Уладить конфликт до суда, примирить и привести стороны к компромиссу, помочь им дальше общаться конструктивно – все это задачи медиаторов. Эти умелые переговорщики разруливают самые сложные ситуации, снижают связанные с ними издержки и позволяют двигаться дальше. Как работают медиаторы – читайте в статье IQ Media.
Часто в ситуации конфликта переговорщики отстаивают требования какой-то одной стороны. У медиаторов («посредников» – от лат. medius – «средний») все более чинно-благородно: они действуют непредвзято. Профессионал создаст атмосферу доверия, внимательно выслушает все доводы, выяснит их истинную подоплеку, поможет оппонентам найти точки соприкосновения, а в итоге – и примириться. И главное, – до судебных разбирательств.
Медиатор улаживает конфликт зачастую эффективнее, быстрее и бережнее, чем суд. Соглашения по итогам медиации, в отличие от решений суда, обычно устраивают все стороны конфликта.
«Медиация – это регулирование коммуникации между людьми, которое позволяет им услышать друг друга, высказать свои истинные потребности и начать договариваться на взаимоприемлемых условиях», – поясняет доцент Департамента психологии факультета социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ, преподаватель курсов по медиации Наталья Антонова.
Благодаря успешной медиации стороны уже не противостоят, а сотрудничают друг с другом. «Значит, они перешли к другому стилю общения и начинают договариваться, – комментирует эксперт. – Так что в процессе медиации стороны еще и учатся коммуницировать друг с другом». Есть шанс, что и в дальнейшем они будут общаться конструктивно.
Медиация – дело добровольное, без принуждений. Обычно она включает серию сессий – все зависит от задач и сложности противоречий. В результате медиации стороны должны прийти к соглашению – и зафиксировать договоренности в документе.
На языке закона медиация – альтернативное урегулирование споров. Профессия активно развивается – есть программы магистратуры и дополнительного профессионального образования, которые готовят медиаторов. Эту должность пытаются ввести в организациях. Тем не менее пока «документированные должностные обязанности есть только у медиаторов в досудебной практике», рассказывает Наталья Антонова.
«Когда человек подает заявление в суд, он сначала идет к медиатору вместе со своим оппонентом, и они пытаются достичь согласия. Если не получилось, тогда дело доходит до суда», – поясняет эксперт.
Трудовые, коммерческие, жилищные, потребительские споры, семейные раздоры (при разводе, разделе наследства) – все это сферы деятельности медиаторов. По мнению организационного консультанта, бизнес-коуча, модератора программ городского развития и социальной сферы МШУ Сколково, доцента Департамента психологии ФСН Елены Наумцевой, представители этой профессии нужны даже в школах – «для разрешения конфликтов между детьми, подростками, учителями, родителями в формате школьной службы примирения». Крайне важно сформировать в школе «культуру управления конфликтами».
Если в компании возникли разногласия, стоит также «призвать» медиаторов.
Руководитель должен понимать экономическую ценность улаживания споров. «Тем самым снижаются потери от непродуктивных коммуникаций, – поясняет Елена Наумцева. – Руководители договорились, и таким образом издержек на конфликт, судебных издержек удалось избежать». Бизнес движется дальше.
В сфере городской застройки, по словам экспертов, тоже пригодятся медиаторы. Например, жители района хотят сохранить парк, а девелоперы планируют на его месте построить многоэтажный дом, – впору звать переговорщика. «Важно, чтобы и администрация района, и архитекторы, и горожане находились в диалоге», – добавляет Наумцева.
Опытный медиатор:
Идеальное образование «посредника» – психологическое плюс подготовка по медиации (нужны навыки разбора конфликтов, умение вести переговоры и пр.).
Юридическое образование в дополнение к профильному полезно, но не обязательно. Достаточно просто сотрудничать с юристами.
Приоткроем кухню медиации. Самые универсальные её техники связаны с налаживанием эффективной коммуникации. Это активное слушание (с уточнением, переспрашиванием, поддержкой собеседников), переключение внимания (чтобы снизить накал страстей), открытые вопросы (для развернутых ответов, детализации сути конфликта). Но есть и специфические инструменты медиатора.
Медиатор задает правила дискуссии, останавливает перепалку. «Оппоненты говорят по очереди: один высказал свою претензию, потом второй выбирает что-то из списка, – рассказывает Антонова. – Затем они стараются договориться». В этой технике три уступки – уже хороший результат.
В целом медиация – если не идеальный, то очень хороший способ примирения.
Есть одно «но»: бесплатная медиация встречается нечасто. А возмездная может обойтись недешево. Впрочем, как уж договоритесь – и с тем, чьи взгляды расходятся с вашими, и с самим медиатором.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!