Редакция IQ Media поговорила с руководителем новой программы «Корпоративный бизнес-тренинг», директором ВШЮА НИУ ВШЭ Дмитрием Кузнецовым о качествах, необходимых бизнес-тренеру, становлении программ в области бизнес-образования в России и условиях входа в профессию, которая становится все более востребованной в современных реалиях.
Дмитрий Кузнецов
Дмитрий Кузнецов, ординарный профессор, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, руководитель программы «Корпоративный бизнес-тренер».
Содержание:
– Дмитрий Левонович, Вы четверть века руководите крупнейшими бизнес-школами страны, имеющими репутацию не только в России, но и на международной арене. В чем заключается, на Ваш взгляд, главная задача бизнес- образования?
– Сейчас задача бизнес-образования, в первую очередь, — учить топ-менеджмент инновационному стратегическому и синтетическому мышлению, которое сочетает межотраслевые и междисиплинарные компетенции, необходимые для достижения максимальной эффективности в системной трансформации бизнеса. Бизнес-образование должно обеспечивать конкурентоспособность бизнеса как в формате «здесь и сейчас», так и на долгосрочную перспективу. При этом я традиционно обращаю внимание наших преподавателей, коучей и бизнес-тренеров на то, что комплексный подход не должен препятствовать глубокому освоению уникальных узких специализированных компетенций, которые должны стать основой для создания инноваций в соответствующей сфере деятельности. Эта задача стоит перед всеми институтами, входящими в структуру ВШЮА, — Институтом кадрового администрирования, Институтом юридического менеджмента, Институтом комплаенса и этики бизнеса, Институтом спортивного менеджмента и права.
– Вы одним из первых на площадке РАГС при Президенте РФ в 2003 году, то есть более двадцати лет назад открыли программу бизнес-образования по подготовке дипломированных тренинг-менеджеров? Чем Вам заполнилось это событие?
– Это был первый опыт в стране. Решиться на программу профессиональной переподготовки для тренинг-менеджеров в РАГС было очень непросто. Нам говорили, что такой профессии просто не существует. В то время было очень легко стать бизнес-тренером. В новую профессию устремились многочисленные шарлатаны, воспитатели детских садов, экстрасенсы, йоги, люди без высшего образованию. Предстояло сформировать с нуля стандарты профессии. Тем, кто приходил к нам учиться, казалось, что весь смысл профессии заключается в способности дать громкое название тренингу и поставить высокую цену. Но это не так. За год наши слушатели научились выстраивать корпоративные тренинговые системы и самостоятельно проводить тренинги по самым высоким мировым стандартам. Это был единственный случай за четверть века, когда я, как руководитель бизнес-школы, продлил обучение на несколько месяцев, чтобы достигнуть нужного результата. И так бывает.
– Как сложилась профессиональная карьера Ваших первых выпускников? Вы поддерживаете с ними связь?
Конечно, со многими нашими выпускниками мы не только общаемся и сотрудничаем, но и работаем вместе. Многие из них стали руководителями HR-департаментов крупных компаний, возглавили известные образовательные сети. Среди выпускников есть и выдающиеся бизнес-тренеры, с которыми мы работаем до сих пор в Высшей школе экономики. Так Ринат Хисямов, который руководил многие годы крупными фитнес-клубами и сетями, такими, как «Кимберли Лэнд», «Городской», «Алекс-фитнес», сейчас один из ведущих бизнес-тренеров и коучей в сфере спорта и фитнеса, работает доцентом, заместителем директора Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ. Его одногруппница Александра Филатова блестяще защитила диссертацию «Философский анализ социальных кодов современного бизнес-образования», сейчас заведует кафедрой психологии и педагогики Корпоративного университета развития образования и работает главным экспертом в Вышке. Оба они будут преподавать на нашей программе.
– У Вас также есть опыт создания первой в стране профильной кафедры тренинг-менеджмента в Государственном институте новых форм обучения Минобрнауки. Каковы ее научные результаты и достижения?
