Благополучие человека включает множество объективных аспектов: от доходов, работы, здоровья — и вплоть до социальных связей, бюджета времени, окружающей среды и экономической безопасности. Не менее важен и субъективный аспект — ощущение счастья. Совокупно все эти ресурсы можно объединить и проанализировать через одно понятие — человеческий потенциал. Что о нём говорят качество жизни, устойчивость территорий к кризисам и интерес населения к рынку ценных бумаг, IQ.HSE разобрался по статьям экспертов НИУ ВШЭ по социальной политике, пространственному развитию и образованию. Впервые все эти статьи были представлены в коллективной монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований», которую недавно выпустило Издательство ВЦИОМ.
Это многомерное, комплексное понятие. В терминах социологии, это человеческий капитал (знания, навыки и способности) в совокупности с множеством других параметров, определяющих жизнь человека. Основные аспекты этого феномена — здоровье, образование и субъективное благополучие (счастье).
Факторами и средой для формирования человеческого потенциала служат семья, работа, инфраструктура, жильё, экология, безопасность, технологии, баланс между работой и личной жизнью, социальные связи, права, досуг и культура. Главные эффекты человеческого потенциала — доход и экономическое положение. Именно в теоретической рамке «содержание – факторы и среда формирования – эффекты» это явление и стоит рассматривать.
Иными словами, человеческий потенциал включает, помимо всей совокупности характеристик, традиционно относящихся к человеческому капиталу, другие стратегические активы человека, которые если и не востребованы на рынке труда сегодня, то перспективны завтра; актуальны и для производства, и для потребления; позволяют не только адаптироваться к среде, но и совершенствовать её.
Ранее человеческий потенциал определяли как запас здоровья, знаний, творческой, гражданской и предпринимательской активности, реализуемый в разных сферах деятельности. Сегодня это понятие расширено и уточнено с опорой на новые исследования и современные реалии.
Да. Причём в этот феномен встроена предприимчивость, инициативность человека, его воля к действию. То есть та агентность, которая может трансформировать социальные институты, улучшать среду (включая корпоративную) и условия жизни людей, вносить вклад в рост экономики.
Человеческий потенциал иногда оценивают в терминах «человеческого развития» (англ. human development). Так, есть соответствующий интегральный Индекс ПРООН (The UNDP Human Development Index, под эгидой Организации объединённых наций).
В целом разнообразных систем мониторинга благополучия, человеческого развития, счастья (тут могут фигурировать разные термины) — немало. Однако подсчитывая эти индексы, необходимо держать в уме человеческий потенциал и его реализацию. Актуальное понимание качества жизни немыслимо без учёта аспектов развития человеческого потенциала.
Если рассматривать различные аспекты (домены) качества жизни, обычно оцениваемые при его измерении, то они весьма значимы и для изучения человеческого потенциала. Так, существует два главных показателя благополучия — образование (его продолжительность, полученные знания и компетенции) и здоровье (ожидаемая продолжительность жизни, смертность, заболеваемость и пр.). Оба они являются и ключевыми аспектами человеческого потенциала.
Другие домены индексов качества жизни — от инфраструктуры, системы образования, работы и рынка труда до социальной поддержки и экологии — отражают среду и факторы накопления человеческого потенциала. Доход и экономическое положение — пункты, стабильно учитываемые в мониторингах благополучия, — «материализуют» отдачу от человеческого потенциала.
Кстати, в России национальные цели развития до 2030 года и нацпроекты также объединяют различные сферы жизни людей. Это пример расширенного понимания благополучия, которое включает массу аспектов: от здравоохранения и демографии — до культуры, науки, строительства дорог и жилья, развития городской среды, предпринимательства и пр.
Хорошее слово — «счастье». Оно подразумевает те субъективные моменты, без которых невозможна оценка человеком его собственной жизни. Это и удовлетворённость жизнью, и психологическое состояние, и опции самореализации. Субъективное благополучие — значимый ресурс человеческого потенциала.
