Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Рулевые дискуссий, или Зачем нужны модераторы мероприятий?

Все, что стоит знать об организаторах коллективного общения

В рядах помогающих профессий модераторы выглядят как собратья фасилитаторов. Да и занимаются они примерно тем же – дирижируют обсуждениями. Правда, зачастую без сценария, техник визуализации и постсопровождения. Казалось бы, вот и все различия. Но есть и другие. О них и о том, зачем приглашать модератора, – в статье IQ Media.

Сразу уточним: модераторы онлайн-сообществ и чатов – история, заслуживающая отдельного внимания. Мы же расскажем о модераторах очного общения – тех, кто организует живые и продуктивные дискуссии на конференциях, форумах, стратегических сессиях и круглых столах. Их «помогаторский» вклад особенно нагляден.

Организатор обсуждений

Если вам нужно провести насыщенную и конструктивную дискуссию, зовите модератора – волшебника коллективной коммуникации.

Модератор — отнюдь не конферансье, а, скорее, «дирижер» общения, который уделяет внимание каждой исполняемой «партии» и всему «оркестру» в целом. «Хороший модератор — тот, кто умеет работать с группой, — говорит директор «Школы эффективных коммуникаций», бизнес-тренер и модератор Анна Татьянина. — Он умеет быстро улавливать то, что происходит в группе, — настроение, риски, все, что висит в воздухе, — и работать с этим». 

Руководитель программы «Технологии фасилитации», модератор МШУ Сколково, бизнес-коуч, доцент Департамента психологии факультета социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ Елена Наумцева рассуждает: «Модератор — организатор коммуникации. Он создает пространство, в котором можно придумать новую стратегию, решать проблемы, искать причины сложностей, пространство, где можно договориться, придумать новую организационную структуру, распределить функциональные обязанности».

План встречи, очередность и тайминг выступлений, доверительная и позитивная атмосфера, возможность высказаться всем участникам — все это функции модератора. Он стимулирует обмен мнениями, структурирует обсуждение, при необходимости сглаживает конфликты. «Хорошая дискуссия должна быть упорядоченной, управляемой и продуктивной», — поясняет Анна Татьянина.

В тени звезд  

Главные «условия задачи» модератора — цель, формат, программа и регламент встречи. От них зависят стиль модерирования, сценарий (его элементы), инструменты и мера креатива. Официальные мероприятия предполагают жесткий регламент. Другие встречи — конференции, экспертные дискуссии, круглые столы — подразумевают более свободный формат, дают модератору больше шансов проявить себя во всей красе. Например, импровизировать и даже провоцировать аудиторию — ради живой и содержательной дискуссии.  

При этом модератора не должно быть «слишком много». Если он чересчур словоохотлив и оттягивает все внимание на себя, он, по сути, берет на себя роль спикера. «Однако задача модератора — быть тенью, на фоне которой каждый участник обсуждения становится звездой», — подчеркивает Анна Татьянина. 

Критерии качества модерации напрямую связаны с ее целями. Допустим, есть конфликт, который нужно разрулить. Для этого все участники должны быть услышаны. «Хороший модератор позволяет каждому высказаться, завершив контур безопасности и введя правило, что каждый голос важен и никакой критики», — говорит глава «Школы эффективных коммуникаций».

На форумах и конференциях проходят панельные дискуссии, участники которых могут высказывать очень разные точки зрения. Модератор позволяет спикерам «пройти по тонкому льду» — подискутировать, но аргументированно и корректно, не конфликтуя, но освещая ситуацию с разных сторон.  

Виртуоз модерирования

Приведем «джентльменский набор» успешного модератора. Этот специалист:

—Хороший организатор, который уверенно управляет временем.

— Находится «над схваткой», придерживается нейтралитета. «Если ты высказываешь свою позицию, значит, ты потерял позицию модератора», — убеждена Елена Наумцева.

— Отлично чувствует настроение группы и при необходимости меняет стиль модерации.

— Говорит грамотно и красиво.

— Гибок, терпелив и дипломатичен.

— Умеет управлять конфликтами. «Важно их деликатно раскрыть, разморозить, дать возможность сторонам поговорить и заморозить конфликт на неких общих договоренностях», – говорит Анна Татьянина.

— Наделен чувством юмора, умеет создать комфортную атмосферу. «Полезно приготовить, как минимум, три-четыре притчи, два-три анекдота на любую встречу», – подчеркивает собеседница IQ Media.

