Чтение у большинства людей постепенно превращается в автоматический навык. Мы скользим глазами по строчкам, быстро соотносим буквы и звуки, узнаем знакомые слова целиком и почти не задумываемся, как именно мозг справляется с этой задачей. Но если чтение остается медленным, утомительным, с постоянными ошибками и потерями смысла, это может быть признаком дислексии. С 2006 года в России и мире 5 октября отмечается Всемирный день осведомленности о дислексии. С помощью работы научного сотрудника Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светланы Дорофеевой разбираемся в научных гипотезах, объясняющих причины дислексии.
Содержание:
Дислексия не связана с развитием интеллекта или качеством зрения и слуха. Это нейробиологическая особенность, которая затрагивает разные механизмы обработки информации в мозге.
С дислексией сталкивается от 5 до 20% людей — и далеко не всегда только в детстве. Некоторые осознают свои особенности уже во взрослом возрасте, когда трудности с чтением продолжают мешать работе или учебе. При этом важно не только заметить проблему, но и понять, какие механизмы за ней стоят.
Чтобы прочитать слово, мозгу нужно быстро сопоставить буквы со звуками и удержать звуковую форму слова в оперативной памяти. При фонологическом дефиците этот процесс дает сбои: звуки путаются, порядок рассыпается, мозгу сложнее собрать последовательность звуков в слово. В итоге чтение становится медленным и неточным, особенно это заметно на незнакомых словах. В жизни это может проявляться перестановкой звуков при чтении вслух (например, «плашнет» вместо «планшет»), трудностями с прочтением длинных слов, замедленным чтением вслух с исправлениями.
Интересно, что эта гипотеза долго считалась основной и даже была включена в официальное определение Международной ассоциации дислексии. Однако новые данные показывают, что фонологический дефицит есть не у всех, кто сталкивается с нарушениями чтения.
Не у всех трудности чтения связаны только с точностью различения звуков и обработкой их в оперативной памяти. Иногда к этому добавляется еще одна особенность — медленное извлечение информации о звуках из долговременной памяти. При тестировании это проявляется в более медленном назывании знакомых букв, чисел или предметов. Взрослый может замечать, что ему или его ребенку с дислексией нужно чуть больше времени, чтобы произнести то, что другие называют сразу. Когда есть проблемы и с точностью различения звуков, и со скоростью извлечения их из памяти, чтение становится особенно трудным: оно идет медленнее и сопровождается большим количеством ошибок.
Иногда трудности связаны со скоростью восприятия звуков в потоке речи. Если речь звучит медленно и с паузами, человек различает звуки и слова достаточно хорошо. Но при быстрой речи мозг не всегда успевает «нарезать» акустический поток на отдельные звуки, и часть информации теряется. Это заметно при восприятии устной речи, например, при письме под диктовку: часть слов человек может услышать и записать верно, часть — перепутать (услышать одно слово вместо другого), а еще часть — не расслышать (и будет вынужден либо переспрашивать, либо догадываться). При чтении это может проявляться в том, что текст словно распадается: буквы и звуки не складываются в цельную систему, приходится возвращаться к прочитанному, чтобы уловить смысл.
Обычно мозг быстро создает внутренние якоря — шаблоны для часто встречающихся слов. Благодаря этому знакомые слова распознаются мгновенно, без необходимости каждый раз складывать их по буквам. У людей с дислексией механизм работает хуже: даже те слова, которые человек читал уже много раз, воспринимаются как незнакомые. Это замедляет чтение, перегружает оперативную память, в результате чего человек больше устает.
Многие сложные действия со временем переходят в автоматический режим: мы завязываем шнурки или водим машину, не задумываясь о каждом движении. Чтение у большинства людей работает так же. Но при дефиците автоматизации этот переход не происходит: чтение остается «ручным» процессом, где внимание приковано к каждой букве и слогу. Это требует значительных усилий, мешает сосредоточиться на содержании текста, особенно если параллельно нужно делать что-то еще.
Иногда трудности чтения связаны с тем, как информация о буквах передается от глаз к мозгу и как мозг ее обрабатывает. Буквы могут наплывать друг на друга, менять форму или прыгать, строки — смещаться, взгляд — перескакивать через слова или даже строки. Кому-то трудно удержать в поле зрения сразу несколько букв, а кому-то — направить взгляд так, чтобы следующее слово читалось быстро и точно. В результате чтение идет неровно, с ошибками, требует постоянных усилий и может вызывать усталость или напряжение
Даже при нормальном зрении и слухе чтение невозможно без концентрации внимания. Управляющие функции помогают контролировать последовательность действий, оттормаживать ненужные действия, переключаться между задачами, вовремя исправлять ошибки. Когда эта система работает менее эффективно, возникают ошибки. Человеку сложнее искать информацию в тексте, следить за смыслом, выполнять задания по тексту и т.д. Однако даже при нормальном развитии управляющих функций могут возникать похожие проблемы, если у человека есть несколько других видов дефицита (описанных выше), и его мозг быстро истощается при попытках читать.
Ученые подчеркивают: дислексия — не одно нарушение, а спектр возможных особенностей. У одних людей трудности с чтением связаны с тем, как мозг обрабатывает звуки речи, у других — с тем, как мозг обрабатывает визуальную информацию, у третьих — с вниманием или особенностями автоматизации навыков. Любая из этих трудностей может проявляться в большей или меньшей степени, а у кого-то может быть несколько дефицитов одновременно.
Поэтому взрослые могут узнавать у себя разные проявления: медленное чтение, ошибки в знакомых словах, ощущение, что буквы плывут или что каждое слово приходится собирать заново, трудности с пониманием прочитанного.
Главный вывод в том, что такие трудности не связаны с отсутствием старания, ленью или невнимательностью. Это отражение разных особенностей работы мозга. А понимание того, какие именно механизмы могут быть задействованы, помогает точнее понять свои особенности или вовремя заметить их у ребенка, чтобы найти подходящие стратегии помощи.
Сотрудники Центра языка и мозга разработали стандартизированные инструменты для оценки навыков чтения и выявления дислексии: для детей — «ЛексиМетр», для взрослых — «ЛексиМетр-В». Оба приложения доступны для скачивания в RuStore.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!