Семейный бизнес в России представляет собой динамично развивающийся сектор малого и среднего предпринимательства, особенно в области креативных индустрий. Однако, помимо очевидных преимуществ такой организационной формы, существуют и типичные психологические проблемы. Что это за проблемы и как их не допустить, в серии колонок для IQ Media расскажет кандидат психологических наук Юлия Мурзина, исследующая психологические аспекты семейного бизнеса в России в рамках грантов РНФ* и РФФИ.
Юлия Мурзина
Kандидат психологический наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, руководитель гранта РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025), руководитель гранта РФФИ «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса» (2019-2021)
Содержание:
Смешение личных и деловых отношений часто приводит к конфликтам, которые могут угрожать не только благополучию семьи, но и успеху компании. Какие же психологические проблемы наиболее характерны для владельцев семейного бизнеса и как их можно предотвратить? Приведем самые часто встречаемые причины конфликтов и дадим небольшие примеры:
Можно ли что-то сделать, чтобы предотвратить психологические проблемы? Безусловно, да. Как известно, профилактика — лучшее средство лечения. Понимание и предвидение возможных сложностей сделает владельцев семейного бизнеса способными избежать появления проблем. Итак, что можно предпринять для предотвращения психологических трудностей?
Таким образом, семейный бизнес требует не только предпринимательских навыков, но и способности выстраивать здоровые отношения. Профилактика конфликтов через четкие правила, открытую коммуникацию и планирование способствует сохранению как бизнеса, так и семейных уз. Как заметил Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Слова великого писателя подчеркивают, что гармония в семейных отношениях строится на общих ценностях** и взаимном доверии. Только так можно избежать «несчастливых» сценариев и создать крепкий бизнес, объединяющий поколения.
* Грант РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025)
** Тема ценностных ориентаций семейного бизнеса была представлена Юлией Мурзиной в докладе на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества
Редактировала Марина Селина
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!