О коммуникативных навыках и техниках модератора скажем отдельно. Ясно, что он должен быть здесь виртуозом. «Это ключевые техники — задавать уточняющие вопросы, возвращать аудитории то, что ты услышал, в формате «Я-позиции»: «Коллеги, я сейчас услышал, что…» — и дальше в зависимости от того, какой эффект мы хотим получить, задавать следующий вопрос», —поясняет Анна Татьянина. 

Вопрос «И что это значит для вас?» стимулирует рассуждения и любопытные выводы. Есть также техники возврата к целям: «Насколько то, что я слышу, помогает вам достичь результата?». В конце нужно уметь «закольцевать» дискуссию, вспомнить исходную точку.  

Шляпа волшебника

На конференции и круглые столы в качестве модераторов часто приглашают отраслевых экспертов. Проводя секции и панельные дискуссии, они могут дать комментарии по содержанию выступлений, что-то акцентировать, резюмировать, — но при этом четко сознавать свое «амплуа».

«Есть разные «шляпы», которые может надеть один человек, — рассуждает Анна Татьянина. — Иногда я, проводя мероприятие, выступаю и в роли модератора, и в роли консультанта. Каждый раз я говорю: «Коллеги, сейчас я выступаю в роли модератора, который слушает вас, задает вопросы и относится абсолютно ровно к каждому из вас». В какой-то момент по договоренности с командой я поясняю: «Я сняла шляпу модератора, надела шляпу эксперта. Позвольте поделиться с вами своей экспертизой»». 

Уместность экспертных суждений заранее оговаривается. «Не бывает такого, чтобы я зашла на проект и вдруг внезапно начала «выгружать» экспертизу, — продолжает директор «Школы эффективных коммуникаций».— Это всегда происходит с согласия участников».

Братья-коммуникаторы

Нередко модерацию отождествляют с фасилитацией. В них используются практически одни и те же техники, отмечает доцент Департамента психологии ФСН ВШЭ Наталья Антонова. При этом термин «фасилитация» чаще применяют психологи — в значении определенной психотехнологии. Выбор термина зависит и от традиции. «То, что в немецкоязычной традиции — модерация, в англоязычной — фасилитация», — поясняет Елена Наумцева.

В отличие от модерации, фасилитация проводится всегда по сценарию, включает техники визуализации (стикеры, флипчарты, конструктор «Лего», пластилин — все, что помогает структурировать информацию) и предполагает постсопровождение (курирование намеченных изменений), уточняет Анна Татьянина. Для модерации эти элементы факультативны. Иногда требуются отчет по итогам встречи и обратная связь заказчику мероприятия. 

Сценарий модерации довольно прост (все определяет программа). «Например, нужно сделать подводку к выступающему – рассказать о его бэкграунде, потом построить логический мостик к следующему выступлению», — рассказывает Татьянина. В сессии вопросов и ответов надо отслеживать, чтобы вопросы задавали разные слушатели, и т.д.  

Звать «своих» или варягов?

Какого модератора выбрать — внутреннего (скажем, HR-менеджера) или внешнего, со стороны? «Внутренний модератор хорошо знает особенности корпоративной культуры компании, — комментирует Елена Наумцева. — В то же время, ему сложнее занимать нейтральную позицию, особенно если в его сессии включены руководители высшего звена. Тогда иерархия начинает противоречить культуре свободного диалога». Например, все ждут, пока шеф выскажется. А некоторые участники сессии вообще отмалчиваются. Возможное решение – попросить руководителя выступить в конце. Либо «устроить отдельный такт работы — типа ярмарки проектов», когда команда приносит инициативы, а начальство их утверждает.

Внешнему модератору проще сохранять нейтральность и свежий взгляд, но сложнее сразу разобраться в нюансах взаимоотношений в компании (возможны «подводные камни» — скрытые конфликты). «Однако, когда команда чуть-чуть раскрывается, становятся понятны динамика группы и структура неформальных отношений в ней», — говорит Елена Наумцева.   

Заблаговременная подготовка к модерации — изучение взаимодействия департаментов и важных документов — хороший профессиональный ход, большой плюс для внешнего специалиста. Но компания-заказчик должна задаться вопросом, готова ли она оплатить дополнительное время модератору, уточняет Наталья Антонова.

Любой модератор — и внутренний, и внешний – должен уметь подобрать для аудитории оптимальный стиль ведения дискуссий. Классный специалист всегда «креативит», импровизирует, чтобы сделать обсуждение более активным, полезным и увлекательным.  

Узнать больше о программах по коммуникациям: PR, реклама и коммуникации