Смешение родственных ролей с деловыми может вылиться в проблемы как в отношениях, так и в работе. А в ситуации семейного бизнеса это смешение неизбежно и нередко становится вызовом для владельцев компании. Что важнее для успеха семейного бизнеса – дружба или любовь супругов, и как экологично вовлечь в семейный бизнес детей, рассказывает кандидат психологических наук Юлия Мурзина.
Юлия Мурзина
Юлия Мурзина, кандидат психологический наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, руководитель гранта РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025), руководитель гранта РФФИ «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса» (2019-2021).
В моей практике был случай: супруги основали сеть кофеен, но через два года столкнулись с кризисом. Муж настаивал на жесткой экономии средств, а жена, наоборот, стремилась к креативному развитию. Конфликты переросли в финансовые потери. Эта ситуация типична для многих российских семейных компаний, где личные отношения влияют на деловые решения.
Как показывают исследования, 74% малого бизнеса в России — семейные предприятия (данные ТПП РФ). Но лишь 30% из них переживают смену поколений. Основная причина — не финансовые трудности, а социально-психологические конфликты.
К сожалению, ученые имеют ограниченные возможности исследования влияния психологических отношений на экономическую составляющую, так как многие предприниматели предпочитают не показывать свои доходы. Профессор Вермонтского университета (США) известный специалист в изучении семейного бизнеса Прамодита Шарма (Pramodita Sharma) предложила теоретическую модель, где взаимосвязаны эти два измерения: качество семейных отношений («теплые» – «страдающие» сердца), и эффективность бизнеса ( «полные» – «пустые» карманы).
Нам стало интересно, как можно эмпирически измерить представленную модель и какими должны быть «теплые» отношения в семейном бизнесе, чтобы это помогло «наполнить карманы». Главные вопросы заключались в том, как наличие дружбы или страсти между супругами влияют на общее дело.
Проведенное эмпирическое исследование** на российских предпринимателях сферы малого и среднего семейного бизнеса показало, что повышение прибыльности коррелирует с «дружескими», а не с «любовными отношениями» супругов. Вероятно, для экономического процветания в семейном бизнесе необходимы дружеские отношения, основанные на паритете и осознанном подходе к решению разногласий. Это способствует успешности общего дела в большей степени, чем страсть и любовь как яркое эмоциональное переживание.
Любовь и эмоциональная близость, согласно результатам исследования, оказались связанными с перспективностью семейного дела. Яркие, полные любви и счастья отношения в семье предпринимателей могут ориентировать бизнес на развитие, нежели на получение прибыли. Увлекательным для супругов при таком раскладе становится сам процесс ведения совместного бизнеса
Существует ряд факторов риска для прибыльности семейных компаний, связанных с отношениями:
Чтобы снизить степень риска этих факторов для бизнеса, а также защитить семейные отношения, можно предпринять следующие шаги:
Важно провести «ревизию отношений»: насколько ваши семейные ценности совпадают с бизнес-ценностями? Если есть дисбаланс, можно начать с малого, например, внедрить еженедельные советы семьи: утром в пятницу в кабинете руководителя за чашкой кофе. А общение по рабочим вопросам в домашней обстановке (за обеденным столом) — постарайтесь пресекать. Подобная практика регулярного общения членов семьи на протяжении двух месяцев поможет наладить доверие, а также вовлеченность младших членов семьи. Однако важным является то, что каждый участник должен иметь возможность высказаться без страха и осуждения.
* Грант РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025)
** С текстом научной статьи можно ознакомиться здесь
*** Тема ценностных ориентаций семейного бизнеса была представлена Юлией Мурзиной в докладе на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!