Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник фото: Freepik
Источник фото: Freepik

Дружба или любовь: что важнее для семейного бизнеса

Смешение родственных ролей с деловыми  может вылиться в проблемы как в отношениях, так и в работе. А в ситуации семейного бизнеса это смешение неизбежно и нередко становится вызовом для владельцев компании. Что важнее для успеха семейного бизнеса – дружба или любовь супругов, и как экологично вовлечь в семейный бизнес детей, рассказывает кандидат психологических наук Юлия Мурзина.

name

Юлия Мурзина

Юлия Мурзина, кандидат психологический наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, руководитель гранта РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025), руководитель гранта РФФИ «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса» (2019-2021).

Эффективность бизнеса и качество семейных отношений

В моей практике был случай: супруги основали сеть кофеен, но через два года столкнулись с кризисом. Муж настаивал на жесткой экономии средств, а жена, наоборот, стремилась к креативному развитию. Конфликты переросли в финансовые потери. Эта ситуация типична для многих российских семейных компаний, где личные отношения влияют на деловые решения. 

Как показывают исследования, 74% малого бизнеса в России — семейные предприятия (данные ТПП РФ). Но лишь 30% из них переживают смену поколений. Основная причина — не финансовые трудности, а социально-психологические конфликты.

К сожалению, ученые имеют ограниченные возможности исследования влияния психологических отношений на экономическую составляющую, так как многие предприниматели предпочитают не показывать свои доходы. Профессор Вермонтского университета (США) известный специалист в изучении семейного бизнеса Прамодита Шарма (Pramodita Sharma) предложила теоретическую модель, где взаимосвязаны эти два измерения: качество семейных отношений («теплые» «страдающие» сердца), и эффективность бизнеса ( «полные»  «пустые» карманы).

Нам стало интересно, как можно эмпирически измерить представленную модель и какими должны быть «теплые» отношения в семейном бизнесе, чтобы это помогло «наполнить карманы». Главные вопросы заключались в том, как наличие дружбы или страсти между супругами влияют на общее дело.  

Любовь + Exel: что для бизнеса важнее — страсть или дружба?  

Проведенное эмпирическое исследование** на российских предпринимателях сферы малого и среднего семейного бизнеса показало, что повышение прибыльности коррелирует с «дружескими», а не с «любовными отношениями» супругов. Вероятно, для экономического процветания в семейном бизнесе необходимы дружеские отношения, основанные на паритете и осознанном подходе к решению разногласий. Это способствует успешности общего дела в большей степени, чем страсть и любовь как яркое эмоциональное переживание. 

Любовь и эмоциональная близость, согласно результатам исследования, оказались связанными с перспективностью семейного дела. Яркие, полные любви и счастья отношения в семье предпринимателей могут ориентировать бизнес на развитие, нежели на получение прибыли. Увлекательным для супругов при таком раскладе становится сам процесс ведения совместного бизнеса 

Без страха и осуждения, или Как создать «эффективную бизнес-семью»

Существует ряд факторов риска для прибыльности семейных компаний, связанных с отношениями: 

  • Ролевая путаница: когда муж одновременно и директор, и «глава семьи», решения принимаются эмоционально. 
  • Несовпадение ценностей**: старшее поколение фокусируется на стабильности, младшее – на инновациях. 
  • Эмоциональная вовлеченность: ссоры из-за личного переносятся в бизнес.

Чтобы снизить степень риска этих факторов для бизнеса, а также защитить семейные отношения, можно предпринять следующие шаги: 

  1. Разделяйте роли. Определите, кто за что отвечает в бизнесе, а кто — в семье. Пример: супруги-партнеры составили «семейную конституцию» с правилами обсуждения рабочих вопросов только в офисе.
  2. Инвестируйте в дружбу. Дружеские отношения строятся на равноправии и уважении интересов, их общности и совместной деятельности. Совместное планирование, открытые обсуждения проблем и регулярный отдых укрепляют партнерство.
  3. Планируйте преемственность. Готовьте наследников с детства: вовлекайте в бизнес-процессы с 6-7 лет, развивайте финансовую грамотность детей.
  4. Контролируйте эмоции. Если конфликт неизбежен, используйте «правило 24 часов»: отложите решение до следующего дня.

Важно провести «ревизию отношений»: насколько ваши семейные ценности совпадают с бизнес-ценностями? Если есть дисбаланс, можно начать с малого, например, внедрить еженедельные советы семьи: утром в пятницу в кабинете руководителя за чашкой кофе. А общение по рабочим вопросам в домашней обстановке (за обеденным столом) — постарайтесь пресекать. Подобная практика регулярного общения членов семьи на протяжении двух месяцев поможет наладить доверие, а также вовлеченность младших членов семьи. Однако важным является то, что каждый участник должен иметь возможность высказаться без страха и осуждения. 

* Грант РНФ «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса» (2024-2025)

** С текстом научной статьи можно ознакомиться здесь 

*** Тема ценностных ориентаций семейного бизнеса была представлена Юлией Мурзиной в докладе на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества