Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник фото: Unsplash
Источник фото: Unsplash

Где взрослым людям учиться проактивно действовать

И как раскрыть свой потенциал вовремя

Инициативность, активность, способность к созидательным действиям на благо себе и окружающим – все то, что понимается под самостоятельностью, стало в обществе ключевым требованием к человеку.

Те, кто предлагает и реализует идеи изменения среды к лучшему, востребованы в бизнесе, экономике, социальной сфере и других областях. Как раскрыть в себе этот потенциал как можно раньше? Где взрослым людям учиться проактивно действовать? Как отличить хорошие образовательные продукты от сомнительных с точки зрения их полезности для развития самостоятельности? Опытом и результатами научных работ по теме делится социолог, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин.

Предпринимательство, в том числе корпоративное (предложение новых проектов и направлений деятельности в статусе наемного работника), фриланс, самозанятость, волонтерство – пожалуй, самые яркие примеры проявлений самостоятельности человека. Но, по большому счету, любое успешное действие, совершаемое нами, включает элемент инициативности. И чем дальше движется время и развивается общество, тем выше степень самостоятельности в каждом нашем действии.

Это объясняется, в частности, изменением технологической и организационной среды – внедрением гибких форм взаимодействия с использованием цифровых инструментов (платформенных, сетевых, а также искусственного интеллекта, трекеров задач). При этом человек все больше служит главной опорой многих структур, проактивно совершенствует их, а не только воспроизводит. Запрос на улучшение структур часто исходит от них самих, потому что иначе они не будут эффективными. Так, компания не сможет сохранить лидерство на рынке без корпоративного предпринимательства сотрудников. Локальное сообщество не справится со значимой социальной проблемой без волонтерства. А технологический суверенитет страны не будет обеспечен без техностартапов, создаваемых в университетах.

Не случайно многие компании, пересматривая матрицу компетенций работников, приходят к мысли, что тестирование персонала в процессе его подбора, оценка знаний и умений недостаточно информативны для понимания возможностей кандидатов. Полезно не просто присмотреться к опыту претендента, но и попросить его предъявить сделанный им проект. Это лучшее свидетельство его самостоятельности, инициативности. А значит, эффективное, развивающее способность к действию обучение взрослых, будь то курсы, вебинары или полноценное дополнительное профессиональное образование (ДПО), предполагает разработку собственного проекта и его защиту.

Дообучение вообще крайне важно для усиления самостоятельности. Согласно теории человеческого капитала (накопленных работником знаний и навыков), с увеличением возраста изначальное образование человека оказывает все меньший эффект на его успешность на рынке труда. Каждый последующий год жизни «затирает» эффект вашего образования и увеличивает эффект самостоятельного действия по накоплению навыков.

Поэтому дообучение – тоже проявление самостоятельности. Очень значимая часть задачи накопления человеческого капитала лежит на самом человеке. Ведь, несмотря на кадровый голод, компании все чаще выводят работников на аутсорсинг, где обучение не подразумевается, и сотрудник вынужден «докручивать» свой человеческий капитал сам. И тут нужно понять, каких навыков не хватает, и оценить уровень образовательного продукта, который поможет этот дефицит закрыть.

Однако на рынке обучения взрослых ситуация непростая. В разных его сегментах, например, в обучении предпринимательству, мы видим массу предложений, но доказательно определить их эффективность невозможно. Оценка качества цифровых образовательных продуктов только разрабатывается. На сегодня, если говорить, допустим, об обучении работе на фондовом рынке, у нас нет однозначных данных, сигнализирующих о том, что этот курс хороший, а тот – плохой. Другой пример: в сфере психологического консультирования бизнес-тренеров и коучей – множество, но среди них немало недобросовестных.

Сейчас государство прилагает большие усилия для наведения порядка в этой сфере, есть надежда, что появятся регулирование и оценка эффективности подобных инициатив. Это повысит качество предложения на рынке. Тем не менее, надо уметь самому подбирать себе правильные образовательные сервисы.

На что ориентироваться?

Во-первых, хорошие курсы всегда включают вводное тестирование – оценку ваших умений. Если на входе нет ассессмента того, кто вы и что вы, то, скорее всего, курс или предполагает стартовый уровень, или он чисто маркетинговый (призван вовлечь максимально широкую аудиторию для решения коммерческих задач), а значит, реальных навыков не принесет.

Во-вторых, должно быть тестирование на выходе или иная проверка результатов обучения. Впрочем, тест как форма оценивания не всегда достаточен.

А вот подготовка проекта, связанного с совершенствованием или разработкой чего-либо (бизнес-процесса, новой технологии, продукта), – условие, которое во многом обеспечивает высокое качество курсов для взрослых обучающихся.

Отличный способ развития самостоятельности, который работает почти для любой аудитории и в самых разных сферах, – наставничество. Это один из главных механизмов того, как корпорации растят лидеров. В условиях, когда структуры быстро меняются и нет готовых алгоритмов действий, правильная стратегия – встраиваться в практики реального самостоятельного действия в связке с человеком, имеющим опыт успеха в этом мире. Он передает тебе ролевую модель, личный опыт, ценности.

Ясно, что хороший способ прокачки самостоятельности – обучение предпринимательству, в том числе, студентов. Но тут свои парадоксы. Наши исследования на репрезентативной выборке из 1300 российских стартапов, в прошлом году прошедших оценку в рамках инициативы «Платформа университетского технологического предпринимательства», показали, что стартапы, созданные почти полностью в вузе, и проекты, которые начинались как учебные, демонстрируют более низкие результаты (в рейтинге топ-1000 стартапов, учитывающем качество команды, степень разработанности продукта, перспективы рыночного успеха и другие параметры), чем стартапы, изначально формировавшиеся не как учебные и собравшие команду, в том числе, за пределами университета. Так что включенность в реальный мир – главное условие апгрейда самостоятельности.

Еще один пример. Мы готовим отчет по проекту РНФ об агентности студентов и выпускников вузов в области занятости. Я изучаю данные, накопленные в ВШЭ, в частности, исследовательский проект экономиста Павла Травкина о рынке труда выпускников, сделанный в рамках научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (в нем я руковожу исследовательским направлением по навыкам и социальной активности). По данным этих исследований, хотя сегодня еще есть разрыв между обучением и работой (навыки, требуемые работодателями, выходят все более за рамки предметных компетенций, формируемых в вузах), жизнь уже нашла выход. Корректная траектория развития для сегодняшнего студента – это совмещение учебы и занятости, причем речь не просто о летней подработке, а именно о сопряжении обучения и занятости в основное время учебного года. То есть, получая образование, ты одновременно что-то делаешь и в реальном мире. Ровно как в ситуации со стартапами. Причем к старшим курсам занятость должна быть связана с профессиональной сферой. И в идеале ты должен сам найти себе рабочее место – это дает большую отдачу на рынке труда. 

Иначе говоря, способность человека начать делать что-то практическое – ключевая. И она значима и при обучении предпринимательству, и для профессионального и карьерного роста в работе по найму.

Цифровые технологии также могут усиливать самостоятельность человека. Но как это происходит, мы обсудим уже в следующей колонке. Присоединяйтесь к нашим курсам инициативности.

Записала, отредактировала Ольга Соболевская