Российский рынок коучинга растет и расширяет географию заказчиков: его все чаще используют в IT, медицине и госсекторе. Однако на этом фоне порой происходит размывание профессиональных стандартов, возникает острая нехватка системной поддержки для самих коучей, что также отражается на качестве услуг. Чтобы бизнесу не потеряться в море предложений и выбрать действенный, а не просто популярный инструмент, важно понимать современные тренды и научные основы коучинга, уверена доцент НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Елена Наумцева.
Популяризация коучинга часто отождествляет его с мотивационными беседами и техниками постановки целей. Однако его современное понимание уходит корнями в серьезные психологические школы, что и объясняет растущую эффективность.
Согласно определению Энтони Гранта, самого цитируемого автора в научной психологии коучинга,
Коучинг — это сфокусированный на решении, ориентированный на результат систематический процесс сотрудничества, в ходе которого коуч содействует улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта, самостоятельному научению и личностному росту людей.
Несмотря на рост корпоративного и нишевого спроса, запросы клиентов усложнились. Сегодня коучу недостаточно помочь сформулировать цель; нужно понять, какие глубинные установки, ценности и системные взаимосвязи мешают или помогают ее достичь.
Елена Наумцева обратила внимание, что существуют разные подходы к работе:
Все больше представителей бизнеса стремятся изучить теоретические основы коучинга, чтобы более осознанно выбирать специалистов, опираясь не только на их сертификаты, но и на собственное понимание методологической базы и принципов работы.
Сам рынок коучинговых услуг в нашей стране демонстрирует значительный разброс в стоимости услуг. По данным опросов, говорит Елена Наумцева, наиболее распространенными являются ставки в диапазоне 3 750 – 7 500 рублей в час работы. Такого ценника придерживаются 35% коучей. Следующая градация — от 7 501 до 14 999 рублей в час (28% коучей).
Такой порядок цен на работу говорит о формировании устойчивого среднего сегмента. При этом, отмечает эксперт, существует заметная доля высокопрофессиональных специалистов, чьи гонорары превышают 15 тыс. рублей за час работы.
Рынок коучинга, как и любой другой, активно адаптируется под запросы пользователей.
В частности, не так давно появился гибридный метод (совместная работа человека и ИИ), увеличилось количество полезных материалов на различных стриминговых платформах.
При этом, обращает внимание эксперт, важным является процесс стандартизации основных инструментов коучинга, которые выражаются через подходы, основанные на человекоцентричности. «Основные группы работников – поколение Y (рожденные в 1981-2004 гг.) и Z (с 2005 года) выходят на рынок труда с ориентацией на сотрудничество и с низкой толерантностью к директиве», – отмечает спикер.
В результате, в отрасли появились новые возможности и вызовы. Первым из них является вопрос интеграции искусственного интеллекта. С одной стороны, работа коуча упрощается – общие данные обрабатываются быстрее, разрабатываются необычные подходы к клиентам. С другой, развитие технологий повышает уровень конкуренции – все больше специалистов с разным опытом находят этот рынок перспективным для работы.
Развитие рынка коучинговых услуг в стране сопровождает и рост количества предложений со стороны учебных заведений, связанных с получением профильного образования. Здесь также важную роль играет возможность интеграции с различными науками, например, с психологией.
Однако эти же аспекты способствуют формированию таких отраслевых вызовов, как размывание идентичности коуча, предупреждает Елена Наумцева.
В первую очередь, это происходит за счет отсутствия четких критериев профессионализма и роста числа специалистов с разным уровнем подготовки. Что создает на рынке формальный переизбыток предложения.
По оценкам Международной федерации коучинга (ICF), в 2022 году число профессиональных коучей во всём мире стало на 54% больше, чем в 2019 году, а объём глобального рынка коучинговых услуг превысил $4,5 млрд. Эти данные свидетельствуют о стремительном росте популярности коучинга, особенно в бизнес-среде: около 67% практикующих коучей специализируются на бизнес-коучинге, и большинство компаний привлекают коучей для решения управленческих и организационных задач.
Также пока открытым остается вопрос оценки эффективности коучинга.
Наиболее популярными методами сейчас является неформальный устный запрос обратной связи в конце каждой сессии (29,2%) или по окончании коуч-программы (25,7%). Только 16,8% коучей используют формальные оценочные формы по завершении программы.
Основным источником обратной связи для 40,7% респондентов выступает триада «клиент + заказчик + линейный руководитель», что указывает на понимание важности комплексной оценки.
«Так, российский рынок коучинга демонстрирует здоровую динамику роста и ценовое разнообразие, но одновременно сталкивается с необходимостью повышения стандартов профессии через внедрение регулярной супервизии и оценку эффективности в доказательном подходе, с опорой на научные принципы», – подытожила Елена Наумцева.
Выступление Елены Наумцевой проходило в рамках онлайн-митапа «II День научно обоснованного коучинга: от гипотез к работающим инструментам», организованного Центром дополнительного образования факультета социальных наук.
«В сентябре 2025 состоялся уже второй День научно обоснованного коучинга. Я разработала этот формат для популяризации принципов доказательного коучинга. Именно они, на мой взгляд , помогут приобрести коучингу в организации устойчивый базис. Мне как автору отрадно, что и в 2024,и в 2025 в наших митапах представили свои исследования коучи, практикующие научно обоснованный подход», — отметила Елена Наумцева.
Автор: Ирина Пряничникова, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!