Очевидно, что в индексах благополучия надо учитывать не только объективные показатели (экономические, социальные, статистические), но и психологические нюансы. Ведь тот же показатель ВВП недостаточно характеризует жизнь людей. Так что хороший мониторинг — комплексный, что отмечается во многих концепциях измерения.
Кстати, систем оценки благополучия (счастья, процветания, лучшей жизни, социального развития) существуют десятки. А вот системы подсчётов только две. Это может быть сводный индекс, расчет которого основан на данных из нескольких доменов. Так устроен Индекс лучшей жизни ОЭСР (OECD Better Life Index). В других случаях используются панели данных, очень наглядные и позволяющие проиллюстрировать массу сведений. Например, британская программа «Измерение национального благополучия» (Measuring National Well-Being Program).
Тут подразумевается пространственная дифференциация человеческого потенциала и его взаимосвязи с условиями конкретных территорий. Человеческий потенциал, наряду с инфраструктурными, экономическими, институциональными, экологическими факторами, активно влияет на резильентность территории — её способность справляться с потрясениями и продолжать развитие. Иными словами, уровень образования людей, их целеустремленность, энергия, ценности, навыки во многом определяют устойчивость социотерриториальных систем к разнообразным шокам.
В свою очередь, уровень резильентности вносит вклад в привлекательность регионов и городов, а значит, сказывается на формировании человеческого потенциала. Так что резильентность территории и человеческий потенциал взаимообусловлены.
Экономическая резильентность — воспроизводство потенциала местной экономики, её конкурентоспособность — сталкивается с особенно серьёзными шоками. Высокий уровень человеческого потенциала — в первую очередь, образования — способствует устойчивости региональной экономики.
Географическая мобильность людей формируется с учётом свойств локальных сообществ (включая резильентность), и в свою очередь значимо влияет на накопление человеческого потенциала территории и её будущее. Приток людей и компаний способствует развитию городов, аккумулированию в них талантов и знаний.
Если в городе существуют вакантные рабочие места для широких слоёв населения, а также благоприятная среда и подходящие сообщества для креативного класса, который создаёт предпосылки для инновационного развития, то это становится факторами резильентности. А вот города или территории откуда идёт отток перспективных квалифицированных кадров, рискуют стать менее устойчивыми.
Мультинациональные компании (МНК) превращают города в ключевые узлы глобальных экономических сетей. Число МНК в городе, их специализация и сеть связей с другими городами, с одной стороны, указывают на уровень человеческого потенциала, а с другой — способствуют его формированию, так как возникают рабочие места, требующие высокой квалификации и оплаты труда.
Города можно классифицировать по динамике присутствия МНК, которая многое скажет и об изменениях человеческого потенциала. При этом важны показатели «разнообразия» и «силы» городов — как факторы резильентности. Первый индикатор характеризует число других городов, связанных с данным, а второй — суммарное количество входящих и исходящих связей компаний данного города.
Анализ присутствия МНК в российских городах показал, что быстрый рост сетей в 2000-е сменился в 2010-х годах стагнацией и некоторым сжатием. Однако заметная группа городов — Москва и Санкт-Петербург, Владивосток, Якутск, Томск, Красноярск, Йошкар-Ола, Астрахань, а также небольшие поселения в Сибири и на Дальнем Востоке (многие из них специализируются на добыче полезных ископаемых) — увеличили географическую диверсификацию («разнообразие») связей МНК. В «силе» они теряли меньше других. Эти города склонны к большей аккумуляции человеческого потенциала и более глубокой интеграции в международное разделение труда.
Противоположна траектория большинства средних и крупных городов России, включая промышленные центры (Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Кемерово, Новокузнецк, Ярославль, Пермь и пр.), а также нефтегазовые города (Нефтеюганск, Новый Уренгой, Сургут, Воркута и др.). Они потеряли в «силе» и ещё больше в «разнообразии», сократив свои связи с другими городами.
В ещё одной группе в 2010–2013 годах города теряли в «силе», но затем стали диверсифицировать связи с другими городами. Это Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тюмень, Хабаровск и т.п.
