Где в мозге речевые зоны, из каких процессов состоит человеческая коммуникация, как язык функционирует в сознании, что отсрочивает речевые расстройства у пожилых людей и улучшает навыки чтения у детей – многие аспекты психо- и нейролингвистики можно изучать долго и сложно. А можно – интенсивно, задорно и наглядно. Как в квесте, вы выполните задания и заберете награды, а самые мотивированные доберутся до главных тайников. Что за «путешествие» и какие знания оно дает, IQ Media рассказали его разработчики, сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.
Ключевые знания об экспериментальной лингвистике теперь доступны всем, кто хочет знать, как формируется язык, какие нейронные структуры отвечают за речь, как читать и воспринимать текст успешно и как отсрочить возрастные изменения речи. Уже с декабря емкий и интенсивный учебный курс из 10 тем, стартовавший на платформе «Открытое образование» и упакованный в видеоролики мини-лекций, тесты с геймификацией, чат-бот, викторины, интерактивную карту и тайники с коллекцией призов, можно освоить лингвистам, психологам, биологам, логопедам, преподавателям иностранных языков – всем специалистам, так или иначе сфокусированным на речевой деятельности.
В курс встроены и умные алгоритмы. Телеграм-бот сопровождает слушателя от начала до конца: направляет, дает доступ к полезным материалам, вовлекает викторины и предлагает тесты.
Особый сюрприз – любопытные факты к каждой из тем. Знали ли вы, что:
– Хотя у большинства людей за речь отвечает левое полушарие мозга, у некоторых – эту функцию берет на себя правое. А бывает – и оба полушария.
– Слова в нашем ментальном лексиконе («картотеке» слов в сознании) не хранятся в отдельных «коробочках», а организованы во взаимосвязанную систему.
– Когда мы подбираем слово для завершения предложения, мозг за доли секунды выполняет мощный марш-бросок: воспринять написанное, вспомнить смысл, перебрать тысячи слов в памяти и пр. Увидеть этот каскад активности в разных участках мозга помогают современные электрофизиологические методы (например, электроэнцефалография).
– Во время чтения глаза делают скачкообразные движения. При этом остановки взгляда могут быть далеко не на каждой букве и даже не на каждом слове предложения.
– За первый год жизни мозг ребенка увеличивается примерно в 2,5 раза, а к 4-6 годам – сопоставим по весу с мозгом взрослого человека.
– Большинство людей – билингвы (владеют, как минимум, двумя языками).
Это – лишь отдельные штрихи представленной психолингвистической картины.
Первопроходцы курса – его «пилотные» слушатели – подчеркивают охват, современность и доступность материала. «Экспериментальная лингвистика» помогает «быстро и буквально с нуля схватить все основные положения, чтобы потом с этой актуальной и научно достоверной базой углубиться в любое из обсужденных направлений», говорит магистрантка РГГУ, стажер-исследователь Центра языка и мозга Ольга Тужик. Курс дан «четко, в достаточно подробном объеме», слушать его интересно даже тем, кто знаком со многими темами, добавляет студентка филологического факультета МГУ, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Анна Расюкевич.
Курс включает знания по психолингвистике, нейролингвистике и клинической лингвистике. Спектр тем – от нейроанатомии речи (какие области мозга отвечают за понимание и порождение речи – и тут в помощь фМРТ, магнитоэнцефалография – МЭГ) и электрофизиологии речевой обработки (как взаимодействуют нейроны при говорении и слушании) – до афазии, нарушений речи из-за поражения мозга, а также жестового языка. «Мы старались сконцентрироваться на всех аспектах речевой деятельности и максимально широко охватить все, чем занимается современная психо-, нейро- и клиническая лингвистика, включая сотрудников Центра языка и мозга», – отмечает сотрудник центра, преподаватель программы, нейролингвист Татьяна Больгина.
Самым целеустремленным учащимся удастся проникнуть в тайники с коллекцией материалов для углубления знаний. «В них собрана дополнительная литература, в том числе научно-популярные книги, а также фильмы по теме, лингвистические задачи, игры, подкасты с известными учеными, словарь жестов, – рассказывает собеседница IQ Media. – Например, в теме по нейроанатомии речи, которую я преподаю, я предлагаю нейроанатомический атлас». Система тайников «добавляет неформальности и забавности в прохождение курса», уверена Анна Расюкевич.
