Вход
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Эмоциональное выгорание сотрудников: что важно знать

IQ Media рассказывает, что сегодня важно знать руководителю об эмоциональном выгорании сотрудников, как его предотвратить и не потерять свой собственный интерес к работе. 

Безграничное выгорание в XXI веке

Чтобы осознать масштаб проблемы эмоционального (профессионального) выгорания достаточно обратиться к данным по разным странам. В России, согласно недавнему исследованию, 45% работающих граждан когда-либо сталкивались с профессиональным выгоранием. Около 15% работающих россиян переживали его на момент проведения исследования. 

В США в 2021 году более половины занятых сталкивались с эмоциональным выгоранием. По данным Gallup, треть американцев всегда или очень часто чувствуют себя выгоревшими на работе. Профессиональное выгорание – большая проблема и для европейских стран. В солнечной Испании, например, с начала пандемии Соvid-19 с ним сталкивались около 38% трудоспособных граждан. Жесткие условия работы, постоянные перегрузки способствуют эмоциональному выгоранию, депрессиям и суицидам офисных работников в Китае и Японии. 

Специфика проблемы 

Сегодня накопилось достаточно много знаний о феномене эмоционального выгорания. В научную литературу это понятие ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг. Поначалу считалось, что выгорание свойственно в первую очередь людям помогающим профессиям. Но позже выяснилось, что с СЭВ (синдромом эмоционального выгорания) можно столкнуться в любой рабочей сфере и не только. Данный феномен способен проявляться в партнерских отношениях, выгоранию могут быть подвержены матери, круглосуточно заботящиеся о малолетних детях. 

В психологической литературе описаны достаточно четкие критерии эмоционального выгорания. Согласно трефакторной модели Катарины Маслач и Сьюзан Джексон, разработавших опросник для измерения выгорания, СЭВ включает:  

  • эмоциональное истощение ключевая составляющая выгорания, проявляющая себя в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, эмоциональном бесчувствии;
  • деперсонализация отстраненность в коммуникации, дезадаптация коммуникаций и отношений с другими людьми;
  • редукция личных достижений тенденция негативно себя оценивать, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизм по отношению к служебным достоинствам и возможностям.

Эмоциональное выгорание может проявляться в виде различных симптомов. На физиологическом уровне это, например, усталость, бессонница, головная боль, на психическом – апатия, раздражительность, чувство безнадежности, отсутствие желаний, радости. Выгоревшему работнику может быть тяжело концентрироваться на задачах, расставлять приоритеты, оставаться вовлеченным, он может дистанцироваться, уходить от коммуникации или конфликтовать с коллегами, а на поздних стадиях выгорания –  проявлять безразличие в ситуациях, когда требуется отстаивать свою позицию. 

Как и почему сегодня выгорают в разных профессиональных сферах 

Одна из основных причин эмоционального выгорания – постоянный стресс. Согласно современным международным медицинским стандартам, выгорание признано синдромом, вызванным хроническим стрессом на рабочем месте, с которым не удалось справиться. 

В научной литературе выделяют три основных подхода, объясняющих эмоциональное выгорание: индивидуально-психологический, социально-психологический и организационно-психологический. С точки зрения первого подхода, причины лежат в плоскости несоответствия между ожиданиями от работы и реальной действительностью, с точки зрения второго –  в качестве главного фактора выгорания выступает специфика деятельности в социальной сфере – работа с людьми. При рассмотрении выгорания с позиции организационно- психологического подхода на первый план выходят проблемы отношений личности внутри организации – недостаток автономии и поддержки, ролевые конфликты и т.д. 

Существует также экзистенциально-аналитическая точка зрения на проблему эмоционального выгорания, которую описывает психотерапевт, основатель современного экзистенциального анализа Альфрид Лэнгле. Она заключается, в первую очередь, в потере или отсутствии смысла в том, что человек делает, и, как следствие, отсутствии радости и удовлетворения от собственной деятельности. 

Если посмотреть на статистические опросы самих работников, то в числе главных причин выгорания называют постоянные стрессовые ситуации и нервное напряжение на работе, неадекватную оценку результатов работы, несоразмерность финансовой мотивации и затрачиваемых усилий, переработки, конфликты с руководством и коллегами, а также отсутствие видимых результатов работы. 

