Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Первый миллион в 10 лет 

Как дети учатся предпринимательству в семейном бизнесе

Вовлечение детей младшего школьного возраста в семейный бизнес — это эффективный способ не только укрепить семейные связи, но и развить у детей чувство ответственности, понимание ценностей и базовые навыки финансового управления. В продолжение серии колонок о семейном бизнесе Юлия Мурзина рассказывает о том, как помочь ребенку овладеть предпринимательскими навыками и сохранить интерес к общему делу. 

name

Юлия Мурзина

Kандидат психологический наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, руководитель гранта РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025), руководитель гранта РФФИ «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса» (2019-2021).

Как заинтересовать ребенка бизнесом  

Для детей обучение бизнесу возможно только через игру и несложную практику. Начинать нужно с простых и интересных заданий, которые соответствуют возрасту ребёнка и его имеющимся навыкам (например, счет до 100, письмо печатными буквами). Для начала можно показать ребенку, как создаётся продукт или услуга, схематично нарисовать путь товара от идеи до продажи, устроить экскурсию на производство или в магазин. После такого поверхностного знакомства у ребенка может появиться первый интерес и желание что-то сделать самостоятельно, чем-то помочь родителям.

Если взрослые демонстрируют заинтересованность и любовь к семейному делу, это отношение «впитывается» и детьми.  Как страсть, увлеченность, так и разочарование, усталость от бизнеса хорошо понимаются детьми, поэтому нужно открыто рассказывать о достижениях и трудностях в семейном деле. Искренность родителя вдохновит ребёнка, создаст эмоциональную близость и поможет в будущем сформировать его предпринимательские намерения.

Развитие предпринимательского мышления и самостоятельности  

По нашему опыту, самыми притягательными моментами для детей в бизнесе являются деньги и возможность быть самостоятельными. Далее — несколько практических приемов для обучения, построенных на этих двух «точках притяжения». 

Участие в финансовых операциях

Работа с деньгами развивает не только финансовую грамотность, но и ответственность, предпринимательское мышление детей. Вот примеры несложных заданий для младших школьников:

1.  Работа с мелкими деньгами (сдача, подсчет) —  ребенок может помогать выдавать сдачу клиентам, если бизнес связан с продажами.

2.  Участие в подсчете выручки — в конце дня ребенок может помогать считать деньги в кассе.

3.  Учет простых расходов —  ребенок записывает в блокнот или рисует, какие товары/материалы были куплены для бизнеса.

4.  Участие в закупках / планирование бюджета —  ребенок помогает выбирать товары для бизнеса в магазине, сравнивая цены.

5.  Продажа простых товаров —  ребенок участвует в продажах: приветствует и консультирует покупателей, подает или упаковывает товар. Если бизнес на ярмарке, ребенок может раздавать листовки. 

Развитие самостоятельности

Для начала дети вовлекаются в простые бизнес-процессы, а с опытом им можно доверять более сложные задачи. Вот примеры пошагового увеличения ответственности:

1.  Ответственность за простые процессы 

Ранний этап: раскладывает товары на полке под присмотром.

Расширение: теперь он сам следит, чтобы определенный товар (например, брелоки или открытки) всегда был на своем месте и вовремя пополнялся.

2.  Контроль за мелкими запасами

Ранний этап: помогает считать, сколько ручек/наклеек осталось.

Расширение: сам сообщает родителям: «У нас осталось только 3 блокнота, нужно купить новые!»

3.  Общение с клиентами (если бизнес предполагает контакт с людьми)

Ранний этап: улыбается и говорит «Здравствуйте!» покупателям.

Расширение: может сам принимать простые заказы (например, спрашивать: «Вам одну или две булочки?»).

4.  Финансовая ответственность

Ранний этап: считает сдачу под присмотром.

Расширение: отвечает за «детскую кассу» (небольшую сумму, например, для продажи мелких товаров за 100–500 рублей).

5.  Творческие задачи

Ранний этап: помогает рисовать ценники.

Расширение: сам придумывает и рисует рекламные таблички (например, «Самые вкусные кексики!»).

6.  Планирование и отчетность

Ранний этап: смотрит, как родители записывают доходы/расходы.

Расширение: ведет свой «детский учет» в тетради (рисует, сколько товаров продано за день).

7.  Ответственность за инструменты/материалы

Ранний этап: помогает убирать рабочее место.

Расширение: теперь он «главный по порядку» - следит, чтобы коробки с товарами были аккуратно сложены.

Все операции должны проходить под контролем взрослых: задания должны быть понятными и безопасными (никакой работы с крупными суммами или сложными расчетами).

Ребенок как младший партнер 

Очень важной является устная похвала ребенка – этот внешний стимул поможет со временем «запустить» внутреннюю мотивацию. Пример похвалы может выглядеть так: «Ты теперь наш главный помощник по продажам!». Статусный титул важен для самооценки ребенка. Особенно приятно, если похвала звучит в присутствии других (работников компании или членов семьи). Например, «Сегодня Маша сама заметила, что заканчиваются наклейки! Она помогла нам сделать вовремя заказ…». 

Полезны будут и небольшие денежные премии.  Размер вознаграждения может быть символическим: 10–50 рублей за одно задание. Например, «Ты хорошо помог разложить товары на полки, вот тебе 20 рублей. Ты можешь потратить их или положить в копилку».  Однако премией могут быть не только деньги, но какие-то «бонусы» —  выбор семейного развлечения в выходной день, фильм для вечернего просмотра и т.п. Если ребенок ошибается, нужно указывать на допущенные ошибки, но не забывать после этого похвалить за старание или желание помочь…

Отношение к ребенку в бизнесе должно быть не как к подчиненному, а как к младшему партнеру. При этом необходимо помнить, что ребенок нуждается в безусловной любви и принятии со стороны взрослых. Старания в семейном бизнесе не должны превратиться для ребенка в «способ заслужить любовь».  Нужно давать возможность совершать ошибки и учиться на них. Это формирует у детей жизнестойкость, веру в свои силы и готовность идти на риск. Через участие в бизнесе дети учатся, что все имеет цену, и успех достигается трудом и ответственностью. Это помогает воспитать уважение к работе и понимание взаимосвязи между усилиями и результатом.