Увлеченность работой позволяет человеку испытывать радость, занимаясь профессиональной деятельностью, оставаться эффективным и преодолевать рабочие сложности. Но сохранять увлеченность не всегда просто, она зависит от множества факторов, в том числе — офисной среды. В продолжение темы разбираемся в том, как поддерживать увлеченность работой, и в то же время — минимизировать риски профессионального выгорания.
Мария Дзюбенко
Аспирант Департамента психологии, стажер-исследователь НУЛ психологии салютогенной среды НИУ ВШЭ
В прошлом выпуске мы обозначили, что существует достаточно много факторов или ресурсов, которые способствуют поддержанию увлеченности работой. Они делятся на социальные, организационные, а также ресурсы, связанные с лидерством, рабочим процессом и т.д.*
Есть еще один немаловажный фактор, влияющий на увлеченность работой — обстановка в офисе. В рамках исследований Лаборатории психологии салютогенной среды НИУ ВШЭ, мы с коллегами изучаем роль физических ресурсов среды: элементов планировки, дизайна, расположения офиса, возможность взаимодействия с офисной средой, ее контроля и т.д.** Эти ресурсы не рассматривались в контексте общей модели, описывающей влияние различных факторов на увлеченность.
В ходе исследования мы выяснили, что субъективная оценка увлеченности работой связана с определением пространства как восстанавливающего и удобного, и с тем, насколько пространство соответствует личности человека и поддерживает ценность его работы и достижений. Примером последнего аспекта может быть возможность организовать рабочее место под себя (создать дизайн рабочего места, дополнить офис элементами, характеризующими свою личность), а также наличие в дизайне офиса элементов, транслирующих ценности компании, достижения команды и ценность результатов ее работы.
Восстанавливающая среда — это среда, в которой человек может восстановить свои когнитивные и эмоциональные ресурсы, что важно при длительной концентрации, которой характеризуется увлеченность. Этому способствуют эстетически привлекательные, интересные и биофильные элементы дизайна, а также понятность планировки и ее удобство для выполнения рабочих задач.
Важным аспектом является не только наличие достаточных ресурсов, но и особенности рабочих требований, предъявляемых сотруднику. Низкий уровень выделенных ресурсов при высоких требованиях работы (например, сложные задачи при отсутствии ясности ролей, хорошей коммуникации и т.д.) будет связан с более низким уровнем увлеченности. При этом в первую очередь, пострадает отношение к поставленным рабочим задачам и организации. Увлеченность самой профессией может сохраняться дольше — тогда сотрудник будет искать место, где заниматься любимым делом ему будет комфортнее.
В то же время низкий уровень требований и отсутствие карьерного развития также негативно сказываются на увлеченности. Другими словами, сотруднику должно быть не только комфортно, но и интересно работать: без вызова не будет удовольствия от выполненной работы и чувства значимости. Поэтому важно, чтобы компания ставила перед сотрудником интересные и развивающие его компетенции задачи, но при этом обеспечивала ресурсами для их решения и восстановления в процессе.
Согласно Кристине Маслач (Christina Maslach), которая разработала концепцию профессионального выгорания, увлеченность рассматривается как обратный вариант выгорания. В состоянии увлеченности человек энергичен, эффективен и испытывает интерес к работе. Для выгорания, напротив, характерно истощение, цинизм и неэффективность.
В подходе Вилмара Шауфели (Vilmar Schaufeli) понятия увлеченности и выгорания не являются зеркальными, но все же во многом противоположны. Согласно его Модели Требований-Ресурсов работы, при наличии достаточных ресурсов и интересных задач увлеченность работой повышается. В то же время слишком высокие требования работы при отсутствии достаточных ресурсов будут провоцировать стресс, при длительном воздействии приводящий к профессиональному выгоранию. Однако прямых доказательств, что отсутствие ресурсов сразу сделает увлеченного сотрудника выгоревшим — нет.
Скорее увлеченность может сама по себе быть неким ресурсом, поддерживающим сотрудника с помощью положительных эмоций. Тогда при отсутствии ресурсов для преодоления требований, увлеченность будет слабее, а позитивных эмоций меньше, поэтому стресс вызовет более сильную негативную реакцию.
Есть и другой вариант: трансформация увлеченности в трудоголизм из-за излишней погруженности в работу, истощение ресурсов из-за отсутствия отдыха и сильных переживаний, что затем также будет вести к профессиональному выгоранию. Другими словами, увлеченность работой также может быть дезадаптивна и в избыточной форме приводить к риску.
Поэтому компаниям важно не только предоставлять ресурсы, соответствующие требованиям работы, но и стимулировать сохранение баланса работы и личной жизни. Это же релевантно для самих сотрудников — увлеченность работой, действительно, очень ценное состояние. Но важно помнить, что в жизни существует не только работа.
* О ресурсах, способствующих увлеченности работой здесь
** Подробнее в работе Марии Дзюбенко Здоровый офис как фактор профессиональной вовлеченности
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!