Результаты научных исследований подтверждают подобные причины СЭВ, а также расширяют список факторов эмоционального выгорания, которые появились и появляются в последние годы на фоне развития современных технологий и следствий влияния пандемии коронавируса на характер занятости. Так, например, ученые из Санкт-Петербургского государственного университета анализировали особенности и причины профессионального выгорания среди ИТ-специалистов. В числе выделенных в ходе анализа рисков выгорания в этой сфере: истощение вследствие циклического обучения, совмещение функциональных и командных ролей и обязанностей, рассредоточение работы в пространстве и во времени, дистанционная коммуникация, техностресс – длительное использование в работе информационно-компьютерных технологий.

Все эти риски усилились или появились в последние годы. Так, чтобы не утрачивать свои навыки, айтишники вынуждены всегда учиться из-за постоянного обновления программ и инструментов. Если в начале нулевых роли в ИТ-проектах обычно были четко разделенными, то сегодня один человек может часто совмещать несколько ролей, оказываясь в условиях многозадачности.

Что касается пространственной и временной гибкости, то будучи, с одной стороны, одной из мер профилактики выгорания, она способна оборачиваться и негативной стороной для специалистов любой профессии. Работник может не быть привязанным к офису, но де-факто находиться в рабочем режиме 24/7, будучи досягаемым с помощью электронной почты и мессенджеров. «Формируется привычка думать о работе в любое время и в любом месте, что нарушает баланс между работой и свободным временем», – комментируют исследователи.  

Как стиль руководства связан с эмоциональным выгоранием сотрудников 

С эмоциональным выгоранием сотрудников может быть связан стиль руководства. И это подтверждают современные научные данные. Например, в ходе исследования ученых из НИУ ВШЭ Сергея Русских и Елены Тарасенко, проведенного с коллегами из федеральных медицинских научных центров, выяснилось, что стиль руководства начальника – один из основных факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания врачей-онкологов. Неудовлетворенность тем, как осуществляется руководство, может способствовать деперсонализации, эмоциональному истощению и в целом вносить свой вклад в общий уровень СЭВ врачей-онкологов. Среди других важных факторов – неудовлетворенность справедливостью заработной платы, предприятием, физическими условиями труда и возможностями карьерного роста. 

Эмоциональному выгоранию сотрудников может способствовать так называемое "враждебное" (абьюзивное) поведение руководителей. Это феномен находится в поле внимания ученых, как минимум, в последние 20 лет. В ходе исследования, проведенного в НИУ ВШЭ на российской выборке, выяснилось, что с "враждебным" поведением в той или иной степени сталкивались 56% опрошенных. Чаще всего "враждебное" поведение проявляется в принуждении к выполнению рутинной и неквалифицированной работы; нововведениях, касающихся работников, без предварительного обсуждения с ними; критике в присутствии других; обмане; игнорировании мнения и инициативы сотрудников. Среди других индикаторов "враждебного" поведения руководителя: игнорирование заслуг, достижений, результатов работы; грубое поведение; насмешки; обвинения в некомпетентности, неспособности хорошо работать; игнорирование просьб о поддержке, помощи, необходимой для выполнения работы. 

Авторитарный стиль управления, при котором подчиненные опасаются высказать свое мнение, критику или предложить изменения, вкупе с хроническим стрессом и нарушением баланса между семьей и работой, также может вносить свой вклад в эмоциональное выгорание. В ходе другого исследования, проведенного в НИУ ВШЭ в Перми, было показано, что чем более явно сотрудник может выразить свое недовольство "вверх", тем меньше вероятности, что он окажется эмоционально выгоревшим. При этом, согласно полученным результатам, скрытое несогласие проявляют эмоционально выгоревшие сотрудники. При таких условиях у них уже просто нет сил бороться. Они могут испытывать чувство отчужденности от компании и дефицит мотивации что-либо предпринимать. 

Что в силах руководителя, а что зависит от сотрудника 

Последствия эмоционального выгорания сотрудников могут быть плачевными для компании. «Компании, в которых массово выгорают сотрудники, несут заметные издержки. В лучшем случае это оплаты участившихся больничных, в худшем – потеря ценных специалистов», – отмечает генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. 

Важно понимать, что определить эмоциональное выгорание у человека может только квалифицированный специалист – психолог или психотерапевт. Это не задача и не компетенция руководителя. Помимо эмоционального выгорания может быть множество причин того, почему поведение сотрудника изменилось не в лучшую сторону. Возможно у человека скопилось много усталости и ему нужен отпуск, есть проблемы с физическим здоровьем или психическое расстройство.  Поэтому не стоит делать выводы на основании отдельных симптомов, важно наблюдать за состоянием в целом, отмечает кандидат психологических наук, руководитель проекта Psychodemia Мария Данина. Она обращает внимание, что лучше исходить из того, что человек столкнулся с какой-то проблемой и ее нужно решить. В числе  профилактических мер эксперт рекомендует прояснять, насколько сотруднику интересна его работа, собирать обратную связь о процессах и атмосфере в коллективе и озвучивать конкретный план по решению выявленных проблем. Также, как отмечает Мария Данина, если в организации появился человек с явными признаками выгорания, нужно понимать, какую позицию он занимает, зависят ли от него другие люди. Особенно сложной может быть ситуация, когда выгорает сотрудник или руководитель, замыкающий ключевые процессы в работе. Тогда речь может идти о спасении этих процессов или бизнеса.  

Существует множество рисков со стороны бизнеса, которые могут приводить к выгоранию сотрудников. Среди них: несоответствие поставленных задач интересам и компетенциям специалистов, избыток рутинной, бессмысленной работы, конфликты в коллективе, непрозрачность процессов, стиль руководства. Если своевременно выявить подобные риски и устранить их, это может существенно улучшить атмосферу в рабочем коллективе и предотвратить негативные последствия. 

Не все тем не менее зависит от руководителя. Эмоциональное выгорание может случиться в силу ряда индивидуальных факторов. Очень часто людям сложно поддерживать баланс между работой и личной жизнью, эффективно восполнять физические и психические ресурсы, грамотно планировать собственный отдых, управлять стрессом и т.д. Это то, чему не учат в достаточной степени в семье, школе или университете. Компания тем не менее может способствовать предотвращению подобных рисков, организуя, например, для сотрудников систему психологической и психотерапевтической помощи, а также мотивационные программы, направленные на развитие навыков саморегуляции, тайм-менеджмента, распределения баланса между работой и личной жизнью. Полезной может быть предоставляемая компанией возможность взять длительный неоплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места или зарплаты. Это уже сегодня практикуют крупные компании, в том числе в России. Длительный отпуск, как показывают опросы населения, лидирует в числе мер, помогающих справиться с профессиональным выгоранием. 

Как не пропустить собственное выгорание 

Согласно данным исследований, руководители достаточно часто оказываются подверженными эмоциональному выгоранию. Особенно это касается менеджеров среднего звена, которым нередко приходится работать в условиях сильного стресса и многозадачности. Контролировать свою нагрузку, психологическое состояние, баланс между работой и личной жизнью, понимать, что происходит с мотивацией – все это важно для руководителя, как и для любого другого сотрудника. Самое важное, как отмечает Мария Данина, не пытаться брать на себя больше, чем нужно. Чрезмерное количество проектов и требований к себе могут не самым лучшим образом сказаться на физическом и психоэмоциональном состоянии. 

«На месте любого руководителя я бы начала с исследования, что я делаю, что из этого на самом деле мне можно не делать – от чего можно освободиться. Речь не только о конкретных делах, но и об ответственности в целом. Какие я, как руководитель, предъявляю к себе требования? Все ли они обязательны? Может быть, можно какие-то снизить или вообще убрать?», – это те вопросы, с которыми рекомендуется разобраться в первую очередь.   

Если руководитель хорошо распознает собственные эмоции и их причины и имеет высокий уровень эмоционального интеллекта, есть большая вероятность, что он сможет вовремя заметить намечающееся выгорание и у сотрудников. Но важно помнить, что, если есть собственные сложности психоэмоционального характера, трудности в обхождение со стрессом, явные признаки СЭВ, необходимо в первую очередь позаботиться о себе, а затем уже помогать коллегам.  

Эмоциональное выгорание может быть связано с проживанием отсутствия или дефицита смысла и ценности. «Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет эмоциональное выгорание», – пишет Альфрид Лэнгле. Поэтому периодически стоит уделять время для того, чтобы задавать себе вопросы: нравится ли мне то, чем я занимаюсь, чувствую ли я в этом смысл и т.п. Если своевременно разобраться с этими вопросами, можно не только предотвратить последствия СЭВ, но и понять, какие изменение необходимо внести в свою профессиональную деятельность, чтобы она приносила удовлетворенность и ощущение смысла. 

Читайте также