Любой солидный работодатель ценит аналитические способности кандидата: умение правильно воспринимать информацию — запоминать, интерпретировать, аргументировать, объективно оценивать и применять на практике. Критическое мышление считается важнейшим результатом учебы в вузе: оно помогает принимать верные решения. Ирина Щеглова, Юлия Корешникова и Ольга Паршина изучили, как это навык связан со студенческой вовлеченностью. Она включает активность на трех направлениях: в учебе, научных проектах и в общественной (внеучебной) жизни университета. Авторы опросили свыше 3300 бакалавров в рамках проекта «Студенческий опыт в исследовательском университете». Основные результаты опубликованы в свежем номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования».
Исследователи предположили, что в современном мире «уже недостаточно академической вовлеченности студента, и внимание вузов должно также концентрироваться на других сферах университетской жизни». Гипотеза подтвердилась. Выяснилось, что для развития аналитических способностей, наряду с учебой и исследованиями, значима активная студенческая жизнь. Нужно участвовать в организациях и клубах, университетских соревнованиях, олимпиадах, квестах и других акциях и поддерживать связь с профессиональными сообществами.
То есть, чем больше студент включен во внеучебные проекты вуза, тем выше у него уровень критического мышления. А это, в конечном итоге, влияет и на академические, и на любые другие достижения.
Прирост навыков критического мышления измерялся на основе самооценки. Учащихся спрашивали, каков был их уровень владения этим навыком на входе в университет и каков он теперь (в шкале было шесть вариантов — от «совсем низкий» до «превосходный»). Респондентам также задавали вопросы об их учебе, научно-исследовательской работе и участии в студенческих организациях (индекс «0» означал отсутствие общественной жизни, «1» — вовлеченность в нее).
Исследования показывают, что участие в неакадемической жизни вуза приносит учащимся серьезные бонусы:
повышается их самооценка;
растет чувство причастности к университету, удовлетворенности студенческой жизнью;
оба эти фактора могут позитивно влиять на мотивацию, а значит, и на образовательные результаты;
развиваются навыки командной работы и ответственности;
нарабатываются коммуникативные стратегии и навыки лидерства;
накапливается социальный капитал в виде связей и контактов — не только с однокурсниками, но и с представителями академических, профессиональных сообществ и коммерческого сектора.
И, наконец, участие во внеучебных мероприятиях вносит вклад в формирование стартовой оплаты труда.
По данным Щегловой и соавторов, среди студентов, вовлеченных в научную и внеаудиторную вузовскую жизнь, оказалось больше тех, кто отметил прирост уровня критического мышления, чем среди не вовлеченных. Респонденты-участники научных и студенческих проектов чаще говорили о развитии своих аналитических способностей (по 69% в каждой номинации), чем об отсутствии изменений.
Для установления связи учебы, науки и внеучебной активности с развитием аналитических способностей исследователи использовали бинарную логистическую регрессию (таб. 1). При этом:
зависимой переменной служила самооценка уровня развития критического мышления;
индексы вовлеченности в академическую, научную и студенческую деятельность были независимыми переменными (предикторами);
расчеты строились при контроле пола, курса, успеваемости и пр.
Значение Exp(B) больше единицы (таб.1) говорит о положительной связи между тем или иным предиктором и формированием критического мышления.
Усиление большинства типов вовлеченности повышает «шансы на успех», развивает изучаемый навык, показали авторы. Хотя из всех типов активности самой значимой ожидаемо оказалась учеба в классе, силу научных и общественных инициатив тоже не стоит недооценивать.
Переменные |
Самооценка навыка критического мышления: не изменился (0), повысился (1) |
||
Студенческая вовлеченность в разные сферы деятельности университета |
B (S.E.)
|
Exp(B)
|
Wald
|
Вовлеченность в классе |
0,324 (,055) *** |
1,382 |
34,603 |
Вовлеченность вне класса |
–0,029 (0,050) |
0,972 |
0,334 |
Вовлеченность в научную деятельность |
0,256 (0,098)*** |
1,292 |
6,792 |
Вовлеченность в деятельность студенческих организаций |
0,237 (0,098) ** |
1,267 |
5,804 |
Характеристики студентов | |||
Успеваемость (средний балл) |
–0,063 (0,046) |
0,939 |
1,847 |
Пол (девушки) |
0,204 (0,099) |
1,226 |
4,223 |
Курс (референтная группа –1-й курс) | |||
2-й курс |
0,508 (,115) *** |
1,662 |
19,379 |
3-й курс |
0,837 (,146) *** |
2,310 |
32,802 |
4-й курс |
1,245 (,161)*** |
3,474 |
59,733 |
Трудоустройство в университете |
–0,007 (,138) |
0,993 |
0,003 |
Трудоустройство вне университета |
–0,176 (,109) |
0,839 |
2,590 |
Константа |
0,370 (0,355) |
1,447 |
1,086 |
Pseudo R2 Nagelkerke |
0,099 |
||
Общая точность прогноза |
66,5 |
Из работы логически следует, что стоит расширять спектр научных и внеучебных мероприятий в университете.
В исследовании не учитывался тип студенческих организаций, поэтому экстраполировать результаты на конкретные студенческие организации сложно. Однако эмпирически установлено, что вовлеченность в разные типы студенческих сообществ дает разные результаты.
Участие в политических и творческих организациях дает прирост в академических достижениях,
Спорт и вовлеченность в религиозные сообщества не оказывает большого влияния на показатели студентов.
Любопытно, что успеваемость, по данным авторов, напрямую не связана с развитием критического мышления (таб. 1). Такое заключение согласуется с выводами других российских и зарубежных исследований. Они показывают, что хорошие оценки и безупречный диплом — еще не гарантия того, что выпускник станет продуктивным сотрудником.
IQ
* Источник: статья И. Щегловой, Ю. Корешниковой и О. Паршиной.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!