Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение создано при помощи модели Шедеврум
Источник: изображение создано при помощи модели Шедеврум

Обучение долгой жизни

Как пожилым людям найти себя и самореализоваться

«Серебряный возраст», который часто называют пенсионным, стоит воспринимать как возраст опыта и возможностей. Вы можете развиваться в профессии и делиться знаниями, а можете переучиться и получить новую специальность. У вас формируется подходящий круг общения, вы востребованы и активны. Такое обучение наполняет и продлевает жизнь. Чему и как учатся пожилые люди, рассказывает в колонке эксперт по непрерывному образованию Илья Коршунов

Обучение «по-взрослому»

Люди «серебряного возраста» – старше 55-60 лет – составляют заметную и активную социально-демографическую  группу. Ее образовательную культуру и интересы – как факторы, влияющие, в частности, на структуру потребления, – постоянно изучают исследователи разных стран. 

name

Илья Коршунов

Заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых НИУ ВШЭ, председатель Экспертного Совета по непрерывному образованию при Комитете по науке и высшему образованию Госдумы  Российской Федерации

В России, по статистике, обучение проходят лишь 7% людей старше 60 лет и менее 1,1 % старше 70 лет. И это, в том числе, тренинги и курсы, связанные с хобби, – тоже очень представительный и показательный сегмент рынка дополнительного образования.

Коллективизм vs индивидуализм

Наше международное исследование[1], в котором участвовали респонденты из Японии, Китая, стран Европы, включая Скандинавские страны и Великобританию, продемонстрировало, что цели образования пожилых людей переплетены с культурным и социальным контекстом развития страны. Обобщенно говоря, на Востоке мы видим коллективистский настрой, Западе – индивидуалистский.

- Так, восточное образование, на которое сильно повлияло конфуцианство, нацелено на моральное саморазвитие, приобретение знаний и служение обществу. Эта точка зрения формирует образовательные мотивы пожилых людей в восточных странах, где обучение часто рассматривается как средство личного и общественного процветания. Одна из любопытных тенденций – интерес к программам по воспитанию детей и внуков.

- Западное образование основано на развитии практических и аналитических навыков на протяжении всей жизни. Для респондентов образование служит инструментом самореализации, поддержания своего здоровья, повышения информационной грамотности и решения проблемы изоляции после выхода на пенсию.

Обучение для жизни, прибавка к зарплате и социализация

При этом для всех стран основная мотивация пожилых людей к обучению связана с практической пользой от полученных знаний и расширением коммуникации.

- Практическая польза – например, в том, что пожилые люди умеют пользоваться цифровыми технологиями и гаджетами, осваивают новое оборудование и интегрированы в системы коммуникации – мессенджеры, социальные сети и пр. Это помогает им не только в работе, но и в жизни – например, платить за квартиру онлайн. Есть и экономическая отдача от обучения. Люди в возрасте 50+ добавляют к зарплате примерно 10%.

- Коммуникация помогает преодолеть изоляцию и одиночество, найти круг общения. Наши интервью со «старшими пожилыми» (90+) показали, что для успешной самореализации они активно налаживали коммуникацию с более молодыми людьми.

Долгожители считали семью и контакты с младшими поколениями решающим фактором здоровья и хорошего самочувствия на длинной дистанции. 

Обучать молодежь и стабилизировать коллектив

По данным федерального проекта «Содействие занятости», в случае продолжения работы старшее поколение выбирает для обучения традиционные промышленные отрасли (машиностроение, металлургию и пр.), с возможностью реализации в них своих управленческих компетенций или наставничества молодежи.

По сути, зрелые сотрудники, готовые применять свои новые навыки для решения прикладных и рутинных задач, обеспечивают стабильность трудовых коллективов. Они гораздо больше «укоренены» на рабочем месте, чем их младшие коллеги.

Особой популярностью пользуется обучение цифровым навыкам, которых пожилым людям остро не хватает для применения гаджетов и цифровых сервисов.

Поддерживать когнитивные функции

Любопытно, что учащиеся 60-80 лет не менее успешно сдают экзамены, чем 50-летние. Кстати, результаты демонстрационного экзамена по компетенции «Веб-дизайн и разработка» оказались выше именно у «старших пожилых».

Таким образом, люди в возрасте могут обучаться сложным цифровым навыкам до глубокой старости, одновременно используя цифровые гаджеты в повседневной жизни. 

Добавим, что чем сложнее было направление обучения, тем больше была разница между старшими и молодыми в пользу старших. А вот для более рутинных профессий ситуация менялась. При подготовке поваров, например, пожилые проигрывали молодым.

Стоит обратить внимание на еще один факт: выбор сложных направлений деятельности способствовал сохранению высокого когнитивного уровня работающих пожилых. Как это измерялось? Проводился демонстрационный экзамен, в ходе которого обучающиеся выполняли задания из нескольких элементов на время, и экспертная комиссия оценивала результаты. Выяснилось, что память, мышление и другие когнитивные функции у пожилых учащихся – на высоте. 

Это означает, что дополнительное образование приносит людям старшего возраста множество бонусов: от профессиональной самореализации до насыщенной, долгой и активной жизни.


[1] Korshunov I.A., Shirkova N.N., Yang Hsiang, Cross-cultural differences in older people's motivations for education and learning"// Population and Economics. 2024. (принята в печать №12)

Также читайте: