Многие компании в мире занимаются созданием инноваций. Этот процесс требует особого стиля лидерства — инновационного. В чем его специфика и как развить в себе соответствующие качества — в колонке кандидата психологических наук, коуча со специализацией в инновационном лидерстве в IT Ольги Абрамовой.
Ольга Абрамова
Кандидат психологических наук, социальный психолог, антрополог, старший преподаватель Департамента психологии НИУ ВШЭ, коуч со специализацией в инновационном лидерстве в IT, куратор и председатель жюри направления «Психология» во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Высший пилотаж».
Представьте двух руководителей компаний. Один старается делать вещи лучше, но боится перемен; стремится к сохранению порядка и продуктов такими, какие они есть; он внимателен к деталям, но склонен к контролю, любит традиции и поддерживает иерархию. Второй поступает иначе — отказывается от старых подходов, методов, меняет продукты на новые, ускоряет процессы, действует нелинейно. Весь мир для него — это горизонтальная сеть контактов, технологий, услуг и возможностей.
Кто из них имеет большие шансы на успех в современном мире? Поддерживающий статус кво консерватор или быстро адаптирующийся к переменам и умеющий создавать новые продукты, процессы или бизнес-модели — новатор? Реальность такова, что эффективный лидер инноваций — это сочетание разных стилей управления на разных этапах создания и внедрения новых продуктов, процессов, бизнес-моделей. И знать рецепт нового лидерства — первый шаг к структурированной модели управления современными командами.
Инновационный лидер — это, по сути, желаемый образ руководителя XXI века. Но почему он должен быть инновационным? Потому что, если мы посмотрим на списки крупнейших компаний по капитализации и сравним их со списками самых инновационных компаний в мире, то большинство названий совпадут. Более того, эти компании буду IT-компаниями.
Фактически компании стоят перед выбором: быть инновационной или умереть. Инновации спровоцировали сдвиг от вертикальной организационной структуры к горизонтальной, от централизованных авторитетов — к глобальным сетям и экосистемам.
Инновации могут быть прорывными — кардинально меняющими способы использования продукта или технологии в отрасли и создающими новый рыночный спрос, и инкрементальными — постепенными инновациями, которые улучшают или видоизменяют существующий продукт устойчиво и поэтапно. Также инновации бывают в виде продуктов/процессов или бизнес-моделей, могут внедряться отдельно или в сочетании.
Инновационный лидер — это человек-оркестр, меняющийся вместе с задачами организации, внешними вызовами и стадиями производства продуктов. Не зря его называют амбидекстерным, то есть владеющим одинаково обеими руками или дуальным инновационным лидером. В чем проявляется его дуальность?
Инновации — это не только генерация новой идеи, но и ее воплощение в успешный продукт.
Отсюда две стадии инноваций:
Но проблема в том, что часто на этих двух этапах требуются разные стили руководства и условия, в том числе касающиеся организационной культуры.
Руководитель исследовательского, экспериментального этапа должен обладать качествами трансформационного лидера и лидера-слуги. Трансформационный лидер — идеалист, способен вдохновлять, ориентировать команду на цели организации, интеллектуально стимулировать, ставя сложные, интересные задачи. Он знает лично сотрудников, их возможности и потребности.
Лидер-слуга — руководитель, максимально поддерживающий инициативу и потребности сотрудников, дающий много свободы для экспериментов и терпимый к ошибкам. Лидер-слуга достигает цели через развитие и поддержку своих последователей, отказавшись от традиционных атрибутов власти и следуя морально-этическим принципам служить интересам других. Само название произошло от философского литературного произведения Германа Гессе «Паломничество в страну востока». В нем главный герой рассказывает о слуге Лео. Он сопровождал экспедицию на Восток и оказался руководителем самого влиятельного и таинственного ордена, который и организовал эту экспедицию. Примеры таких лидеров есть и в последние два тысячелетия: Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди.
Лидер первого этапа инноваций — гибкий и поддерживающий, он общителен и предпочитает открытый стиль руководства.
На втором этапе инноваций (внедрение) возникает задача — выстроить систему, способную оптимизировать, масштабировать и стабилизировать процесс производства. Поэтому руководитель может стать транзакционным — контролирующим, видящим недостатки, ошибки, способным регламентировать весь процесс работы. То есть по сути, это — консерватор с закрытым стилем управления, сконцентрированный на перфекционизме — доведении производственного цикла до автоматизма и получения одинокого результата на выходе, без брака и в срок.
Возникает вопрос — как один человек может постоянно перестраиваться с одной ролевой модели на другую? Тут мнения исследователей разделяются: одни предлагают иметь двух лидеров в компании с разными стилями управления, другие предлагают адаптировать модель с предпочтением только гибкого управления.
Амбидекстерный лидер — владеющий разными, зачастую противоположными стилями управления людьми и способный сохранять хорошие отношения с сотрудниками, меняя свои роли, — идеал, которого сложно достигнуть. В нашу ДНК вшито доверие людям последовательным и предсказуемым. Если человек ведет себя непоследовательно, мы считываем такое поведение рискованным для себя и настораживаемся. То есть дуальное поведение руководителя может пошатнуть доверие сотрудников.
Есть контекст, в котором дуальность лидера, тем не менее, выглядит логичной и оправданной. Создание инноваций не происходит в вакууме, оно требует среды, объединяющей идеи, технологии и людей. Такая экосистема обладает определенными характеристиками, структурой и своей культурой. Все это дополняет инновационного лидера и создает посыл для проактивного поведения сотрудников.
Каким должно быть инновационное лидерство и соответствующая ему организационная культура:
Каким хотят видеть люди лидера XXI века? Согласно опросам, это должен быть «лидер осознанного влияния», он:
1) развивать эмоциональный и социальный интеллект;
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои эмоции и эмоции других; умение управлять своими эмоциями и эмоциями других, а социальный интеллект — это способность считывать контекст, окружающие события, текущий момент.
2) осваивать технологии;
3) полюбить постоянные изменения, вызовы, неопределенность и амбициозные задачи;
4) обучаться, проявлять любознательность и проактивность;
5) учиться быстро принимать решения и быстро их тестировать;
6) расширять сеть контактов, вы и вас должны знать многие;
7) быть добрее к сотрудникам, не стремиться подтверждать свое эго, иначе не получить поддержку и последователей;
8) позаботиться о создании инновационной культуры в компании.
Тогда есть шанс стать «героем нашего времени», оставляя за собой благодарных и вдохновленных последователей и новые продукты, покорившие мир.
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!