Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»

Нетворкинг для личного бренда

Налаживание связей – метанавык и экосистема

Понимание нетворкинга просто как «полезных контактов» устарело. Скорее, его стоит определять как метанавык – комплекс умений. С другой стороны, нетворкинг – целая экосистема, которая помогает человеку развиваться в профессии и в жизни. В новом подходе к явлению разбираемся вместе с маркетологом, экспертом по персональному брендингу Татьяной Ветровой.  

Точки роста и инсайты

Нетворкинг (англ. networking – «плетение сети»), как уже писал IQ Media, – важный фактор построения карьеры и профессионального роста. С его помощью формируются репутация и личный бренд.

По сути, нетворкинг – экосистема, которая позволяет человеку развиваться в профессии и в жизни, подчеркивает доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Ветрова. Это целый многогранный мир, обогащающий нас идеями, навыками, эмоциями, вдохновением.

  • Интересные люди, с которыми вы знакомитесь, подсказывают вам новые точки роста. «Недавно я искала себе онлайн-курс по ивент-менеджменту и нашла потрясающего артиста балета, хореографа и режиссёра, который делает удивительные танцевальные мероприятия, – рассказывает собеседница IQ Media. – Он классно структурировал свои знания, удачно упаковал их в курс. Я еще не знаю этого человека лично, но он уже повлиял на мою жизнь». Так можно раскрыть те свои способности, о которых вы не знали. В этом смысле нетворкинг – источник открытий.

Чья-то яркая идея, как маяк, может направлять вас. «Это может быть даже предчувствие нетворкинга, – говорит эксперт. – Вас привлекает какая-то мысль, и вы хотите понять: “Как мне к этому подступиться? Это же часть меня, моей жизни”». Вам хочется стать частью среды, в которой возникла эта идея.

  • Нетворкинг нужен и для усиления команды, расширения ее компетенций (в проектной работе, но не только). «У тебя есть ролевая модель по какой-то теме. Ты только начинаешь разбираться в вопросе. Между тем, есть гуру, специалист по нему, и ты слушаешь человека на мероприятии, а потом лично знакомишься с ним, – замечает Татьяна Ветрова. – И бывает, что в команде нужно не только дополнять друг друга, но и усиливать состав за счет чьих-то компетенций, учиться у этих специалистов».
  • Чисто прагматическое понимание нетворкинга («Мне нужны новые клиенты или партнеры, схожу-ка я на конференцию») устарело. Можно посетить форум или митап, завязать там контакты, но это лишь часть истории.  

Нетворкинг служит матрицей взаимоотношений и появления новых идей, средой саморазвития. В результате человек переходит на другой уровень профессионального и личностного развития.

  • Представление о нетворкинге изменилось и в связи с распространением цифровых технологий, рассуждает Татьяна Ветрова: «Если раньше мы говорили, что нужно подойти к человеку, пожать руку, улыбнуться и организовать smalltalk [светскую беседу], то сейчас больше возможностей сделать это онлайн. Есть социальные сети, форумы, блоги, вебинары, обучение онлайн».

Синергия обучения

Обучение – магистерские программы, курсы дополнительного профессионального образования, совместные проекты во время повышения квалификации – отличная почва для нетворкинга. «Я вижу это по нашим студентам, – поясняет собеседница IQ Media. – Изначально они, что называется, с разных планет, после разных бакалаврских программ. Но они очень много дают друг другу в рамках учебного нетворкинга. Образовательный контекст как раз обязывает к этому».

  • На длительных программах нетворкинг «плотный и мощный»: «Столько вместе пройдено, столько сделано совместных презентаций, выступлений, проектов». Впоследствии выпускники программ продолжают общение, помогают друг другу в карьере и бизнесе.
  • Короткие программы позволяют познакомиться с людьми с разным бэкграундом. «Эти контакты намного лучше и эффективнее, чем просто знакомство на конференции или выставке», – убеждена Татьяна Ветрова. По ее словам, предпочтительнее «глубокий, качественный нетворкинг – лучше меньше, да лучше».

Вывод очевиден – стоит получать образование и самообразование, с возможностью общаться, завязывать контакты, обмениваться идеями через образовательную среду.

«Люди-хабы» и шесть рукопожатий

Нетворкинг можно причислить к метанавыкам – умениям высокого уровня, включающим более частные умения. К метанавыкам, например, относятся целеполагание, проактивность, адаптивность (умение приспосабливаться к разным обстоятельствам), критическое мышление, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект.

Нетворкинг объединяет комплекс умений (нужно уметь общаться, работать в команде, вести переговоры, обладать навыком активного слушания), а значит, может считаться метанавыком.    

С другой стороны, есть «люди-хабы», к которым можно обращаться по любому вопросу, – они состыкуют всех и вся, «помогают находить людей в проект, сотрудников в компанию, спикера для мероприятия», размышляет Татьяна Ветрова. «У таких людей бесконечная записная книжка. У них сразу есть предложения по поводу людей, которые могут быть вам полезны, сразу есть контакты, которыми они могут быстро поделиться», – поясняет она. «Люди-хабы» мастерски владеют метанавыком выстраивания связей.

Теория шести рукопожатий Стэнли Милгрэма и Джеффри Трэверса тоже здесь применима. «Через пять человек ты можешь дотянуться до кого угодно, будь то Папа Римский или Илон Маск, – говорит эксперт. – В свое время, когда у меня было маркетинговое агентство и нужно было проводить интервью с топ-менеджерами крупных компаний, этот подход помог мне найти высокопоставленных респондентов».

Нетворкинг по архетипам

Тактика нетворкинга различается у представителей разных архетипов. Например, у архетипа Славный малый – а эти люди умеют быстро найти общий язык с другими – налаживание контакта начинается с рукопожатия или хлопка по плечу. У архетипа Правитель другой, более снисходительный стиль коммуникации: «Рукопожатие – формальное, крепкое. Ты понимаешь, что общаешься с человеком другого ранга».

Умение считывать архетипы помогает выстроить контакт, осознанно вести коммуникацию, подчеркивает маркетолог.

Так, Эстету (чей пунктик – красота) можно сделать комплимент, заговорить с ним об искусстве, художественных выставках. «Вы попадете в яблочко, потому что эти люди очень любят красоту во всех её проявлениях», – комментирует Татьяна Ветрова. Если перед вами Герой (а это обычно достигаторы с мощной энергетикой), «можно поинтересоваться, что он сейчас создает, какой проект делает». Стоит спросить его о достижениях, наградах, обсудить занятия спортом.

У архетипа Мудрец все структурировано: «Есть классификация по целям и способам общения, и лишних людей он в свое окружение не допускает». Чтобы наладить с ним контакт, нужно досконально изучить вопрос, погрузиться в интересующую его проблематику.

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Фраза «того самого Мюнхгаузена» из одноименного фильма Марка Захарова крайне актуальна.

При знакомстве стоит улыбнуться и проявить к человеку искренний интерес. «Этого иногда хватает, чтобы расположить к себе незнакомого человека. Вроде бы очевидная вещь, но мало кто так делает. Особенно сложно это дается мужчинам», – замечает наша собеседница.

Искреннее желание помочь, отзывчивость – важнейший принцип нетворкинга. Не менее значимое качество (о нем подробно писал Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно») – активное слушание. Нужно постараться услышать, что в действительности хочет сказать человек. Это поможет выстроить с ним доверительные и долгосрочные отношения.