Понимание нетворкинга просто как «полезных контактов» устарело. Скорее, его стоит определять как метанавык – комплекс умений. С другой стороны, нетворкинг – целая экосистема, которая помогает человеку развиваться в профессии и в жизни. В новом подходе к явлению разбираемся вместе с маркетологом, экспертом по персональному брендингу Татьяной Ветровой.
Нетворкинг (англ. networking – «плетение сети»), как уже писал IQ Media, – важный фактор построения карьеры и профессионального роста. С его помощью формируются репутация и личный бренд.
По сути, нетворкинг – экосистема, которая позволяет человеку развиваться в профессии и в жизни, подчеркивает доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Ветрова. Это целый многогранный мир, обогащающий нас идеями, навыками, эмоциями, вдохновением.
Чья-то яркая идея, как маяк, может направлять вас. «Это может быть даже предчувствие нетворкинга, – говорит эксперт. – Вас привлекает какая-то мысль, и вы хотите понять: “Как мне к этому подступиться? Это же часть меня, моей жизни”». Вам хочется стать частью среды, в которой возникла эта идея.
Нетворкинг служит матрицей взаимоотношений и появления новых идей, средой саморазвития. В результате человек переходит на другой уровень профессионального и личностного развития.
Обучение – магистерские программы, курсы дополнительного профессионального образования, совместные проекты во время повышения квалификации – отличная почва для нетворкинга. «Я вижу это по нашим студентам, – поясняет собеседница IQ Media. – Изначально они, что называется, с разных планет, после разных бакалаврских программ. Но они очень много дают друг другу в рамках учебного нетворкинга. Образовательный контекст как раз обязывает к этому».
Вывод очевиден – стоит получать образование и самообразование, с возможностью общаться, завязывать контакты, обмениваться идеями через образовательную среду.
Нетворкинг можно причислить к метанавыкам – умениям высокого уровня, включающим более частные умения. К метанавыкам, например, относятся целеполагание, проактивность, адаптивность (умение приспосабливаться к разным обстоятельствам), критическое мышление, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект.
Нетворкинг объединяет комплекс умений (нужно уметь общаться, работать в команде, вести переговоры, обладать навыком активного слушания), а значит, может считаться метанавыком.
С другой стороны, есть «люди-хабы», к которым можно обращаться по любому вопросу, – они состыкуют всех и вся, «помогают находить людей в проект, сотрудников в компанию, спикера для мероприятия», размышляет Татьяна Ветрова. «У таких людей бесконечная записная книжка. У них сразу есть предложения по поводу людей, которые могут быть вам полезны, сразу есть контакты, которыми они могут быстро поделиться», – поясняет она. «Люди-хабы» мастерски владеют метанавыком выстраивания связей.
Теория шести рукопожатий Стэнли Милгрэма и Джеффри Трэверса тоже здесь применима. «Через пять человек ты можешь дотянуться до кого угодно, будь то Папа Римский или Илон Маск, – говорит эксперт. – В свое время, когда у меня было маркетинговое агентство и нужно было проводить интервью с топ-менеджерами крупных компаний, этот подход помог мне найти высокопоставленных респондентов».
Тактика нетворкинга различается у представителей разных архетипов. Например, у архетипа Славный малый – а эти люди умеют быстро найти общий язык с другими – налаживание контакта начинается с рукопожатия или хлопка по плечу. У архетипа Правитель другой, более снисходительный стиль коммуникации: «Рукопожатие – формальное, крепкое. Ты понимаешь, что общаешься с человеком другого ранга».
Умение считывать архетипы помогает выстроить контакт, осознанно вести коммуникацию, подчеркивает маркетолог.
Так, Эстету (чей пунктик – красота) можно сделать комплимент, заговорить с ним об искусстве, художественных выставках. «Вы попадете в яблочко, потому что эти люди очень любят красоту во всех её проявлениях», – комментирует Татьяна Ветрова. Если перед вами Герой (а это обычно достигаторы с мощной энергетикой), «можно поинтересоваться, что он сейчас создает, какой проект делает». Стоит спросить его о достижениях, наградах, обсудить занятия спортом.
У архетипа Мудрец все структурировано: «Есть классификация по целям и способам общения, и лишних людей он в свое окружение не допускает». Чтобы наладить с ним контакт, нужно досконально изучить вопрос, погрузиться в интересующую его проблематику.
Фраза «того самого Мюнхгаузена» из одноименного фильма Марка Захарова крайне актуальна.
При знакомстве стоит улыбнуться и проявить к человеку искренний интерес. «Этого иногда хватает, чтобы расположить к себе незнакомого человека. Вроде бы очевидная вещь, но мало кто так делает. Особенно сложно это дается мужчинам», – замечает наша собеседница.
Искреннее желание помочь, отзывчивость – важнейший принцип нетворкинга. Не менее значимое качество (о нем подробно писал Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно») – активное слушание. Нужно постараться услышать, что в действительности хочет сказать человек. Это поможет выстроить с ним доверительные и долгосрочные отношения.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!