Интеллект обычно ассоциируется с анализом, логикой, умением решать задачи, а креативность – с выработкой новых идей и созданием чего-то уникального. Но могут ли интеллект и креативность существовать автономно друг от друга? И как они на деле взаимодействуют? Об этом в новой колонке проекта «Одиссея креативности» размышляет художник и исследователь творческого мышления Анатолий Хархурин.
Анатолий Хархурин
Доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций, руководитель проекта «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
Когда мы говорим о человеческих способностях, два понятия часто возникают у нас в голове: интеллект и креативность. Несмотря на их очевидную важность, взаимосвязь между этими явлениями остается предметом многочисленных споров. Интеллект традиционно ассоциируется с логическим мышлением, способностью к решению задач и академическими успехами. Креативность же представляет собой способность генерировать новые и оригинальные идеи, находить нестандартные решения и создавать нечто уникальное.
Но могут ли интеллект и креативность существовать независимо друг от друга? Скажем, есть ли люди семи пядей во лбу, но при этом не отличающиеся креативными способностями, или, наоборот, очень творческие, но не слишком умные? Однако есть и более важные вопросы. Можно ли развить креативность, не развивая интеллектуальные способности? И являются ли хорошее образование и высокий интеллект гарантией креативных способностей?
На деле в научном мире нет консенсуса о связи между этими двумя явлениями. Ученые расходятся во взглядах на этот вопрос. Некоторые теории рассматривают эти качества как тесно связанные, а другие – как абсолютно независимые (причем каждое из них важно по-своему). Так что же такое интеллект? И как он взаимодействует с креативными способностями?
Голова у нас одна, а интеллектов – сколько? Конечно, было бы проще также иметь один. Так, в общем-то, и считал английский психолог Чарльз Спирмен, в начале XX века предложивший теорию общего интеллекта (так называемый g-фактор). Он заметил, что успехи людей в когнитивных тестах на логику, память, пространственное мышление часто коррелируют между собой, что и привело его к идее о существовании одного общего фактора, лежащего в основе всех когнитивных способностей.
Идея одного интеллекта была удобна: нужен всего один IQ-тест! Такой тест и был разработан французскими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном для выявления детей, нуждающихся в дополнительной помощи в школе. Тест проверял память, внимание и логику, сравнивая «умственный» и реальный возраст ребенка. Если они совпадали – отлично, если нет – у ребенка могут быть трудности в учебе. И вуаля! Да не тут-то было.
Далеко не все согласились, что интеллект – это единый фактор. Мы видим, что люди талантливы в разных вещах: кто-то силен в языках, но отличается топографическим кретинизмом. Американский психолог Луис Терстоун предложил теорию множественных факторов интеллекта, где способности разделены на вербальное понимание, числовое умение, пространственное восприятие и память. Идею множественных интеллектов подхватили три американских психолога – Реймонд Кеттелл, Джон Хорн и Джон Кэрролл, чьи объединенные теории выделяют три уровня интеллекта: узкий, широкий и общий. А американский психолог Говард Гарднер пошел еще дальше и выделил восемь типов интеллекта: лингвистический, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный и натуралистический.
Ну и, наконец, Питер Саловей и Джон Майер придумали эмоциональный интеллект – способность распознавать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Научный журналист Дэниел Гоулман структурировал эту идею и выделил пять компонентов: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Но тут возникает законный вопрос: а интеллект ли это? Ведь традиционно его относят к когнитивным, а не эмоциональным способностям.
Но мы идем дальше и уже приближаемся вплотную к теме нашей дискуссии. Роберт Стернберг предложил триархическую теорию интеллекта, включающую аналитический, практический и творческий компоненты.
Если верить Стернбергу, творческие способности являются одной из составляющих интеллектуальных способностей, а это значит, что, как минимум, должна быть связь между креативностью и интеллектом.
В самом деле, некоторые ученые считают, что высокий уровень интеллекта может способствовать развитию креативных способностей. Люди с высоким IQ часто обладают лучшими когнитивными ресурсами, такими, как память, аналитическое мышление и логика, которые могут поддерживать креативные процессы. Умение анализировать информацию и применять ее в новых контекстах способствует генерированию оригинальных идей.
Развитый интеллект может также помочь в решении сложных задач, требующих креативного подхода.
С другой стороны, высокий интеллект – не всегда гарантия креативности. Иногда люди с большим IQ склонны к чрезмерному аналитическому мышлению, что может ограничивать их способность вырабатывать свежие идеи. Перфекционизм и страх ошибки могут также подавлять креативные импульсы.
Есть исследования, которые показывают, что связь между интеллектом и креативностью слабая или вообще отсутствует. Люди с умеренным интеллектом проявляют значительные креативные способности благодаря другим факторам, таким, как богатый жизненный опыт, эмоциональная восприимчивость или уникальные личные качества. Есть мнение, что креативность больше зависит от личностных характеристик, таких, как открытость новому опыту, настойчивость и мотивация, чем от интеллекта. Это подтверждается примерами из разных областей человеческой деятельности: люди, не обладающие выдающимися интеллектуальными данными, но весьма креативные, достигают успехов.
Большинство ученых сходятся на «пороговой» гипотезе, согласно которой после достижения определенного уровня интеллекта дополнительные когнитивные способности уже не способствуют серьезному увеличению креативности. Точка насыщения находится в районе значения 120. Обычно показатели IQ варьируются между 40 и 160. Значения ниже 40 свидетельствуют о тяжелых умственных нарушениях, а выше 160 считаются выдающимися и встречаются крайне редко. Средний показатель на этой шкале установлен на уровне 100 с нормальным распределением и стандартным отклонением в 15-16 баллов. То есть 120 – это уровень интеллекта, который примерно на одну стандартную девиацию выше среднего, и интеллектом выше этого значения обладают всего 9% людей. Иными словами, с IQ выше 120 связь между интеллектом и креативностью пропадает.
Как объяснить связь между креативностью и интеллектом? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять сходство и различия в когнитивных механизмах, лежащих в основе этих способностей. Это тема нашей следующей колонки.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!