Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник фото: Freepik
Источник фото: Freepik

За пределами GROW: куда движется коучинг в бизнесе?

Российский рынок коучинга растет и расширяет географию заказчиков: его все чаще используют в IT, медицине и госсекторе. Однако на этом фоне порой происходит размывание профессиональных стандартов, возникает острая нехватка системной поддержки для самих коучей, что также отражается на качестве услуг. Чтобы бизнесу не потеряться в море предложений и выбрать действенный, а не просто популярный инструмент, важно понимать современные тренды и научные основы коучинга, уверена доцент НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Елена Наумцева.

Коучинг и подходы к работе

Популяризация коучинга часто отождествляет его с мотивационными беседами и техниками постановки целей. Однако его современное понимание уходит корнями в серьезные психологические школы, что и объясняет растущую эффективность.

Согласно определению Энтони Гранта, самого цитируемого автора в научной психологии коучинга,

Коучинг — это сфокусированный на решении, ориентированный на результат систематический процесс сотрудничества, в ходе которого коуч содействует улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта, самостоятельному научению и личностному росту людей.

Несмотря на рост корпоративного и нишевого спроса, запросы клиентов усложнились. Сегодня коучу недостаточно помочь сформулировать цель; нужно понять, какие глубинные установки, ценности и системные взаимосвязи мешают или помогают ее достичь. 

Елена Наумцева обратила внимание, что существуют разные подходы к работе:

  • Когнитивно-поведенческий подход как обладающий наиболее обширной доказательной базой. CBC- это целенаправленный, сфокусированный на настоящем, очерченный по времени подход. В его основе лежат когнитивно-поведенческая терапия, работы американского психотерапевта Аарона Бека (Beck et al., 1993).
  • Ориентированный на решение подход (Solution-Focused Brief Coaching  - SFBC). В основе - методология, разработанная известными американскими психотерапевтами Стивом де Шейзером и Инсу Ким Берг. Это хорошо структурированный подход, ориентированный на будущее. Он отличается терпимым отношением к мировоззрению клиентов, гибкостью и ориентацией на ресурсы и сильные стороны клиента. Это делает коучинг краткосрочным и высокоэффективным инструментом.
  • Подход, опирающийся на мотивационное интервью, ориентированное на повышение мотивации к изменениям. Он хорошо дополняет когнитивно-ориентированные подходы, показывая свою результативность в работе с клиентами, испытывающими сопротивление или амбивалентное отношение к новым целям. Эффективность мотивационного интервью для формирования новых привычек и изменения поведения в отношении здоровья многократно подтверждена исследованиями
  • и другие подходы

Коучинг и цена вопроса

Все больше представителей бизнеса стремятся изучить теоретические основы коучинга, чтобы более осознанно выбирать специалистов, опираясь не только на их сертификаты, но и на собственное понимание методологической базы и принципов работы.

Сам рынок коучинговых услуг в нашей стране демонстрирует значительный разброс в стоимости услуг. По данным опросов, говорит Елена Наумцева, наиболее распространенными являются ставки в диапазоне 3 750 – 7 500 рублей в час работы. Такого ценника придерживаются 35% коучей. Следующая градация — от 7 501 до 14 999 рублей в час (28% коучей). 

Такой порядок цен на работу говорит о формировании устойчивого среднего сегмента. При этом, отмечает эксперт, существует заметная доля высокопрофессиональных специалистов, чьи гонорары превышают 15 тыс. рублей за час работы.

Коучинг и технологии ИИ

Рынок коучинга, как и любой другой, активно адаптируется под запросы пользователей. 

В частности, не так давно появился гибридный метод (совместная работа человека и ИИ), увеличилось количество полезных материалов на различных стриминговых платформах. 

При этом, обращает внимание эксперт, важным является процесс стандартизации основных инструментов коучинга, которые выражаются через подходы, основанные на человекоцентричности. «Основные группы работников – поколение Y (рожденные в 1981-2004 гг.) и Z (с 2005 года) выходят на рынок труда с ориентацией на сотрудничество и с низкой толерантностью к директиве», – отмечает спикер.

В результате, в отрасли появились новые возможности и вызовы. Первым из них является вопрос интеграции искусственного интеллекта. С одной стороны, работа коуча упрощается – общие данные обрабатываются быстрее, разрабатываются необычные подходы к клиентам. С другой, развитие технологий повышает уровень конкуренции – все больше специалистов с разным опытом находят этот рынок перспективным для работы. 

Коучинг и образование

Развитие рынка коучинговых услуг в стране сопровождает и рост количества предложений со стороны учебных заведений, связанных с получением профильного образования. Здесь также важную роль играет возможность интеграции с различными науками, например, с психологией. 

Однако эти же аспекты способствуют формированию таких отраслевых вызовов, как размывание идентичности коуча, предупреждает Елена Наумцева.

В первую очередь, это происходит за счет отсутствия четких критериев профессионализма и роста числа специалистов с разным уровнем подготовки. Что создает на рынке формальный переизбыток предложения.

По оценкам Международной федерации коучинга (ICF), в 2022 году число профессиональных коучей во всём мире стало на 54% больше, чем в 2019 году, а объём глобального рынка коучинговых услуг превысил $4,5 млрд. Эти данные свидетельствуют о стремительном росте популярности коучинга, особенно в бизнес-среде: около 67% практикующих коучей специализируются на бизнес-коучинге, и большинство компаний привлекают коучей для решения управленческих и организационных задач.

Также пока открытым остается вопрос оценки эффективности коучинга. 

Наиболее популярными методами сейчас является неформальный устный запрос обратной связи в конце каждой сессии (29,2%) или по окончании коуч-программы (25,7%). Только 16,8% коучей используют формальные оценочные формы по завершении программы. 

Основным источником обратной связи для 40,7% респондентов выступает триада «клиент + заказчик + линейный руководитель», что указывает на понимание важности комплексной оценки.

«Так, российский рынок коучинга демонстрирует здоровую динамику роста и ценовое разнообразие, но одновременно сталкивается с необходимостью повышения стандартов профессии через внедрение регулярной супервизии и оценку эффективности в доказательном подходе, с опорой на научные принципы», –  подытожила Елена Наумцева.

Выступление Елены Наумцевой проходило в рамках онлайн-митапа «II День научно обоснованного коучинга: от гипотез к работающим инструментам», организованного Центром дополнительного образования факультета социальных наук.

«В сентябре 2025 состоялся уже второй День научно обоснованного коучинга. Я разработала этот формат для популяризации принципов доказательного коучинга. Именно они, на мой взгляд , помогут приобрести коучингу в организации устойчивый базис. Мне как автору отрадно, что и в 2024,и в 2025 в наших митапах представили свои исследования коучи, практикующие научно обоснованный подход», — отметила Елена Наумцева.

Автор: Ирина Пряничникова, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