Самостоятельных, активных, готовых работать на благо общества молодых людей можно определить по цифровым следам – например, в соцсетях. По ним же можно выявить ценности, мотивы и влиятельность молодых лидеров, а главное – увидеть реальный эффект от их начинаний. Этот подход* разработали и применили ученые ВШЭ в проекте «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». О методике IQ Media рассказал руководитель проекта, социолог Павел Сорокин.
Содержание:
Активные, ответственные, созидательно настроенные люди — движущая сила любого общества. Как найти молодежь с такими качествами? Например, по цифровым следам — в социальных сетях и на социальных платформах. Молодые предприниматели, лидеры социальных проектов вполне заметны в цифровой среде. И результаты их работы, выложенные, скажем, во ВКонтакте, — в виде фото-, видеоотчетов, постов, а также прирост их подписчиков порой больше рассказывают о них, чем стандартные «рапорты» о выполнении KPI. Страница ВКонтакте отражает активность и ценности пользователей, а значит, служит полезным источником данных. На них можно обучить алгоритм находить подобные же кейсы. Еще один информативный источник данных — волонтерские платформы с конкретными проектами.
Такой метод выявления инициативной молодежи в возрасте до 30 лет предложили исследователи ВШЭ. Вкупе с традиционными опросами и интервью (количественными и качественными методами), а также анализом документов по проектам он позволяет определять новых лидеров созидательных общественных изменений.
«Идентификация людей с большим потенциалом созидательной деятельности крайне актуальна в целях решения задач национального развития. В том числе, обеспечения технологического суверенитета и, в целом, ускорения темпов роста экономики», – говорит руководитель научного проекта, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин. Причем на молодежь возлагаются особые надежды. Не случайно появляется множество проектов в сфере науки, культуры, образования по стимулированию молодежи делать что-то полезное и важное.
Идея проекта возникла во взаимодействии с Ассоциацией волонтерских центров и проектным офисом федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». «Была задача идентификации перспективных молодых людей и их проектов, а именно, по каким признакам их отличить», – рассказывает исследователь.
В результате получился алгоритм для анализа данных соцсетей и платформ, позволяющий вычленить потенциальных лидеров созидательных инициатив.
Новый подход можно применить и к отчетности по социальным проектам (как и к начинаниям в сфере культуры).
Работа, касающаяся социального активизма, добровольчества, социальных проектов, продолжавшаяся несколько лет, показала: система отчетов, по которой часто оценивают людей и их усилия (например, KPI), не всегда показательна. При этом бумажная работа поглощает уйму времени. Возможно, стоит применять другие критерии оценивания.
В ходе проекта 2023 года, реализованного под руководством проректора Дмитрия Земцова, команда исследователей, включая специалистов с факультета компьютерных наук ВШЭ и Центра социологии высшего образования, сделала первый подход к оценке цифровых следов активности молодежи и выявлению потенциальных лидеров предпринимательства. Среди больших игроков рынка многие заинтересованы в том, чтобы «научиться определять и предсказывать продуктивность молодых людей», поясняет Павел Сорокин.
Сначала нужно было понять, где та выборка, на которой можно научить алгоритм находить кейсы успешных проектов. «Нам повезло. С одной стороны, у нас была база данных лучших проектов – топ-1000 университетских стартапов, выявленных в рамках сотрудничества с проектным офисом федерального проекта “Платформа университетского технологического предпринимательства”, и мы могли посмотреть личные профили тех ребят, у которых они были открыты, – рассказывает исследователь. – С другой стороны, была база данных от Ассоциации волонтерских центров и платформы Добро.рф по более чем 28 тысячам ребят». Сюда добавились и контакты от фонда «Сколково» – тех ребят, которые согласились войти в выборку, на которой можно обучать модель. «Кроме того, в проекте 2023 года мы вручную анализировали более 500 страниц ВКонтакте, связанных с волонтерством и социальным активизмом, – добавляет Сорокин. – В результате у нас было несколько тысяч профилей, гарантированно связанных с инициативными людьми».
Дальше нужно было на этих профилях обучить машину находить похожих людей, а потом вручную проверять, насколько она точно определила.
В итоге выяснилось, что у волонтеров, социальных и технологических предпринимателей есть общие признаки. Они касаются, например, ценностей:
— Самостоятельные, инициативные люди по сравнению со случайной выборкой чаще придерживаются умеренных, а не либеральных ценностей. Они ближе к государственническим позициям. «Видимо, ценности личного вклада, целеустремленности, желания что-то менять у молодежи перестали ассоциироваться с либеральностью (что было характерно, например, для 90-х годов), а стали сами по себе важной характеристикой», — отмечает собеседник IQ Media.
