Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Самореализоваться в «серебряном возрасте»

Самореализоваться в «серебряном возрасте»

Как пожилые люди профессионально развиваются и находят новые хобби

Открыть в себе новые возможности, исполнить заветную мечту, развиваться в профессии, передать накопленный опыт, попробовать себя в новой сфере – причины, по которым люди «серебряного возраста» (55+) проходят (пере)обучение, самые разные. Но есть общий знаменатель: человек готов достраивать компетенции и делиться тем, что знает сам. И для него самое время – реализовать свои планы. Какие курсы выбирают пожилые люди, IQ Media рассказал эксперт по непрерывному образованию Илья Коршунов.

Возможности, признание, ценный опыт

Илья Алексеевич, что такое «серебряный возраст»?

В России четкое определение еще не сложилось. Я считаю, что это люди от 60–65 лет. А в программе «Московское долголетие», например, рубеж – от 55 лет. Верхней границей «серебряного возраста» обычно считают 80 лет. Дальше начинается «золотой возраст».

name

Илья Коршунов

Заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Высшей школы экономики

Люди 60–65 лет из-за недостаточного обучения современным компетенциям и увлеченности своей предыдущей работой теряют навыки и могут попасть в зону риска – в плане потери работы или снижения зарплаты. И они снова идут учиться.

Сколько пожилых людей сегодня проходят обучение?

По статистике, 7% россиян старше 60 лет и 1,1% старше 70 лет. Сюда включены и курсы, связанные с хобби. Пожилые люди обучаются в самых разных организациях: на работе, в центрах занятости, в НКО, сами находят курсы по интересам.

Каковы цели обучения? 

По данным Росстата, 6% учатся для трудоустройства, почти столько же – 6,3% – ради повышения зарплаты, 7,5% стремятся продвинуться по службе. Достичь более высоких результатов работы с помощью обучения стараются 24,5%. Получить новые знания – 44,9%. Расширяют круг общения 7,1%. Повышают культурный уровень 11,3%. 

Чему, в основном, обучаются? Конкретным навыкам?

Люди старшего возраста получают прежде всего цифровые навыки, поскольку они хотят быть в современном цифровом мире, и они довольно активные потребители – у них есть средства и, соответственно, гаджеты. Люди «серебряного возраста» рассматривают цифровые инструменты и технологии как источник повышения качества жизни, поэтому навыки работы с «цифрой» для них особенно важны.

Пожилые россияне осваивают новые технологии, чтобы активно интегрироваться в цифровую среду, общаться в мессенджерах и социальных сетях, применять новые навыки в быту – например, оплачивать квартиру онлайн, делать покупки по интернету. 

На втором месте по популярности – программы, которые учитывают  профессиональный опыт пожилых. Например, они хотят стать специалистами в сфере образования – в том числе, наставниками. Почему? У них немалый опыт, они разбираются во многих вещах и готовы взаимодействовать с людьми.

Люди «серебряного возраста» готовы быть руководителями и контролерами. Даже для рядовых должностей контроль – это ответственность пожилого человека. Если он, скажем, трудится на маркетплейсе, он может быть начальником отдела; если сварщик, то – начальником сварочного участка. Ему важно признание его человеческого достоинства.

Какая доля людей выбирает цифровые навыки, а какая – развитие профессионального опыта?

Среди всех программ, которые могут пригодиться для работы, до 30% слушателей выбирают обучение «цифре». А остальные – программы, связанные непосредственно с работой: руководящими должностями, контролем за процессами и персоналом, образованием и пр. 

Экономическая отдача от курсов

Растут ли зарплаты пожилых людей после обучения?

Слушатели в возрасте 50+ добавляют 10–12% к зарплате (в зависимости от региона, отрасли и пр.). Плюс, как показала федеральная программа «Содействие занятости», благодаря превентивному обучению удается избежать катастрофы увольнения.

Восполняются дефициты навыков, и люди могут сохранить работу?

Не только. После обучения они могут повысить свою должность. Как правило, это предусматривается. Кроме того, после курсов сотрудники успевают делать больше работы – их производительность растет. Таким образом, они могут претендовать на увеличение зарплаты.

Какие отрасли выбирают пожилые люди в случае продолжения работы?

По данным «Содействия занятости», это традиционные промышленные отрасли: машиностроение, металлургия, химическая промышленность и т.д. Молодежь же выбирает программирование, SMM-менеджмент, блогинг и пр. 

Сила хобби и общения с молодежью

Курсы по интересам – это про воплощение давних замыслов и получение новых навыков?

Верно. Самые популярные программы – по рисованию. Пожилые люди рисуют, участвуют в вебинарах, творческих объединениях, кружках. Помимо наработки навыков, обучение помогает им налаживать коммуникацию, заводить друзей.

Идет социализация – человек находит сообщество по интересам?

