Начать бизнес, найти инвесторов, наладить сотрудничество, прокачать навыки, увидеть новые опции для саморазвития, создать личный бренд – во всем этом поможет нетворкинг. Это связи, которые выводят нас на новый уровень в профессии и в жизни. Как выстраивать сеть контактов и формировать сильное окружение, IQ Media разбирается вместе с экспертами.
В семье, школе, университете, на работе мы формируем взаимоотношения, которые могут повлиять на всю нашу жизнь, сделав ее более яркой и благополучной. Наше окружение – бесценный актив, источник поддержки во всех смыслах. Друзья, коллеги, знакомые
- дают нам ценные советы, включая экспертизу,
- помогают найти работу,
- подключаются к нашим проектам,
- развивают вместе с нами бизнес,
- предлагают новые идеи и концепции,
- подсказывают возможности роста,
- помогают быстро и эффективно решать задачи, перенимать новые технологии.
Как выстроить сильное окружение? Как наладить обоюдовыгодные связи? Тут поможет нетворкинг (англ. networking – «плетение сети») – система создания и развития отношений, взаимообмен полезными ресурсами, которые способны вывести нас на новый уровень. Создание связей можно назвать искусством, владение которым пригодится в любой сфере жизни.
Нетворкинг – мощный фактор «построения карьеры, профессионального роста, формирования репутации и личного бренда», подчеркивает маркетолог, эксперт по персональному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ Татьяна Ветрова. Нетворкинг нужен во множестве областей: от учебы и предпринимательства – до разведки.
«Люди, у которых широкий круг общения, могут чаще обмениваться опытом, знаниями и делиться решением проблем», – добавляет собеседница IQ Media.
Мы находим «своих» людей – а в итоге чувствуем себя счастливее в профессии и в жизни. «Все, что мы собой представляем, – это наши идеи и наши люди», – заявил Стив Джобс на D5 Conference в 2007 году. Эта максима вполне логична. Сильные и слабые связи «прошивают» все наши дела: от ежедневных – до глобальных.
В концепции американского социолога Марка Грановеттера, сильные связи предполагают тесное и частое общение, слабые – редкое. Сила связи – это комбинация продолжительности, эмоциональной интенсивности, близости и взаимных услуг. В нетворкинге пригодятся не только сильные, но и слабые связи.
О нетворкинге можно говорить и в терминах социального капитала (понятие ввел французский социолог Пьер Бурдье) – знакомств, круга общения. При этом социальный капитал – часть человеческого потенциала, общего стратегического актива человека, включающего знания и навыки, опыт, интересы и ценности, здоровье и другие ресурсы. По сути, нетворкинг – процесс накопления социального капитала.
Каналов нетворкинга – масса:
- конференции, хакатоны, форумы, бизнес-завтраки, выставки (стоит завести цифровую визитку для быстрого установления контакта),
- совместные проекты,
- обучение и повышение квалификации,
- социальные сети, причем не только профессиональные,
- друзья друзей и знакомых,
- сообщества, в том числе, по интересам (спорт, творчество и пр.).
Так, членство в студенческих клубах и участие во внеучебных мероприятиях – это клондайк связей, в том числе для карьеры, плюс отличная тренировка навыков командной работы, отмечают эксперты ВШЭ. Учебные проекты – в магистратуре или на курсах дополнительного профессионального образования – прекрасная возможность для нетворкинга, убеждена Татьяна Ветрова. Очень разные люди объединяются, делятся опытом и вдохновением.
Стоит быть внимательными ко всем, с кем вы общаетесь, уверен эксперт по нетворкингу Леонид Бугаев. «Чтобы найти по-настоящему драгоценного человека, нужно искать: спрашивать, просить рекомендации, узнавать, знают ли люди кого-то интересного в определенной области, и при этом задавать эти вопросы незнакомым людям», – говорит он.
Нетворкинг – осознанная выдача «билетов» в наше окружение, считает специалист по нетворкингу, ментор по коммуникациям Константин Перминов. Речь идет о «навыке знакомства с людьми, полезности друг для друга, умении в первую очередь отдавать, делиться ресурсами» – знаниями, технологиями, опытом, контактами и многим другим – в зависимости от потребностей наших знакомых, отмечает эксперт.
«Скажем, мы обратились к тренеру по гольфу, хотим научиться играть. Мы попробовали – нам не понравилось, и мы можем забрать у тренера “билет” из нашего окружения, – рассуждает эксперт. – Но, если тренер по гольфу познакомит нас с кем-то интересным из других сфер жизни, например, из области музыкального творчества или саморазвития, мы будем этому человеку благодарны и захотим с ним дальше взаимодействовать. Возможно, этот человек впоследствии станет нашим приятелем. А поскольку работает правило взаимного обмена [не только брать, но и отдавать], мы захотим с этим человеком тоже чем-то делиться».
При этом необходимо учитывать цель выстраивания отношений, подчеркивают специалисты. С нее, собственно, и стартует стратегия нетворкинга. Надо понять, кто нужен, чтобы прийти к этой цели. «Мы выписываем, с кем стоит познакомиться, и ищем выходы на этих людей – через контакты друзей, бизнес-сообщества», – поясняет Константин Перминов. Важно также найти, какие ценности сближают вас с этим человеком, определить стиль взаимодействия.
Нетворкинг – всегда обоюдовыгодная история, которая позволяет «строить отношения вдолгую», убежден эксперт. В результате общения должно возникнуть положительное сальдо отношений. Или, как говорит собеседник IQ Media, «положительная сумма». Это «комфортное для обоих взаимодействие с позиции “брать/давать”, которое возникает после помощи, благодарности, позитивных впечатлений, доброй памяти о человеке», поясняет эксперт.
Окружение влияет на наши мысли и их реализацию, рассуждает Константин Перминов. Коллеги и знакомые могут сформировать у нас новое видение, сократят путь к цели, стимулируют переход на новый уровень. Могут появиться новые проекты, контракты, повысится репутация – произойдет капитализация связей.
Правда, не всегда полезные связи действуют моментально. «Синергия с человеком может сначала не получиться, но через два года, когда мы поступим в вуз или нам понадобится найти работу, этот человек может предложить ресурсы, которые нам нужны», – поясняет собеседник IQ Media.
От «дремлющих» (неактивных) контактов не стоит отказываться. Тем не менее, имеет смысл периодически проводить аудит окружения. Надо понять, на кого вы тратите бюджет времени. Какие-то связи всегда будут значимее других. Нужно определить, с кем вы создаете что-то ценное, с кем вас связывает эмоциональная теплота.
В концепции Перминова окружение сравнивается с поездом. Весь наш круг общения распределен по вагонам. В первом вагоне – близкие, во втором – друзья, в третьем – коллеги, в четвертом – знакомые. Когда мы проводим аудит окружения, становится понятно, каких людей у нас много, а каких мало. Далее происходит ротация: кого-то мы переводим из знакомых в категорию друзей, а кого-то – наоборот. Если мы просим человека о чем-то несложном для него и постоянно слышим отказ, хотя, со своей стороны, делимся с ним ресурсами, стоит пересмотреть отношения, пересадить пассажира в дальний вагон или высадить на одной из следующих станций.
Для установления приятельских отношений важно знать, как и чем живет человек, какая у него картина мира, с кем он работает, а также какие у него проблемы и боли – и чем вы можете их закрыть. Сходные интересы и эмоции, общие друзья, совместно разрешенные проблемы сближают людей.
Для поддержания слабых связей бывает достаточно точечных «касаний», говорит Константин Перминов. Поздравляйте знакомых с Новым годом, в дни рождения, на 23 февраля и 8 марта и пр. Нужно сохранять эмоциональную составляющую, проявлять внимание.
В таком метанавыке, как нетворкинг, ключевым будет умение общаться, говорить с людьми на одном языке.
- Значимы эмпатия, открытость, доверие, искренний интерес, подчеркивает Перминов. Стоит использовать коммуникацию вербальную (словесную) и невербальную (язык тела). «Мы можем сесть открыто и показать, что готовы к общению», – отмечает наш собеседник.
- Нужно научиться задавать вопросы. «Каждый человек – книга, – рассуждает Константин Перминов. – Важно, как ты эту книгу начинаешь читать, с каким отношением перелистываешь страницы. Каждый наш знакомый – автор собственной книги. Если мы будем грамотно задавать автору вопросы, книга станет понятнее».
- Стоит развивать навыки активного слушания – с уточнением, переспрашиванием, поддержкой собеседников, убеждена Татьяна Ветрова.
- Считается, что экстраверты формируют множество не очень глубоких связей. Интроверты же, напротив, берут не количеством, а качеством контактов. Действуйте, как амбиверты, советует Константин Перминов. Имеет смысл собрать много контактов, а потом «углубить общение с теми, с кем вам по пути».
- В нетворкинге пригодится эмоциональный интеллект – умение считывать и управлять эмоциями. «Прокачивайте свой эмоциональный сканер», – рекомендует собеседник IQ Media.
- Не бойтесь выходить за рамки привычного круга общения, знакомьтесь активнее. Есть результат ваших действий и результат бездействий, размышляет Перминов: «Второй нередко – выше: вы не достигаете амбициозных целей, так как не находите те ресурсы, которые могли бы помочь. А многие эти ресурсы доступны через новые знакомства».
Общаясь с другими людьми, мы начинаем лучше понимать и собственную «книгу». Осознаем, можем ли дополнить, а то и переписать ее. Это значимо для саморазвития, а также для коллабораций и решения конфликтов.
Идеальный результат партнерства – «выиграл – выиграл» (концепция американского бизнес-гуру Стивена Кови), когда довольны обе стороны. Это применимо и к нетворкингу, когда партнеры идут друг другу навстречу и обмениваются опытом, знаниями и другими активами.
По сути, нетворкинг – не просто многоцелевой и долгосрочный ресурс, но и образ жизни. В него стоит вкладывать силы и время – как в любую практику, осязаемо улучшающую нашу жизнь.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!