Действительно, мне посчастливилось создать и возглавить первую в стране профильную кафедру по изучению тренинг-менеджмента и развитию систем корпоративного обучения. Это был настоящий прорыв. Нас тогда активно поддержал Николай Николаевич Грачев — проректор вуза, с которым я потом тоже встретился уже в Вышке. Он стал одним из ведущих профессоров МИЭМ. Нам удалось не просто определить рамки профессии, но и напрямую связать их с корпоративными системами обучения и развития персонала, управления талантами и карьерой. В то время я возглавлял федеральную лекторскую группу Общества «Знание» России, в которую входили более 200 выдающихся ученых страны – академиков, профессоров, настоящих Просветителей с большой буквы. Поэтому у нас была замечательная база для внедрения наших образовательных инноваций по всей стране – в прямом смысле этого слова от Калининграда до Владивостока, от Салехарда до Сочи.
В это время в стране активно формировались две основные тренинговые школы. В Санкт-Петербурге она носила в большей степени психологический характер. Ее наиболее яркие представители – профессор Сергей Макшанов и Елена Васильевна Сидоренко. Московская школа традиционно была в большей степени связана с управлением, в частности, с управлением человеческими ресурсами. И она создавалась нами в ведущих учебных заведениях страны – в РАГС, а затем в НИУ ВШЭ. Одним из ярчайших представителей московской тренинговой школы является профессор Тахир Базаров. Сегодня многие звезды тренинга, которые внесли выдающийся вклад в развитие российского менеджмента, активно сотрудничают или работают в ВШЮА. Так, научным руководителем нашей Школы является профессор Владимир Арсеньевич Буренин, который в качестве ректора Высшей коммерческой школы одним из первых в стране начал реализацию программ МВА, а затем и DBA.
– Какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный корпоративный бизнес-тренер?
– В первую очередь, должно быть призвание. Если хотите, Божий дар. Талант управлять талантами и учить таланты – крайне редкая, по сути, уникальная компетенция.
В мире существуют четыре траектории, позволяющие человеку сделать успешную карьеру в тренинге.
Наша программа будет рассчитана на все четыре категории потенциальных слушателей.
– А если говорить о Вашем опыте – Вы 12 раз становились лучшим преподавателем НИУ ВШЭ. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать руководитель современной бизнес-школы, и при этом не терять вдохновение?
– Боюсь показаться банальным, но, главное, – любить свою профессию, свое дело. «Гореть» на работе! Интерес, удивление и радость – ключевые эмоции, способствующие повышению эффективности обучения взрослых. Современному руководителю, в принципе, всегда непросто решиться на обучение, так как это решение связано с признанием своего незнания и наличия определенных квалификационных дефицитов. Это вызывает значительный внутренний дискомфорт, который нужно уметь преодолевать.
Кроме того, крайне необходимые роли для руководителя современной бизнес-школы — играющий бизнес-тренер и коуч. Очень важно научиться говорить с каждой целевой аудиторией на ее языке. Нельзя говорить в одинаковом ключе с руководителями корпораций и студентами магистратуры.
– В чем особенность новой программы «Корпоративный бизнес-тренер»? Чем она будет отличаться от предыдущих программ в сфере управления человеческими ресурсами и тренинг-менеджмента?
– В рамках программы мы планируем реализовать концепцию «три в одном». Продолжительность и содержание программы нам это позволяют.
Во-первых, выпускники получат компетенции построения современной корпоративной системы управления талантами, выстраивания в компании эффективной модели обучения и развития персонала. Их задача — научиться на равных и на одном языке разговаривать с топ-менеджментом компании. По сути, наш выпускник, являясь сам менеджером высшего звена, должен быть готов к роли лидера корпоративного университета. При этом ему необходимо обладать инвестиционным мышлением. Каждый рубль, вложенный работодателем в обучение и развитие персонала, должен приносить прибыль.
Во-вторых, слушатели программы научатся разрабатывать современные форматы дополнительного профессионального образования – от повышения квалификации до профессиональных переподготовок уровня Executive, рассчитанных на менеджеров высшего звена.
И, конечно, это должен быть «играющий тренер», то есть профессионал в бизнес-тренинге, способный самостоятельно «под ключ» делать тренинги, начиная с зарождения идеи и предтренинговой подготовки до необходимого постренингового сопровождения. Тренинг – это не два-три дня обучения, получил деньги и сбежал, как часто думают липовые тренеры и блогеры, особенно в сфере личностного роста, промышляющие в социальных сетях. Формирование самых простых бизнес-навыков и компетенций зачастую занимает не менее 6-12 месяцев.
