Участие в общественно полезных проектах дает бесценный опыт тем, кто хочет начать собственное дело. В карьерном продвижении оно тоже поможет. О том, как добровольчество и волонтерство способствуют инициативности и помогают самореализоваться, в колонке для IQ Media размышляет социолог Павел Сорокин.
Павел Сорокин
Заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
Социальный активизм и волонтерство выступают своеобразной воронкой для самореализации. Вовлеченный в добровольчество человек постепенно проходит серию ступеней, а в результате может сделать настоящую карьеру. Это одна из траекторий, когда благодаря включенности в волонтерскую деятельность человек получает статус, авторитет и масштабные задачи (в общественных организациях, центрах поддержки молодежной политики и пр.).
Вторая траектория, не менее массовая, характерна для людей, которые в подобной карьере не заинтересованы, но для которых социальный активизм – форма личностно-моральной самореализации. Они испытывают радость от того, что делают нечто общественно значимое. Такие волонтеры говорят: «Я здесь не ради денег или статуса, я просто хочу делать что-то хорошее».
Эти две траектории мы выявили на большом корпусе данных по социальным активистам, демонстрирующим объективно наиболее значимые результаты (это участники крупнейшей в России волонтерской платформы Добро.рф, а также люди, которые реализуют проекты через социальную сеть «ВКонтакте»). Их эффективность выражается не просто в том, что у них, например, заработано много волонтерских часов (формальный показатель активности волонтера на платформе Добро.рф) или масса подписчиков. Но у них на страницах мы находим фото- и видеоотчеты, отзывы об их проектах со стороны широкой общественности и представителей разных структур.
Профессии у волонтеров, которых мы исследовали, самые разные: от педагогов до айтишников. При этом многие отмечали, что для них в добровольчестве важно не только и не столько признание (социальное одобрение), сколько включенность в осмысленную деятельность, самореализация. Это способ включиться во что-то значимое и интересное.
Самостоятельность – основной признак, позволяющий волонтерам быть успешными. Несомненно, часто встречается событийное волонтерство, когда ты, например, раздаешь бэйджи на мероприятии, и тут особой самостоятельности не нужно. Но когда ты пытаешься помогать решению каких-то проблем, создавать команды, стараешься найти для себя проекты за рамками чего-то базового, тут самостоятельность крайне значима. Особенно – в части формирования команды, с которой ты работаешь, и проекта, который реально что-то меняет.
Подчеркну, что у волонтеров не всегда траектория создания собственного проекта – основная. Возможна самостоятельность двух типов: есть те, кто организует свой проект, и те, кто вписывается в уже существующий, но занимают в нем лидирующие позиции (возглавляют, координируют и т.д.).
Наше исследование показало, что многих информантов в социальный активизм вовлек родственник или близкий друг. Нередко это приятель из вуза или колледжа. В этом плане важна функция образовательных учреждений – оказавшись в этой среде и познакомившись с людьми, которые отвечают за ведение социальных проектов, студенты тоже могут к ним приобщиться.
Казалось бы, социально активные люди сразу приходят к своим проектам (как часто бывает, скажем, с предпринимателями). Но исследование выявило, что у большинства людей, успешно занимающихся волонтерством, траектория напоминает воронку.
Социально активные люди обычно сначала приходят в событийное волонтерство (например, раздают бэйджи или расфасовывают гуманитарную помощь), потом начинают отвечать за небольшие группы добровольцев, понимают, какие есть проблемы и где нужна помощь, и тогда уже пытаются создать что-то свое. Всех этих ступенек довольно много.
Чтобы стать волонтером, который ведет кризисные проекты, помогающие решать реальные острые проблемы, надо иметь большой и разнообразный опыт социально полезной деятельности. Ведь что означает самостоятельность? Когда что-то идет не так, я могу сам решить проблему. Если возникают трудности, я могу инициативно предложить способы их преодоления.
Но для того, чтобы у меня был репертуар сценариев и способов действия на любой случай, крайне значимо, в каком количестве проектов я участвовал и какого они были объема.
Многие волонтеры теряют мотивацию, когда им не предлагается постепенное усложнение их задач, расширение зоны ответственности. Скажем, после событийного волонтерства не всегда предусматривается дальнейшая траектория – стать координаторами, курировать определенное направление. А волонтерам это все же нужно. Мы увидели запрос на то, чтобы траектории развития в добровольчестве были более четкими и ясными для самих активистов, чтобы их потенциал не пропадал.
Чтобы вырастить волонтера, способного эффективно действовать, нужно сначала устроить его в уже существующую структуру, с поддержкой более опытных коллег. А дальше, через увеличение сложности и разнообразия опыта, человек будет двигаться к созданию собственного устойчивого и общественно полезного проекта.
Мы предполагали, что волонтерство – сродни профессиональной деятельности и имеет свою специализацию (образование, медицина, культура и пр.). Выяснилось, что это не так.
У наиболее успешных социальных активистов были не просто очень разные роли, но и разные предметные сферы. У таких волонтеров происходило максимальное накопление человеческого капитала.
Волонтеры не столько стремятся к тому, чтобы их учили, сколько хотят участвовать в реальных проектах. Для них это наилучшее обучение, что важно для системы «Обучения служением».
Мы пытались понять, каковы мотивационные, стратегические установки у самых деятельных волонтеров. Была гипотеза, что у человека есть план, он все продумал, а затем воплотил. Но это не так. По словам информантов, их инициативность была ориентирована не столько на реализацию изначального плана, сколько на использование открывающихся окон возможностей.
Новые возможности постоянно появляются, и на фоне четкого понимания целей способность реагировать на эти возможности – ключевой фактор, позволяющий создать нечто полезное.
Важный источник этой способности – то, что эти люди эффективно мобилизуют других. Причем наиболее успешный волонтер – это не капитан корабля, который со своей командой составил план кругосветного путешествия и провел его. Самые успешные социальные активисты приходят в волонтерство, как правило, без команды. Они собирают ее уже в той среде, где реализуется добровольчество. Для этого нужны развитые социальные и коммуникативные навыки, умение заинтересовать и объединить людей.
В социальном активизме мы выявили две стратегии. Есть те, кто руководит центрами волонтерства и действует, исходя из их правил (условные корпоративные люди). А есть те, у кого, кроме социальных, есть еще и коммерческие проекты. Они знают кого-то по университету, кого-то в волонтерских центрах, кого-то из НКО и из бизнеса, кто им помогает.
Такие активисты замечают, что, когда они делают коммерческий проект, конкуренция затрудняет возможности кооперации. В социальных проектах, напротив, конкуренции нет, а есть другие люди, с которыми можно сотрудничать. Отсутствие конкуренции в социальном активизме делает приятным участием в нем и помогает сфокусироваться на проектах.
Вторую группу волонтеров можно назвать институциональными предпринимателями. Они, комбинируя ресурсы из разных структур, получают дополнительную возможность создать что-то полезное. Они кажутся наиболее интересными с точки зрения создания новых структур. Структуры меняются и все больше опираются на инициативность акторов внутри структур (индивидов и/или их команд).
В заключение добавлю: волонтерство не стоит воспринимать как развлечение или легкую деятельность. Это не так. Это сфера, требующая, в том числе, сложных навыков, ресурсов и зачастую административной поддержки.
Записала и отредактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!