Создание собственного личного бренда – по сути, еще одна ваша работа, планомерная и трудозатратная. Но аргументов «за» – масса: от лучшего понимания самого себя до карьерного роста и высокой окупаемости инвестиций в саморазвитие. Зачем нам личный бренд и что делать для его формирования, в колонке для IQ Media размышляет маркетолог, эксперт по личному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ Татьяна Ветрова.
Татьяна Ветрова
Эксперт по личному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ
Создание личного бренда требует вложений времени и сил, как любая другая работа. Но если вы не знаете, зачем она нужна, сложно двигаться дальше.
Личный бренд – набор представлений, ассоциаций и идей, которые возникают в сознании клиентов и партнеров, когда они слышат ваше имя. В головах потребителей существуют полочки: «Этот специалист – про это, а тот – про то», и их нужно правильно сформировать. Если вы заинтересованы в развитии себя как специалиста, вам необходимы инвестиции в себя, в свое продвижение. При этом они будут самыми окупаемыми.
При этом нужно понимать, в чем твоя уникальность как специалиста. По сути, личный бренд – про глубинное понимание своей идентичности, смысла жизни: «Кто я, для чего, зачем? Каковы мои сильные стороны?». Идет процесс непрерывного самопознания, постоянная прокачка себя, открываются новые опции самореализации.
Сейчас очевиден запрос на «новую искренность». Молодому поколению потребителей менее интересна глянцевая история «успешного успеха» – они хотят больше знать о человеке: как он живет, что делает в свободное время, как развивается в профессии, какие у него были неудачи и почему. Это новый вызов для представителей нашего поколения: мы привыкли, что должны быть «правильными». Зато сейчас у нас есть шанс немного перестроиться – по-новому себя осознать, принять, что мы имеем право на ошибку. И это здорово! Ведь на самом деле можно прожить несколько жизней, несколько разных реализаций и благодаря этому больше верить в себя, отражать это в личном бренде и привлекать новую аудиторию!
Наша самореализация – бесконечный путь. Нельзя остановиться, сказать: «Я про это» – и уже не меняться. Мы развиваемся под влиянием множества факторов. Сама среда сейчас очень турбулентна. Мы пережили ряд кризисов, в том числе, пандемию коронавируса, сильно изменившую нашу жизнь и бизнес-ландшафт. Произошли и технологические прорывы, связанные с искусственным интеллектом. Не удивительно, что идет постоянное переосмысление самих себя.
В литературе это называют новой, «проектной идентичностью». Люди могут иметь разные реализации и по-разному выстраивать личный бренд, и точек сборки может и не быть (это зависит от человека). И все же подсвечивать в личном брендинге разные свои реализации – очень здорово! Здесь ты – преподаватель, тут – спикер на конференции, там – многодетная мама и др .
Каждый сам для себя решает, что транслировать вовне. Новое поколение в этом смысле намного смелее, а поколению постарше знакома внутренняя борьба: «Об этом я буду говорить (это одобряемо обществом, и это мое публичное лицо), а о том – не буду, ведь это моя личная жизнь, другие мои реализации». Но разные реализации себя – наша новая реальность. И это возможность прожить несколько жизней за одну человеческую жизнь.
Часто считается, что, если вас нет в социальных сетях, то и личного бренда у вас нет. Действительно, происходит тотальная цифровизация, и вы можете считать, что присутствуете, например, на рабочем месте, и это ваша реализация, однако если цифровых следов о том, что вы успешно делаете, нет, то как будто бы и вас нет, о ваших проектах быстро забывают. Зато цифровые следы вашей деятельности останутся надолго. Если вбить в поисковой строке фамилию любого специалиста, будь он ученый или сантехник, вы найдете информацию о нем (особенно на специализированных платформах).
Сегодня каждый человек становится мини-корпорацией. Эту идею в свое время предложил Том Питерс, и такая работа над личным брендом представляется мне правильной.
Транслируя себя вовне, человек становится и мини-СМИ. Ключевые каналы продвижения – соцсети, выступления в СМИ (колонки, комментарии, радиоэфиры, подкасты и пр.), а также публичные выступления на других площадках. Нужно понять, какие социальные медиа для вас комфортнее, какой контент – видео- или текстовый – больше подходит. Мы работаем в бизнес-плоскости, поэтому для меня также важно присутствовать в деловых СМИ. В любой профессии есть конкуренция, а личный бренд помогает вам выделиться и получить преимущества.
У меня есть своя методика построения личного бренда – ID-code. Это четыре основы вашей аутентичности:
Все эти показатели взаимосвязаны и составляют основу вашей личной и профессиональной узнаваемости.
Есть и другие важные элементы конструирования личного бренда, например, архетипы (скажем, в классификации американской исследовательницы Кэрол Пирсон). Крупнейшие коммуникационные агентства используют их для брендинга товаров и услуг. Почему бы не применять архетипы при создании личного бренда? Это так естественно! Мы – носители индивидуальности, у нас есть сложившиеся паттерны поведения и сильные стороны. Почему же мы наделяем «характером» какой-нибудь стол или автомобиль, а с людьми этого не делаем?
Но об архетипах как элементе формирования личного бренда, а также об авторской системе 7P – семи составляющих, которые помогают построить персональный бренд руководителя, мы поговорим в другой раз. Продолжение следует!
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!