Каждую тему курирует специалист в этой сфере. Преподаватель курса, заместитель директора Центра языка и мозга ВШЭ Светлана Малютина, специализирующаяся в том числе на геронтолингвистике, уточняет: «Лекция о возрастных речевых изменениях впервые представлена на русском языке в рамках курса по экспериментальной лингвистике. В ней подробно рассматриваются подобные изменения на разных лингвистических уровнях». Среди обсуждаемых вопросов, например:
– Что происходит с когнитивными функциями при старении?
– Есть ли показатели, которые улучшаются с возрастом?
– Можно ли предсказать развитие деменции по речи пожилого человека?
В разделе о нейроанатомии мозга обсуждается, в том числе, как возраст, индивидуальная анатомия мозга и ведущая рука связаны с распределением в мозге речевых функций.
«Вы также узнаете о феномене латерализации речи [специализации полушарий мозга на выполнении определенных функций – ред.] и методах ее исследования – фМРТ и МЭГ», – добавляет Татьяна Больгина.
Другие важные сюжеты курса – речевое развитие детей и освоение чтения.
– В теме развития речи ключевые аспекты – этапы усвоения языка, механизмы понимания и говорения, период «словарного взрыва» у детей и многое другое. Не менее важный пункт – речевые нарушения и их коррекция.
– В разделе о чтении «отдельно рассматривается вопрос дислексии и методы ее диагностики и коррекции», конкретизирует Татьяна Больгина. Что касается «нормативного» чтения, то тут фокус – на том, что происходит в мозге в процессе чтения, какие когнитивные навыки нужны для этого и как повысить скорость чтения.
Еще одна тема онлайн-курса – языковое мышление в ситуации билингвизма. Скажем, как мы храним в голове сразу несколько языков? Что влияет на то, как мы ими пользуемся? И, наконец, важно понять, как билингвизм действует на когнитивные функции.
«Экспериментальная лингвистика» вовлекает учащихся в исследования, процесс наблюдения: можно виртуально посетить лаборатории, нейрохирургические операционные и центры реабилитации.
«Мы стараемся показать исследовательский процесс изнутри, обозреть экспериментальные методы в лабораториях и заинтересовать этим слушателей», – подчеркивает Татьяна Больгина.
Так, в видеоролики включены записи из лаборатории Центра языка и мозга – с ЭЭГ-исследованиями, айтрекингом (отслеживанием движений глаз) и пр. «Мы записываем электрофизиологический сигнал и показываем, как эти данные обрабатываются, как извлечь основные знания из этого сигнала», – поясняет исследовательница.
В курсе есть ролики о клинических исследованиях, добавляет Татьяна Больгина. Можно виртуально поприсутствовать на нейрохирургической операции, где «картируется речь в мозге, определяется субстрат конкретных регионов, которые отвечают за речь, чтобы нейрохирург впоследствии постарался обойти эти зоны, не удалять их во время операции и тем самым сохранить человеку речь».
В заключительной теме курса директор Центра языка и мозга ВШЭ Ольга Драгой рассказывает о ноу-хау – прикладных разработках центра. Логопедам для диагностики проблем с речью у детей пригодится тест «КОРАБЛИК» («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»). «ЛексиМетр» – тест для оценки навыков чтения у младших школьников – по словам Ольги Драгой, позволяет проводить «масштабный скрининг дислексии уже у первоклашек». Это позволит на раннем этапе продумать образовательную траекторию и повышать навыки чтения.
Центр также разработал тест АвтоРАТ для диагностики речевых нарушений у пациентов с афазией. «Мы расширяем область применения этого теста, чтобы люди знали о существовании таких инструментов», – добавляет Татьяна Больгина.
Курс действует до 2030 года, записываться можно без ограничений. «Мы даем в открытом доступе все лекции, все видеоматериалы. Но если слушатель хочет углубиться в темы еще больше, тогда открывается доступ к тестам, дополнительным материалам и соответственно получению сертификата об окончании курса», – заключает исследовательница. Этот маршрут – для самых целеустремленных участников, которые решили дойти в квесте до главных тайников.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!