Поэтому и присваиваемая Вышкой новая квалификация будет звучать максимально широко - Тренинг-менеджер (L&D Officer).
– Кому в первую очередь должна быть интересна Ваша программа по подготовке корпоративных бизнес-тренеров?
– В современном цифровом мире, мире высоких скоростей и беспощадной конкуренции именно эффективность управления знаниями обеспечивает ключевые преимущества для бизнеса. От современного работника требуется высокая адаптивность к трансформациям и изменениям, которые зависят, в первую очередь, от качества корпоративной системы обучения.
Я Вас немного удивлю, если скажу, что наша ключевая аудитория – собственники бизнеса, генеральные директора, топ-менеджеры. Это их задача — создать самообучающуюся организацию, научиться управлять через обучение, сформировать пул талантов. То есть настроить процессы таким образом, чтобы организация была способно генерировать инновации.
В самообучающейся организации любой топ-менеджер, чтобы управлять через обучение, должен уметь выполнять множество ролей – преподавателя, бизнес-тренера, коуча, ментора, фасилитатора, наставника. И этому необходимо непрерывно и настойчиво учиться всю свою профессиональную жизнь. Это таланты, которые не даются даром. Они требуют огранки.
– Хотелось бы немного больше узнать о самой программе. Зачем, например, проводить собеседование при приеме на обучение? Разве не проще зачислить всех, кто хотел бы получить новую профессию?
– На программу поступает множество заявок. К сожалению, порой приходят люди, не имеющие ни призвания, ни необходимых базовых компетенций. Квалификация бизнес-тренера от ВШЭ очень привлекательна для «блогеров», йогов, тренеров личностного роста, псевдопсихологов, для людей, которые рассматривают профессию в качестве средства обмана и наживы. Таких мы отсекаем на входе, так как иногда один человек может может разрушить рабочий климат во всей группе. Есть такие программы, где, в первую очередь, важна репутация, а только потом численность. Это наш случай. В принципе для подготовки бизнес-тренеров группы не могут быть численностью больше 20-25 человек. Иначе мы потеряем в качестве подготовки. Если собеседование успешно пройдет больше людей, то мы откроем два потока и более.
– По какому принципу формировался преподавательский состав?
– Для успешной программы бизнес-образования по мировым стандартам достаточно ровного преподавательского состава и двух-трех звезд национального или мирового уровня. Но для подготовки бизнес-тренеров весь тренерско-преподавательский ансамбль должен быть звездным. Речь идет о наставниках, бизнес-тренерах и коучах, имеющих эксклюзивный опыт в реализации крупных системно значимых образовательных проектов и федеральную репутацию. Эту задачу нам удалось решить. Большинство преподавателей в команде не нуждаются в представлении.
– Как будет построен режим обучения на программе?
– Программа по подготовке бизнес-тренеров не может быть полностью построена в формате онлайн-обучения. Нужно живое общение, коммуникации, передача опыта. При этом нам было принципиально важно, чтобы обучение было доступно нашим партнерам, клиентам и слушателям из регионов. Поэтому мы остановились на гибридном формате. Теоретическая часть будет даваться на двух еженедельных онлайн вебинарах по понедельникам и средам — с 19.00 до 22.00, чтобы это не мешало профессиональной деятельности. А практика будет отрабатываться на шести очных трехдневных или двухдневных модулях. Обучение будет проходить в главном корпусе Вышки по адресу Покровский бульвар, дом 11.
– Какова стоимость обучения по программе?
– Мы сознательно держим цену на программу в среднем сегменте, чтобы дать возможность проходить обучение на ней не только высшему менеджменту, собственникам бизнеса или профессиональным бизнес-тренерам, но и директорам по персоналу, руководителям корпоративных университетов, служб обучения и развития персонала, корпоративному резерву.
Получить квалификацию тренинг-менеджера (L&D Officer) можно на программе Корпоративный бизнес-тренинг. Прием открыт. Старт группы 31 марта 2025 года.
Над текстом работала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!