множества вопросов в сфере интеллектуальной собственности. Не менее острая тема – договоры между заказчиками и исполнителями. Показателен, например, кейс с фотографиями.

Как договориться с авторами?

В договоре авторского заказа не было четко прописано, кому принадлежат права на фотографии, рассказывает Наталья Удалова. И, хотя заказчик получил материальный носитель (к ним относятся, например, флешки), автор сохранил за собой исключительные права на сами фотографии. Это спровоцировало конфликт. 

Иными словами, заказчик инициировал и оплатил съемку, получил фотографии, но не смог ими полноценно пользоваться, так как права на их использование не были переданы. Вывод простой: порядок приемки результатов договора тоже нужно прописывать. 

«В договор авторского заказа необходимо обязательно включать положение о распоряжении исключительным правом», – подчеркивает исследовательница. 

Что учесть в договоре авторского заказа?

У договора авторского заказа есть важный нюанс, напоминает собеседница IQ Media. Одна из сторон должна быть физическим лицом (автором произведения). Если договор авторского заказа пытались заключить два юридических лица, суд указывал, что так быть не может.

Предмет договора должен быть четко прописан. Надо зафиксировать форму произведения, объем, способ представления и другие ключевые параметры. 

Иначе как заказчик, недовольный результатом, предъявит претензии исполнителю? 

Как защищать интеллектуальную собственность на маркетплейсах?

Актуальна и проблема ответственности за использование продавцами фотографий на маркетплейсах. Наталья Удалова приводит кейсы, в которых ответчики заявили, что «спорные объекты интеллектуальной собственности они не добавляли, а их появление в карточке товара возникло из-за автоматической загрузки, обусловленной функционалом маркеплейса». Однако в конечном итоге суды пришли к выводу, что ответчик должен был проявить осмотрительность, ознакомиться со спецификой деятельности маркетплейса и оценить свои предпринимательские риски.  

Особый ресурс

В правовом регулировании интеллектуальной собственности есть масса нюансов. Например, как управлять авторскими правами? Какова ответственность за их нарушение? Как защищать свое ноу-хау, не дать украсть идеи? Что такое патентная система? Кому принадлежат права на служебные объекты интеллектуальной собственности?

«Сейчас интеллектуальная собственность расценивается как крайне значимый ресурс, причем в самых разных сферах, – рассуждает Наталья Удалова. – Если раньше она во многом ассоциировалась с возможностью творческого самовыражения, то сейчас это один из самых важных инструментов, например, в бизнес-сфере». 

Онлайн-курс «Юрист по интеллектуальной собственности и авторским правам»  дает ответы на все ключевые вопросы по теме. Программа сочетает теорию и практику. Особый акцент – на правоприменении. По каждой теме решаются и обсуждаются практические кейсы. Так «гораздо легче уяснять нормы, потому что законодатель формулирует их широко, а хочется понять, как применять их в конкретной ситуации», рассуждает собеседница IQ Media.

В курсе рассматриваются разные типы интеллектуальной собственности:

- авторские объекты (произведения литературы и искусства, программы для ЭВМ),

- патенты на изобретения,

- средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения и пр.).

Программа универсальная, подходит всем. «Серьезный входной багаж знаний» совсем не обязателен – предмет разбирается «с азов», подчеркивает Наталья Удалова. Сначала рассматриваются «общие моменты, характерные для интеллектуальной собственности». Затем «пошагово раскладываются» остальные темы. Слушателям предлагают решать задачи. На последних занятиях обсуждаются «нюансы, которые особенно интересны группе». Так, одну группу волновало авторское право в искусстве, другую – бизнес-нюансы, третью – интеллектуальная собственность в туризме. Слушатели проявляли заметный интерес к наименованиям мест происхождения товаров и к географическим указаниям. «С учетом того, что сейчас активно развивается сфера внутреннего туризма, это крайне актуально», – говорит Наталья Удалова.

Программа стартует в начале июня. После обучения можно трудоустроиться в крупные государственные и частные организации, расширить юридическую практику.