— Активные люди чаще демонстрируют связь со сферой образования, в том числе, с университетами. Они фиксируют в соцсетях информацию об образовательном треке, вузе и направлении подготовки. Интервью показали, что люди, которые закончили университет менее трех лет назад или еще учатся, в среднем гораздо сильнее подчеркивают связь с вузами, чем люди, которые получили диплом больше трех лет назад. «Интегрированность в систему высшего образования повышает шансы на то, что человек будет заниматься общественно полезной деятельностью», – комментирует Павел Сорокин. Одна из возможных причин – работа программ типа платформы университетского технологического предпринимательства и «Обучения служением».
— Инициативные люди не считают главным власть и богатство, зато существенно чаще отвечают, что для них важно совершенствовать мир.
— Социальные активисты в два раза чаще (в сравнении со случайной выборкой) называют главным в жизни саморазвитие.
Под саморазвитием молодые лидеры подразумевают не только совершенствование личных качеств и самообразование. Это еще и реализация человеческого потенциала (знаний, умений, мягких навыков и других ресурсов) на рынке труда и формирование новых социальных связей и сообществ, включение в новую среду. Еще одна опция саморазвития – расширенная мобильность, образовательная и географическая. Так, инициативные люди видят больше образовательных возможностей.
Технопредприниматели ожидаемо ориентированы на развитие своих проектов, карьеру в бизнесе. «У волонтеров и социальных активистов – другая история: для них есть траектория, связанная с развитием в качестве руководителей молодежных центров», – говорит исследователь. Однако для них карьера – не самое значимое. Важнее «объективное влияние на окружающий мир».
Как создаются новые сообщества? Можно было бы предположить, что лидеры приводят в волонтерскую среду своих друзей. Но исследование показало, что новые команды формируются, скорее, из тех, кто уже находится в этой среде. Инициативные люди – «скорее, клей, а не те, кто тащит новые кирпичики», поясняет Павел Сорокин.
В проекте дополнительно опрашивались 300 респондентов, которые были активными участниками профильных сообществ социальной сети ВК, но не обязательно лидерами собственных проектов. Их спрашивали, насколько их ценности, мотивация и навыки отражаются в личных профилях.
«Из этого мы делаем вывод, что научились отслеживать и фиксировать мотивационно-ценностные установки, – комментирует эксперт. – Мы можем определить людей, у которых есть большое влияние, много подписчиков, лайков, комментов, они занимают позиции модераторов крупных сообществ, им много пишут». По навыкам же анализ цифровой среды не позволяет сделать абсолютно однозначный вывод: какими навыками какие категории активной молодежи обладают?
Таким образом, гарантированно предсказать по цифровым следам, какой человек подходит для какой позиции, пока сложно. Тем не менее, исследователи нашли полезный источник дополнительной информации о кандидатах. Она пригодится кадровикам, топ-менеджерам, руководителям отделов и пр.
И предприниматели, и волонтеры считают, что эффекты от их работы стоит оценивать не только по KPI. Альтернативный вариант — мониторинг фото- и видеоматериалов, приращения числа подписчиков, членов сообщества, увеличения числа мероприятий, информация об отдельных событиях.
«Сегодня нужны не только навыки сами по себе и даже не ценности сами по себе, а реальные дела, — подчеркивает Павел Сорокин. — И их можно увидеть через цифровые следы».
«Однако пока машина не умеет анализировать фото- и видеоматериалы и не распознает фейки. Автоматизированный анализ таких материалов – задача будущего для искусственного интеллекта», — добавляет эксперт.
Таким образом, исследователи предложили способ выявления молодежи, реализующей созидательные инициативы. «Наша модель довольно точно определяет их—мы знаем, какие индивидуальные характеристики, какие элементы человеческого потенциала хорошо репрезентируются в цифровой среде», — размышляет собеседник IQ Media. Это, прежде всего, ценностно-мотивационная сфера и сфера, связанная с интегрированностью в институты образования и «другие институты, которые отражают включенность в общественно-полезную деятельность».
Можно определить и степень признания и влиятельности в самой цифровой среде. Это хорошо представлено у наиболее инициативных акторов. Но стоит сделать оговорку: есть типы волонтерства, о которых люди «не склонны распространяться». Например, помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, или людям с ограниченными возможностями. В то же время, проекты в сфере культуры, образования, просвещения обычно подробно представлены в цифровой среде.
«Стоит еще учесть, что, если мы возьмем цифровые следы ВКонтакте и дополним платформой Добро.рф, у нас получаются две взаимодополняющие цифровые среды. Есть профиль там и страничка тут, и можно совмещать эту информацию. Это даст более полную картину возможностей человека», — подчеркивает Павел Сорокин.
Есть и другие цифровые среды — региональные, отраслевые, где люди тоже активно себя проявляют. «Нужно научиться одновременно по разным цифровым средам идентифицировать активность инициативных людей и соотносить ее виды между собой. Но это задача на будущее», — заключает Павел Сорокин.
*Проект выполнен при поддержке Фонда развития прикладных исследований НИУ ВШЭ в рамках работы НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!