Современный человек нередко ищет свою «работу мечты». Помимо удовлетворяющей оплаты труда, достаточного количества свободы, автономии и т.п., она, как правило, должна приносить много радости и энергии. В психологической науке подобное состояние описывается понятием увлеченности работой. О том, что это такое и какие факторы сопутствуют увлеченности работой, рассказывает аспирант Департамента психологии НИУ ВШЭ Мария Дзюбенко, занимающаяся исследованием данной темы.
Мария Дзюбенко
Аспирант Департамента психологии, стажер-исследователь НУЛ психологии салютогенной среды НИУ ВШЭ
Понятие увлеченности работой — достаточно непростое с психологической точки зрения. Его определение может пересекаться с определениями других состояний или даже включать их в себя. Например, непросто отличить увлеченность (work engagement) от вовлеченности (job involvement) или приверженности работе (job commitment). Поэтому иногда возникают споры о самостоятельности данного понятия. Кроме того, концепция увлеченности популярна и в рамках бизнеса, работы с персоналом, что увеличивает количество подходов к ее определению.
Одно из первых научных определений увлеченности было связано с ролевым поведением сотрудников: увлеченность понималась как уровень физического, когнитивного и эмоционального самовыражения в своей рабочей роли и личных вложений в нее.
В другом подходе, предложенном Кристиной Маслач (Christina Maslach), автором концепции профессионального выгорания, увлеченность рассматривалась не как отдельное состояние, а как противоположность аспектам выгорания: энергия против истощения, интерес против цинизма, эффективность против неэффективности.
Самым распространенным среди исследователей-психологов стал подход Вилмара Шауфели (Vilmar Schaufeli), где увлеченность определяется как позитивное, приносящее удовольствие, связанное с профессией состояние, характеризующееся энергичностью, преданностью делу и поглощенностью. Другими словами, увлеченность характеризуется позитивным настроем и наличием энергии, ощущением значимости работы и переживанием энтузиазма, а также погруженностью в рабочие задачи и хорошей концентрацией.
В этом подходе увлеченность широкое понятие — оно фактически включает в себя вовлеченность в работу (активное погружение и интерес), схоже с позитивным отношением и приверженностью.
Также можно отметить, что корпоративные исследования фокусируются не столько на понятии увлеченности, сколько на ее результатах и «симптомах»: уровне самоотдачи и вовлеченности, позитивной оценке рабочего процесса, продуктивности и т.д. В это время организационная психология все же остается психологией и делает акцент на состоянии сотрудников: позитивных переживаниях, наполненности энергией, интересе к работе и настроении. Скажем так: бизнес и производительность нам важны, но состояние людей чуть более приоритетно.
На самом деле, факторов увлеченности работой довольно много. Наиболее популярными для исследователей являются личные характеристики сотрудников и факторы, связанные с организационными процессами / организационной культурой.
Вилмар Шауфели и его коллеги Арнольд Баккер (Arnold Bakker) и Евангелия Демероути (Evangelia Demerouti) предложили модель Требований-Ресурсов Работы (Job Demands-Resources model), где выделили группы ресурсов, способствующих поддержанию увлеченности работой:
Стоит отметить, что личные ресурсы являются некоторым буфером между ресурсами работы и увлеченностью: от них зависит, как сотрудник воспримет предоставленные возможности.
В целом, чем ресурсы работы удобнее и понятнее, чем лучше отрегулированы организационные процессы, тем больше энтузиазма и активности может быть у сотрудников при погружении в рабочий процесс.
В следующем материале расскажем, как сохранить баланс между увлеченностью работой и выгоранием
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!