Поскольку человеческое развитие можно рассматривать как расширение поля возможностей (capability approach), то умение инвестировать, работать на фондовом рынке, безусловно, можно считать одной из таких опций. Исследования показали, что обучение молодых людей инвестированию помогает развить у них инновационное мышление, а значит, расширить их человеческий потенциал.
Не случайно интерес к рынку ценных бумаг в России непрерывно растёт. Так, к маю прошлого года число частных клиентов на Московской бирже превысило 25 млн. Это означает, что население хочет участвовать в экономической жизни страны, отчасти воспринимая эту вовлечённость как форму самореализации.
Фондовый рынок — это доступная сфера, в которой могут участвовать не только профессионалы, но и любители. При этом важно понимать, что навыки инвестирования дают людям, имеющим средние или выше среднего доходы, возможности не только самим приумножать своё благосостояние, но и совершенствовать экономическую среду. По сути, приобретение и продажа ценных бумаг — это инициированные человеком изменения в распределении прав собственности на те или иные структуры.
Обучение работе на рынке ценных бумаг, как ни странно, идёт в России довольно стихийно и зачастую поверхностно. Образовательные инициативы Банка России базово решают задачу пресечения нарушений профессиональных участников фондового рынка . Многие ведомства субсидируют соответствующие образовательные программы. По сути, всё это — повышение финансовой грамотности населения, что, разумеется, необходимо. Но актуальны и другие образовательные проекты — конкретное обучение инвестированию и трейдингу.
Исследование показало, что можно выделить три группы «курсов по фондовому рынку»:
Первый тип инициатив предполагает формальное знакомство с фондовым рынком. Главное — довести клиента до открытия счёта и помочь брокеру быстрее начать зарабатывать комиссию.
Вторая группа предлагает продукты, претендующие на статус полноценных образовательных проектов (выпускники экзаменуются, получают подтверждения полученного опыта). Обучение платное. Оно может включать такие разделы, как построение собственной торговой системы, риск-менеджмент, фундаментальный анализ, работа с разными торговыми платформами.
Иными словами, в программах есть элементы, способствующие восприятию фондового рынка как института. В то же время, отсутствует попытка показать те способы деятельности на фондовом рынке, которые стали актуальными в связи с изменениями последних лет. В частности, нет обучения работе с такими валютами, как китайский юань или саудовский риал.
Третий тип проектов выстроен на практическом опыте преподавателя. Обучение адресовано тем, у кого уже есть базовые знания по устройству биржевого рынка, но есть желание углубить их. Знания передаются индивидуально или в малых группах. Транслируются выигрышные стратегии работы на фондовом рынке и в целом финансовые компетенции. Курсы очень дорогие, но и клиентура солидная, с немалым капиталом.
По сути, такие проекты учат анализировать события на фондовом рынке и действовать в этой сфере грамотно, а преподавание явно способствует агентности, как способности совершенствовать экономическую реальность и социальный мир в целом. Подобные успешные наработки стоит аккумулировать, а также внедрять модули о биржевом рынке в курсы обучения предпринимательству в вузах. При качественном исполнении такие проекты определённо помогут в развитии человеческого потенциала.
Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, инициатор Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ
Наталья Воронина, аналитик Центра исследований бюджетов времени Института социальной политики НИУ ВШЭ
Мария Нагерняк, директор НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», глава Центра исследований бюджетов времени НИУ ВШЭ
Сергей Тер-Акопов, научный сотрудник НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
Николай Куричев, декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ
Михаил Рогов, научный сотрудник факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ
Евгений Антонов, сотрудник факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, базовая кафедра Института географии РАН
Мария Зотова, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, базовая кафедра Института географии РАН
Александр Шелудков, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, базовая кафедра Института географии РАН
Ольга Глезер, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, базовая кафедра Института географии РАН
Сергей Сафронов, сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова
Александр Тимофеев, аспирант Института образования НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!