Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Встреча на Стиксе: два начала. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью системы искусственного интеллекта DALL-E.
Встреча на Стиксе: два начала. Сгенерировал А.В.Хархурин с помощью системы искусственного интеллекта DALL-E.

Интеллект и креативность: парадоксы связи

Ум на грани творчества

Креативные способности связаны с интеллектуальными. Казалось бы, связь очевидная. Но однозначная ли? Совсем нет. В новой колонке проекта «Одиссея креативности» художник и исследователь творческого мышления Анатолий Хархурин объясняет нюансы этой связи.

name

Анатолий Хархурин

Доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций, руководитель проекта «Ключи и полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Творческий заряд – свойство познания

Вспомним подход креативного познания, в котором творческий потенциал рассматривается как неотъемлемое свойство нормативного человеческого познания. 

Когнитивные процессы, лежащие в основе решения повседневных задач, могут привести и к созданию продукта, отвечающего основным критериям креативности. Напомню: эти критерии – новизна (оригинальность и неожиданность) и полезность (практическая ценность или соответствие поставленным задачам). 

Соответственно, повышение общего уровня мышления может стимулировать развитие творческих способностей человека.

Дивергентное и конвергентное мышление. Бросаем и собираем камни

В парадигме креативного познания творческий потенциал можно рассматривать как способность активировать циклы дивергентного и конвергентного мышления, которые создают оригинальный и полезный продукт. 

  • Дивергентное мышление (от лат. divergere и англ. diverge – расходиться) направлено на поиск множества решений для задачи и происходит бессознательно, в расфокусированном и ассоциативном состоянии. 
  • Конвергентное мышление (от лат. convergere и англ. converge – сходиться), напротив, предполагает сужение вариантов до оптимального решения и требует сосредоточенности.

В чем главное отличие этих процессов? Конвергентное мышление ориентировано на поиск единственного (правильного) ответа, как это бывает на контрольной в школе. Дивергентное же мышление, наоборот, связано с открытием множества альтернативных решений, которые могут не иметь однозначного ответа. Идеи, возникшие в дивергентном процессе, оцениваются и сужаются в конвергентном. Это помогает прийти к единственному, оптимальному креативному решению.

Текучий и кристаллизованный интеллект

Теперь рассмотрим важную теорию интеллекта, которую мы не затронули в предыдущей колонке, а оставили именно для этой дискуссии. Реймонд Кеттелл предложил два типа интеллекта: флюидный (текучий) и кристаллизованный.

Флюидный интеллект отвечает за способность решать новые задачи, логически мыслить и быстро адаптироваться. Он не связан напрямую с накопленными знаниями, а базируется на когнитивных способностях – таких, как память и скорость обработки информации. Например, при разгадывании головоломок или освоении новой деятельности используется именно подвижный интеллект.

Кристаллизованный интеллект, напротив, формируется на основе знаний и опыта, накопленных в течение жизни. Он включает словарный запас, общие знания и профессиональные навыки, которые усиливаются с возрастом. Задачи, требующие фактических знаний, скажем, решение математических задач или написание эссе, связаны с этим видом интеллекта.

Эти типы интеллекта взаимодействуют друг с другом на протяжении жизни. Текучий интеллект обычно достигает пика в молодости. А кристаллизованный –  продолжает расти по мере накопления опыта. С возрастом снижение текучего интеллекта может затруднять приобретение новых знаний, замедляя рост кристаллизованного интеллекта.

Теперь мы вплотную подошли к объяснению связи креативности и интеллекта.

Как два типа интеллекта связаны с креативным мышлением

Нас интересуют когнитивные механизмы, лежащие в основе, в первую очередь, текучего интеллекта. Между ним и обоими типами креативного мышления – конвергентным и дивергентным, согласно многочисленным исследованиям, есть стабильная корреляция. 

А что с кристаллизованным интеллектом? Несомненно, и он важен для творческого мышления, так как предоставляет базу знаний для оценки и сверки новых идей, особенно в конвергентном мышлении. Он также поддерживает дивергентное мышление, поскольку идеи извлекаются из памяти, а обширные знания увеличивают их разнообразие. Однако, с учетом эмпирических данных, основное внимание все-таки уделяется текучему интеллекту.

Селективное внимание и конвергентное мышление

Один из популярных тестов текучего интеллекта – культурно-независимый тест (Culture Fair Intelligence Test) Кеттелла. Он использует невербальные стимулы и оценивает интеллект так, чтобы влияние уровня образования и культуры испытуемого было наименьшим. 

Рассмотрим пример задания на рисунке. Нужно проанализировать общие характеристики последовательности фигур слева и выбрать подходящую фигуру справа, которая логично завершит последовательность.

Одно из заданий теста Кеттелла. 

Тест оценивает способность фокусироваться на общих характеристиках фигур и выявлять закономерности. Таким образом, селективное внимание может быть именно той когнитивной функцией, лежащей в основе текучего интеллекта, которая позволяет сосредотачиваться на одном источнике информации, игнорируя отвлекающие факторы. Например, при чтении в шумном кафе или при вождении автомобиля селективное внимание помогает блокировать ненужные стимулы, снижая риск ошибок.

Селективное внимание важно и для конвергентного мышления. Фокусируясь на релевантной информации и игнорируя отвлекающие факторы, оно помогает выбрать единственное оригинальное решение из множества альтернатив. 

Когнитивная гибкость и дивергентное мышление

Если селективное внимание играет важную роль в конвергентном мышлении, то когнитивная гибкость служит одним из ключевых механизмов дивергентного мышления. Она позволяет адаптироваться к новым ситуациям, быстро переключаться между задачами и генерировать оригинальные идеи. 

Когнитивная гибкость помогает при мозговом штурме, в дизайне, создании сценария и маркетинге, позволяя рассматривать проблемы с разных точек зрения и сочетать «далековатые» идеи. Это приводит к междисциплинарности, столь популярной в современном искусстве. 

Так, в работах по когнитивной поэзии я соединял поэтический текст с визуальными медиа, используя методы когнитивной психологии.

Рабочая память и творчество

Когнитивную гибкость, в свою очередь, обеспечивает рабочая память

Этот механизм позволяет человеку переключаться между различными концепциями, идеями и перспективами. Рабочая память интегрирует информацию из разных источников, включая долговременную память и сенсорный опыт, формируя новые ассоциации. Она также поддерживает фокус внимания на задачах, что важно для конвергентного мышления при выборе наилучшего решения. 

Эти функции необходимы для текучего интеллекта, скажем, при решении задач, планировании маршрута или анализе данных. Они помогают удерживать промежуточные результаты, отсеивать лишнее и объединять информацию в реальном времени.

Сходство и различие интеллектуальных и творческих способностей

Итак, существует много общего между креативностью и интеллектом. Мы определили целый ряд когнитивных механизмов, лежащих в основе и той, и другой способности. Но можем ли мы заключить из этого, что это одни и те же или, по крайней мере, очень похожие друг на друга способности?

Без сомнения, интеллект и креативность представляют собой два значимых аспекта человеческого мышления. Однако они имеют разные характеристики и проявляются неодинаково. Интеллект базируется на логическом анализе, индукции и дедукции. Креативность – на ассоциативном мышлении, воображении и интуиции. Интеллект важен для точных, аналитических профессий. А креативность востребована в искусстве, дизайне и инновациях.

Различия между интеллектом и креативностью проявились и в том, как культурный контекст влияет на обе эти способности. Об  этом мы поговорим в следующей колонке.

Редактировала Ольга Соболевская