Люди изначально обладают притягательностью и могут вести других за собой, но далеко не все умеют пользоваться этой способностью. Однако прокачка харизмы, безусловно, пошла бы на пользу вашему личному бренду, а значит, и бизнесу. Как проявить в себе харизматика, в статье для IQ Media размышляет эксперт по созданию личного бренда Татьяна Ветрова.
Татьяна Ветрова
Маркетолог, эксперт по личному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации».
У всех есть природный задаток – харизма, способность увлекать людей за собой, но мало кто ею пользуется. Эта история созвучна личному бренду. Далеко не все его развивают, хотя у многих он есть. Если вбить в поисковую строку в интернете фамилию и место работы или профессию («Иван Иванов, юрист»), появится информация. Хотим мы или нет, нас «гуглят», и это работает и без нас. Так и с харизмой: ею можно заниматься, ее проявлять.
Нередко у людей встречается синдром самозванца. Насчет харизмы тоже многие думают: «Да кто я такой? Вот они – да…». Сравнивать себя с другими, считать себя недостаточно компетентным и притягательным – это общая беда. Но мы должны пройти свой собственный путь. Если вы уважаете себя, цените свою профессиональную реализацию, к вам приходит понимание вашей самодостаточности. Проявляется то, что вы можете подарить людям: обаяние, сила, притягательность.
Рядом с харизматиком приятно находиться: с ним тепло, или от него исходит ощущение силы, или ребячество и искрометные шутки. В этом смысле харизме созвучна тема архетипов. Тут есть связка. Так, профессор Экономического университета Вены Йоханнес Штайрер с использованием наработок Карла Юнга создал свою классификацию управленческих архетипов. Он выделил четыре архетипа: Отец, Герой, Спаситель и Царь.
Если взять известную многим классификацию Кэрол Пирсон – 12 архетипов, то Отец – это Правитель, зрелый человек со сформированной идентичностью, отеческой заботой и повелительностью. От него исходит сила.
Герой – помоложе, это достигатор, стремящийся выполнить любые задачи. Пример – Стив Джобс. Спасителя я бы назвала Магом. Он трансформирует реальность, делает невозможное возможным. Я бы назвала тут Илона Маска.
Ту же историю можно переложить на все 12 архетипов. Если ты отразился, как в зеркале, в коллективном бессознательном, и этот паттерн все воспринимают одинаково; если ты ничего не выдумываешь («А возьму-ка я себе архетип Правителя или Шута!») и в тебе это правда есть; если ты конгруэнтен и честен, получаешь удовольствие от этой цельности, – ты можешь с этой энергетикой идти к людям. Это и есть харизма.
Харизма должна быть органичной, чтобы можно было сказать: «Верю!». Я вижу человека – и картинка сходится: внешний облик, речь, действия и пр. Сразу видно: это действительно твоя история.
Бывает, что имиджмейкер подбирает неправильный образ, не попадая в архетип. Скажем, профессора-интроверта одевают в плащ Героя или в костюм Шута. Тогда картинка не сходится – чувствуется фальшь.
Среди компонентов харизмы, помимо аутентичности и попадания в свой архетип, крайне важны:
- уверенность в себе, сознание собственной уникальности;
- манкость, обаяние;
- драйв от своей реализации;
- грамотная речь, ораторские навыки;
- правильная коммуникация;
- умение управлять впечатлением.
Обычно упоминают и способность оказывать влияние. Рекомендуют настраиваться на собеседника, дольше смотреть ему в глаза, представлять себе, что это близкий человек. Но это не универсальный рецепт. У каждого архетипа – своя энергетика. Обладатель архетипа Невинный (другие названия – Ребенок, Идеалист) не будет заглядывать в глаза. Он просто говорит о светлом будущем и верит в него. Такие люди часто не готовы нести ответственность, но они прекрасны в своей харизме и способны увлечь аудиторию.
У носителя архетипа Славный малый – совсем другая энергетика. Он может быть не таким харизматичным, как Маг или Герой, но может просто взять гитару и объединить вокруг себя всю компанию, и в ней будет тепло. Иными словами, у каждого архетипа – свой рецепт харизмы.
В каждом человеке есть разные архетипы, но какие-то из них стержневые. Важно не только выявить основные архетипы, но и понять, за что они отвечают, какие функции выполняют. Так возникла методика «Иерархия архетипов» (авторская методика Татьяны Ветровой).
Рассмотрим три верхних уровня.
Архетип смысла отвечает за ваше предназначение, миссию. Если ваш архетип смысла – Герой, вы ищете ситуации, когда нужно спасать мир. Если архетип смысла – Мудрец, ваша глобальная задача – подарить миру новое знание. И для этого вы бесконечно копаетесь в цифрах и анализируете информацию. Обладатель архетипа Бунтарь видит контексты, где какие-то процессы или идеи не работают. И он это разрушает, чтобы создать что-то новое. Это, например, Че Гевара, Мадонна, Вивьен Вествуд.
Второй в иерархии – архетип действия. Это привычные нам паттерны поведения. Если ты Правитель, ты администрируешь процессы, следишь, чтобы все было четко. Если Бунтарь – ты постоянно провоцируешь, все подрываешь. Шутки-прибаутки, как у Шута, – тоже стратегия: все посмеялись, обстановка разрядилась. Искатель (другое название – Путешественник) постоянно ищет для себя что-то новое.
Чаще всего архетип действия – невидимый. Это, скорее, внутренняя история, когда ты понимаешь, через какие энергии ты эффективнее работаешь.
Иначе говоря, стратегии поведения у разных архетипов разные.
Третий архетип в иерархии – архетип коммуникации. Он самый видимый. Это о том, как вы общаетесь, выстраиваете коммуникацию. У Эстета, например, всегда красивая подача: манера говорить, одежда, аксессуары, жесты, походка. В Маге, как правило, есть загадка, он притягивает внимание необычной манерой разговора, выражением лица, обликом. Правитель общается прямо, чётко, порой с напором.
Комбинация трех архетипов и создает уникальную историю личного бренда с неповторимым обаянием и харизмой.
Когда архетип цельно считывается, тут в комплексе действует все: имиджевая подача, сила и тональность голоса, язык телодвижений, взгляд и даже аромат. Консультанты по личному бренду привлекают при необходимости нужных специалистов: стилистов, имиджмейкеров, тренеров по речи, экспертов по невербальной коммуникации, чтобы образ был цельным и соответствовал идентичности человека, его должности и сфере деятельности.
Еще раз подчеркну, что работа с харизмой – во многом работа с личным брендом, осознание того, как тебя считывают другие: клиенты, партнеры по бизнесу и т.д.
Если вы понимаете, в чем ваша харизма, базовые энергии или архетипы, это позволяет быть эффективнее в бизнесе, быстрее достигать своих целей.
Заметьте: чаще всего бренд компании и бренд первого лица – связанные вещи. Вы создали этот проект, наделяете его своими чертами, и бренд компании должен быть вашим продолжением. Но бывает, что бизнес вырос, пришел новый управленец, а он не попадает в созданный образ и ценности. В результате партнеры и клиенты ему не верят. Владельцу нужно решить, как быть с такими топ-менеджерами. Уже заданный вектор должен считываться.
Многим из нас надо «докручивать» имидж, речь, жесты, походку, чтобы создать целостный образ. Возможно, стоит обратиться к профессионалам, которые подсветят то, что вам нужно доработать, и подскажут, какие инструменты выбрать, чтобы делиться своими смыслами и харизмой с пользой для бизнеса.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!