Принято считать, что в компании должен быть один генеральный директор, принимающий основные управленческие решения и несущий за это ответственность. Однако растущая популярность структуры со-генеральных директоров (co-CEO structure) в организациях по всему миру подвергает сомнению эту, казалось бы, прописную истину. О том, почему это происходит – в статье IQ Media.
Галина Широкова
Профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
Автор: Галина Широкова
Компании по-разному относятся к идее найма более чем одного генерального директора. Ряд организаций ее даже не рассматривают, тогда как другие (например, Samsung) реализуют эту идею на протяжении многих лет. Некоторые компании (как Oracle) отказываются от подобной практики, даже после, казалось бы, успешного опыта. А некоторые (как SAP) – возвращаются к ней снова и снова. Почему так происходит? Все дело в том, что успешность и уместность использования данной структуры зависит от комбинации нескольких факторов, внешних и внутренних. Некоторые из них, например, совместимость и взаимодополняемость со-генеральных директоров, получили достаточно широкое освещение в деловой прессе, однако ряд параметров все еще остается практически неизученным. Для того, чтобы понять, в каких же условиях бизнеса структура со-генеральных директоров будет наиболее необходима для успешного развития компании, мы решили изучить практику ее применения по всему миру за несколько лет.
Мы пришли к выводу, что основная причина, по которой современные компании выбирают эту структуру, связана с когнитивными ограничениями человека, а именно – с ограничениями его внимания. В теории организации существует теория внимания фирмы (attention-based view), которая изучает внимание лиц, принимающих в компании решения. Под вниманием понимается замечание, интерпретация и сосредоточение времени и усилий, как на проблемах, возможностях и угрозах, так и на доступном репертуаре альтернативных действий, таких как предложения, рутины, проекты, программы и процедуры. Если говорить о внимании генерального директора, то исследователи стратегического менеджмента считают внимание генерального директора жизненно важным, но ограниченным организационным ресурсом, который руководители должны эффективно распределять аналогично распределению капитала. Таким образом, успех компании в значительной степени зависит от того, как лица, принимающие решения, распределяют внимание к различным проблемам, с которыми они сталкиваются.
Недавно ученые стали изучать внимание руководителей с точки зрения широты внимания, то есть способности человека концентрироваться более чем на одном конкретном стратегическом вопросе или цели. Когда речь идет о генеральных директорах, мы говорим о широте стратегического внимания, поскольку вопросы стратегии имеют важнейшее значение для любого, занимающего эту должность. Таким образом, чем больше задач и проблем стоит перед генеральным директором, тем шире должно быть его или ее стратегическое внимание. Однако это может привести к когнитивной перегрузке, когда количество вещей, требующих внимания, слишком велико, чтобы генеральный директор мог эффективно и результативно действовать в таких обстоятельствах. Для уменьшения нагрузки директора могут прибегать к различным ментальным ухищрениям (часто бессознательно), что может оказывать неоднозначное влияние. Например, порой наблюдается эффект «сужения» внимания (narrowing), то есть сосредоточение на меньшем количестве информации при принятии решения, что может привести к ошибкам.
Наше исследование показывает, что то, какая именно стратегическая широта внимания генерального директора требуется в конкретных обстоятельствах, зависит от двух важных факторов. Первый – это степень сложности неотложных задач, которые необходимо решить, и второе – это количество бизнес-возможностей во внешней среде. Например, чем труднее генеральному директору выполнять задачи (по причине нехватки ресурсов, слабой рыночной позиции, инфраструктуре, динамичности и/или враждебности внешней среды и так далее), тем большая широта внимания требуется. И наоборот, чем меньше в окружающей среде возможностей для бизнеса, тем быстрее эти возможности закрываются; чем интенсивнее скорость технологического развития, тем шире должно быть стратегическое внимание. Представьте, что может произойти с генеральным директором в организации с высоким уровнем требований к выполнению задач, но действующей в среде, слабой в отношении возможностей? Или, другими словами, как найти иголку в стоге сена? Риск когнитивной перегрузки и критического снижения результативности в такой ситуации очень высок. Одним из способов решения подобной проблемы является найм еще одного генерального директора (или даже нескольких).
Найм со-генеральных директоров может быть целесообразным при различных комбинациях факторов, при этом подходы к лидерству должны быть адекватны ситуации. Возьмем так называемые плюралистические организации (например, в сфере искусства и культуры или медицине), в которых перед руководством часто стоят различные, а порой и противоречащие друг другу цели (скажем, экономическая рентабельность и вклад в мировую культуру при ограниченности средств). Поэтому нередким в таких случаях является назначение двух управленцев, отвечающих за разные функции: например, художественного руководителя и директора. Это так называемое «распределенное» лидерство, которое может быть применимо и к генеральным директорам. Например, в Brunello Cucinelli два генеральных директора, один из которых отвечает за рынок, другой – за развитие продукта и операционную деятельность. Однако лидерство генеральных директоров может быть и «разделенным», когда они выполняют одни и те же функции и коллективно несут за это ответственность.
В ходе проведения исследования и изучения примеров деятельности со-генеральных директоров мы разработали теоретическую модель, или типологию, в основе которой лежит концепция широты стратегического внимания. Модель призвана помочь организациям принять решение в пользу той или иной структуры – одного или нескольких генеральных директоров с различными типами лидерства – в зависимости от сочетания факторов. Данное исследование было представлено на конференции Академии международного бизнеса в Марокко (10-13 декабря 2023 г.), и работа получила награду «Лучший доклад конференции среди всех категорий». В настоящий момент статья, посвященная результатам исследования, находится на рассмотрении в международном журнале по менеджменту.
В подготовке этого текста принимала участие соавтор исследования – научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Александра Захарова.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!