В жизни нередко приходится искать новые решения для важных задач, переключаться между разными идеями, адаптироваться к новым обстоятельствам. В этом помогает гибкость ума. Где и как она применяется и почему необходимо ее развивать, IQ Media рассказала исследовательница этого явления, младший научный сотрудник Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия НИУ ВШЭ Жанна Чуйкова.
Жанна Чуйкова
Kогнитивный психолог, младший научный сотрудник Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
Содержание:
— Жанна Владимировна, что такое когнитивная гибкость, и где мы ее используем?
— Это наша способность переключаться между различными задачами, идеями или стратегиями. Это то, что называют гибким мышлением или гибкостью ума. Мы используем ее, когда, например, нужно применить новое решение для какой-либо задачи, потому что предыдущий вариант оказался неудачным. Например, пытаясь собрать кубик Рубика, мы можем начать с того, чтобы просто крутить его наугад (кто так не делал?). Однако, когда мы понимаем, что эта стратегия не работает, и применяем какую-то другую, мы как раз используем когнитивную гибкость. Именно она позволяет переключаться на что-то новое.
Когнитивная гибкость может применяться в различных контекстах. Предыдущий пример описывает ее в контексте неопределенности, то есть, когда стратегия, на которую будет происходить переключение, заведомо неизвестна, но должна быть обнаружена путем проб и ошибок или после некоторых размышлений.
Впрочем, часто бывает и наоборот: мы переключаемся на уже известную нам стратегию, способ решения задачи и т.д. Скажем, готовясь к шахматному турниру, вы заранее продумываете возможные варианты стратегий и действуете в соответствии с ними (например, разыгрывая какой-либо дебют на захват центра, переключаемся на развитие слонов, в случае если соперник начнет защищать центр).
— Одинаково ли действует мозг в двух разных вариантах переключения? Скорее всего, есть различия?
— Интересно, что в зависимости от контекста, в котором происходит когнитивное переключение, наш мозг работает по-разному. В недавней работе мы провели мета-анализ данных фМРТ, полученных во время решения различных задач на когнитивную гибкость, и установили, что условия, в которых происходит когнитивное переключение, определяют мозговую активность.
Так, в ситуациях, когда переключение происходит на заведомо известную задачу или стратегию (как в примере про шахматы), активируются области фронто-теменной сети, а также островковая доля и передняя поясная извилина в левом полушарии.
Когда же мы переключаемся в условиях неопределенности, то есть не знаем, какую именно стратегию применить (как в кейсе с кубиком Рубика), обнаруживается билатеральная активность (т.е. в обоих полушариях) в областях лобно-теменной сети, в том числе, в передней префронтальной коре, а также в подкорковых структурах. Перечисленные области как раз связаны с принятием решений в условиях неопределенности. А также – с планированием и проверкой гипотез.
— Считается, что когнитивная гибкость — основа многозадачности. Дело опять же в умении переключаться между разными задачами?
Мультизадачностью часто называют способность выполнять несколько дел одновременно. А когнитивная гибкость — это способность переключаться между различными задачами и идеями.
Но в целом мультизадачность подразумевает, скорее, переключение внимания, которое безусловно является важным компонентом гибкого поведения. Тем не менее, когнитивная гибкость не сводится к переключению внимания, а, скорее, включает набор когнитивных процессов, таких, как рабочая память, ингибирование (подавление) и смена ментальных представлений, которые, работая вместе, обеспечивают когнитивную гибкость.
Таким образом, когнитивная гибкость и мультизадачность имеют общее звено в виде переключения внимания, но сомневаюсь, что можно поставить одно в основание другого.
— Для каких задач и областей когнитивная гибкость особенно значима?
— Она играет важную роль во многих областях. Например, она тесно связана с креативностью, ментальной арифметикой, игрой на музыкальных инструментах, билингвизмом и др.
Начнем с ментальной арифметики, которая подразумевает счет в уме, без записей. Проведено много исследований о роли когнитивной гибкости в устном счете у детей и взрослых. Дело в том, что способность быстро и правильно справляться с математическими вычислениями в уме зависит от ряда факторов, среди которых ключевую роль играет использование различных вычислительных стратегий. Так, пример 158+173 можно, конечно, посчитать в столбик в уме. Но здесь нет и тени гибкого мышления. А вот другой вариант: можно округлить 158 до 160, 173 до 170, произвести сложение (что будет уже легче) и к полученному результату прибавить единицу (-2+3). Такое гибкое стратегирование в процессе вычисления не только облегчает, но и ускоряет решение примера.
Существуют и другие стратегии, которые активно используются для математических операций. Их применение во время устного счета свидетельствует о когнитивной гибкости.
— Каким образом когнитивная гибкость помогает в игре на музыкальных инструментах?
— Мы используем ее, скажем, при переключении между тональностями или ключами (скрипичным или басовым) во время исполнения музыкального произведения.
— Как гибкость ума связана с билингвизмом?
— Гибкость лежит в основе смены одного языка на другой — например, во время чтения или говорения. Недавно нам удалось установить, что нейронные корреляты переключения между задачами и переключения между языками не обнаруживают различий. Это дало нам основание полагать, что в основе двух разных процессов лежат одни и те же мозговые механизмы.
— Креативность также отчасти опирается на когнитивную гибкость?
Гибкость и креативность обнаруживают очень тесную взаимосвязь. Можно уверенно сказать, что когнитивная гибкость лежит в основе креативности, поскольку позволяет человеку рассматривать альтернативные решения.
Исследования показывают, что чем больше у человека развита когнитивная гибкость, тем лучше он справляется с задачами на креативность.
Нейроученые предложили концепцию когнитивного резерва — как «страховки» от старения мозга, запаса средств защиты от нейродегенеративных заболеваний. Когнитивная гибкость — тоже часть этой «страховки»?
На последний вопрос пока сложно дать ответ. Есть всего несколько исследований, которые изучали взаимосвязь между когнитивной гибкостью и когнитивным резервом и которые пришли, однако, к противоположным результатам. Так что дать однозначный ответ на этот вопрос пока сложно. В нашем центре как раз проводится исследование, способное пролить свет на этот вопрос. Однако пока его результаты неизвестны.
— Как развивать когнитивную гибкость? Есть ли техники с доказанной эффективностью?
— Сегодня существуют различные онлайн-тренажеры, позволяющие тренировать когнитивные функции, в том числе, и когнитивную гибкость. Суть таких заданий заключается в том, чтобы постоянно переключаться, как минимум, между двумя разными задачами.
В качестве тренировки можно также придумывать альтернативные варианты использования предметов. Например, представили стакан, засекли 2 минуты и начали набрасывать альтернативные варианты его применения. Например, в качестве вазы для цветов, карандашницы, формы для лепки печенья и др. Кстати, такая методика не только тренирует гибкость мышления, но и помогает развивать креативность.
— Есть ли образовательные программы, курсы повышения квалификации, позволяющие прокачать когнитивную гибкость?
— Таких программ нет. Во многих университетах в курсе когнитивной психологии даже нет темы про когнитивную гибкость. Это, вероятно, не самая известная когнитивная функция. Все знают, что надо тренировать память, поскольку с возрастом она становится хуже. Но что такое когнитивная гибкость, многие не осведомлены. Поэтому и соответствующих тренажеров особо нет. Хотелось бы, чтобы такой важной когнитивной функции все же уделялось должное внимание.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!