Да. Мы проводили интересный опрос в Адыгее. Пожилые респонденты сказали нам, что навык коммуникации – основной навык, продливший им жизнь. 

Мы спрашивали у женщин, которым 90+, как им удалось дожить до такого возраста. Они объясняли это так: «Конечно, семья [сыграла важную роль], но и общение с молодежью».

Однако молодые люди часто проявляют высокомерие к пожилым – существует эйджизм, а людям в возрасте все же хочется, чтобы их опыт уважали. Найти здесь баланс – большое дело. Кстати, появились компании, в основном, в сфере услуг, дружественные к возрасту 55+. Дело в том, что люди этого возраста часто мягче и услужливее, чем молодые. Таких компаний пока менее 5%, но все равно этот феномен очень значим. Мы предполагаем их исследовать. Скажем, что это явление дает бизнесу? Зрелые сотрудники, в частности, поддерживают стабильность трудовых коллективов. Они больше «привязаны» к рабочему месту, чем молодежь.

Драйв, востребованность, радость жизни

Поговорим про субъективные бонусы обучения. Оно помогает держаться в форме, чувствовать свою нужность?

Это действительно так. Но тут есть свои нюансы. Если даешь задание пожилому человеку, он может выразить скептицизм. Более того, он начинает обдумывать несколько вариантов, предлагать: «Давай сделаем не так, а вот так». Сингапурское исследование показало, что старшие взрослые часто капризничают при выполнении рабочих задач, им нередко свойственны высокомерие, гордыня и неприятие нового опыта молодежи. Нужно научиться смягчать эту капризность и раздражительность.

Но и молодежи нужно избавляться от эйджизма. Доля людей старшего возраста в составе населения растет.

Верно, но пока мы лишь в начальной фазе познания эйджизма. Пожилых людей может поддержать фраза известного журналиста: «Я появился на советском экране, как человек, которого могли запомнить, в 59 лет <…>. Уже люди готовятся уйти, а я в это время прихожу. Думаю, что, может быть, поэтому до сих пор во мне живет этот драйв <…>».

Любимое дело помогает пожилым чувствовать радость жизни. Работа дает ощущение востребованности и профессиональной реализации

По теории психологических потребностей, свобода, профессиональная реализация и коммуникация являются общечеловеческими потребностями, и с возрастом они не исчезают.

Наряду с мотивацией, на образование пожилых влияют социокультурный контекст и культура обучения. Она рассматривается как источник преодоления ряда проблем.

У зрелых людей есть определенная культура обучения: они охотнее учатся, охотнее осваивают новые навыки. 

Любопытно, что слушатели 60–80 лет нередко так же хорошо сдают экзамены в конце курса, как 50-летние, а порой и превосходят их.

Прокачка когнитивных навыков

Успешная сдача экзаменов в преклонном возрасте говорит об отличных когнитивных способностях. При этом и сами курсы их развивают?

В целом, да. Но наше исследование продемонстрировало, что не разовые курсы обеспечивают поддержание когнитивных навыков взрослых, а постоянная вовлеченность в решение задач длительностью от 5 до 15 минут. Иными словами, если люди постоянно в течение дня решают краткосрочные задачи, их когнитивные навыки растут. А решать такие задачи им помогает владение современными цифровыми инструментами и гаджетами.

Есть ли специфические методы обучения пожилых людей?

Есть целая наука – андрагогика, теория и практика обучения взрослых. Ее достижения связаны, в частности, с тем, что в ходе преподавания нужно апеллировать к личному опыту пожилого человека – с тем, чтобы он под изучаемые новшества (технологии, компетенции и пр.) нашел примеры из собственной жизни. Тогда навыки будут легче осваиваться.

«Таблетка успешности»

Как и за счет чего расширить обучение людей старшего возраста?

Тут дело в формировании культуры непрерывного образования. Она не случайно рассматривается как «таблетка успешности»: человек будет обращаться к обучению, чтобы решать свои проблемы. Какие-то из них он решает сам интуитивно, но нужно понимать, что в старшем возрасте интуиция может снижаться, и надо изучать решения других людей и повторять эти навыки.

Культура непрерывного образования должна еще прижиться.

Да, пока она не очень устоялась. В СССР были Дома ученых, в которых действовали клубы геронтологов, но в какой-то момент все это потерялось. Сейчас существует флагманская программа «Московское долголетие». В столице и в отдельных регионах создаются «Серебряные университеты» – для пожилых людей.

Добавлю, что стоит спрашивать у своих друзей, чему они научились и какие программы им помогли. И, конечно, имеет смысл на работе обращаться в подразделение, организующее корпоративное обучение. Нужно иметь в виду, что для людей старше 55 лет все обучение сегодня – бесплатное. Исключение составляют лишь программы, связанные с хобби.

Так или иначе, надо показывать больше позитивных результатов обучения в зрелом возрасте. Тем более, что их немало.