Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Kandinsky 3.1
Изображение создано при помощи модели Kandinsky 3.1

Харизма: совпасть с собой и создать уникальный личный бренд

Как развивать дар увлекать за собой

Люди изначально обладают притягательностью и могут вести других за собой, но далеко не все умеют пользоваться этой способностью. Однако прокачка харизмы, безусловно, пошла бы на пользу вашему личному бренду, а значит, и бизнесу. Как проявить в себе харизматика, в статье для IQ Media размышляет эксперт по созданию личного бренда Татьяна Ветрова.

Татьяна Ветрова

Татьяна Ветрова

Маркетолог, эксперт по личному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации».

Найти в себе магнетизм

У всех есть природный задаток – харизма, способность увлекать людей за собой, но мало кто ею пользуется. Эта история созвучна личному бренду. Далеко не все его развивают, хотя у многих он есть. Если вбить в поисковую строку в интернете фамилию и место работы или профессию («Иван Иванов, юрист»), появится информация. Хотим мы или нет, нас «гуглят», и это работает и без нас. Так и с харизмой: ею можно заниматься, ее проявлять.

Нередко у людей встречается синдром самозванца. Насчет харизмы тоже многие думают: «Да кто я такой? Вот они – да…». Сравнивать себя с другими, считать себя недостаточно компетентным и притягательным – это общая беда. Но мы должны пройти свой собственный путь. Если вы уважаете себя, цените свою профессиональную реализацию, к вам приходит понимание вашей самодостаточности. Проявляется то, что вы можете подарить людям: обаяние, сила, притягательность. 

Рядом с харизматиком приятно находиться: с ним тепло, или от него исходит ощущение силы, или ребячество и искрометные шутки. В этом смысле харизме созвучна тема архетипов. Тут есть связка. Так, профессор Экономического университета Вены Йоханнес Штайрер с использованием наработок Карла Юнга создал свою классификацию управленческих архетипов. Он выделил четыре архетипа: Отец, Герой, Спаситель и Царь.

Если взять известную многим классификацию Кэрол Пирсон 12 архетипов, то Отец – это Правитель, зрелый человек со сформированной идентичностью, отеческой заботой и повелительностью. От него исходит сила.

Герой – помоложе, это достигатор, стремящийся выполнить любые задачи. Пример – Стив Джобс. Спасителя я бы назвала Магом. Он трансформирует реальность, делает невозможное возможным. Я бы назвала тут Илона Маска.

Попасть в архетип

Ту же историю можно переложить на все 12 архетипов. Если ты отразился, как в зеркале, в коллективном бессознательном, и этот паттерн все воспринимают одинаково; если ты ничего не выдумываешь («А возьму-ка я себе архетип Правителя или Шута!») и в тебе это правда есть; если ты конгруэнтен и честен, получаешь удовольствие от этой цельности, – ты можешь с этой энергетикой идти к людям. Это и есть харизма.

Харизма должна быть органичной, чтобы можно было сказать: «Верю!». Я вижу человека – и картинка сходится: внешний облик, речь, действия и пр. Сразу видно: это действительно твоя история. 

Бывает, что имиджмейкер подбирает неправильный образ, не попадая в архетип. Скажем, профессора-интроверта одевают в плащ Героя или в костюм Шута. Тогда картинка не сходится – чувствуется фальшь.

Формула харизмы

Среди компонентов харизмы, помимо аутентичности и попадания в свой архетип, крайне важны:

- уверенность в себе, сознание собственной уникальности;

- манкость, обаяние;

- драйв от своей реализации;

- грамотная речь, ораторские навыки;

- правильная коммуникация;

- умение управлять впечатлением.

Обычно упоминают и способность оказывать влияние. Рекомендуют настраиваться на собеседника, дольше смотреть ему в глаза, представлять себе, что это близкий человек. Но это не универсальный рецепт. У каждого архетипа – своя энергетика. Обладатель архетипа Невинный (другие названия – Ребенок, Идеалист) не будет заглядывать в глаза. Он просто говорит о светлом будущем и верит в него. Такие люди часто не готовы нести ответственность, но они прекрасны в своей харизме и способны увлечь аудиторию.

У носителя архетипа Славный малый – совсем другая энергетика. Он может быть не таким харизматичным, как Маг или Герой, но может просто взять гитару и объединить вокруг себя всю компанию, и в ней будет тепло. Иными словами, у каждого архетипа – свой рецепт харизмы.

Иллюстрация создана с помощью модели Шедеврум
Иллюстрация создана с помощью модели Шедеврум

Иерархия архетипов для построения харизматичного личного бренда

В каждом человеке есть разные архетипы, но какие-то из них стержневые. Важно не только выявить основные архетипы, но и понять, за что они отвечают, какие функции выполняют. Так возникла методика «Иерархия архетипов» (авторская методика Татьяны Ветровой). 

Рассмотрим три верхних уровня. 

Архетип смысла отвечает за ваше предназначение, миссию. Если ваш архетип смысла – Герой, вы ищете ситуации, когда нужно спасать мир. Если архетип смысла – Мудрец, ваша глобальная задача – подарить миру новое знание. И для этого вы бесконечно копаетесь в цифрах и анализируете информацию. Обладатель архетипа Бунтарь видит контексты, где какие-то процессы или идеи не работают. И он это разрушает, чтобы создать что-то новое. Это, например, Че Гевара, Мадонна, Вивьен Вествуд.

Второй в иерархии – архетип действия. Это привычные нам паттерны поведения. Если ты Правитель, ты администрируешь процессы, следишь, чтобы все было четко. Если Бунтарь – ты постоянно провоцируешь, все подрываешь. Шутки-прибаутки, как у Шута, – тоже стратегия: все посмеялись, обстановка разрядилась. Искатель (другое название – Путешественник) постоянно ищет для себя что-то новое.

Чаще всего архетип действия – невидимый. Это, скорее, внутренняя история, когда ты понимаешь, через какие энергии ты эффективнее работаешь.

Иначе говоря, стратегии поведения у разных архетипов разные.

Третий архетип в иерархии – архетип коммуникации. Он самый видимый. Это о том, как вы общаетесь, выстраиваете коммуникацию. У Эстета, например, всегда красивая подача: манера говорить, одежда, аксессуары, жесты, походка. В Маге, как правило, есть загадка, он притягивает внимание необычной манерой разговора, выражением лица, обликом. Правитель общается прямо, чётко, порой с напором.

Комбинация трех архетипов и создает уникальную историю личного бренда с неповторимым обаянием и харизмой.

Когда архетип цельно считывается, тут в комплексе действует все: имиджевая подача, сила и тональность голоса, язык телодвижений, взгляд и даже аромат. Консультанты по личному бренду привлекают при необходимости нужных специалистов: стилистов, имиджмейкеров, тренеров по речи, экспертов по невербальной коммуникации, чтобы образ был цельным и соответствовал идентичности человека, его должности и сфере деятельности. 

Еще раз подчеркну, что работа с харизмой – во многом работа с личным брендом, осознание того, как тебя считывают другие: клиенты, партнеры по бизнесу и т.д.

Эффект для бизнеса

Если вы понимаете, в чем ваша харизма, базовые энергии или архетипы, это позволяет быть эффективнее в бизнесе, быстрее достигать своих целей.

Заметьте: чаще всего бренд компании и бренд первого лица – связанные вещи. Вы создали этот проект, наделяете его своими чертами, и бренд компании должен быть вашим продолжением. Но бывает, что бизнес вырос, пришел новый управленец, а он не попадает в созданный образ и ценности. В результате партнеры и клиенты ему не верят. Владельцу нужно решить, как быть с такими топ-менеджерами. Уже заданный вектор должен считываться.

Многим из нас надо «докручивать» имидж, речь, жесты, походку, чтобы создать целостный образ. Возможно, стоит обратиться к профессионалам, которые подсветят то, что вам нужно доработать, и подскажут, какие инструменты выбрать, чтобы делиться своими смыслами и харизмой с пользой для бизнеса.

Редактировала Ольга Соболевская