Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Можно ли заработать на науке

Можно ли заработать на науке

Или как знания превращаются в деньги

 

С легкой руки одного миллиардера поговорка «сначала деньги – в знание, потом знание – в деньги» получила широкую известность и часто применяется, когда простыми словами требуется пояснить что такое инновации. Объем денег, превращенных в знания, оценить не сложно. Достаточно посмотреть хотя бы на расходы федерального бюджета на науку, которые по итогам 2024 года, по словам вице-премьера РФ Д.Чернышенко, должны составить порядка 1,6 трлн рублей. Сколько денег вкладывает в науку частный бизнес, сказать сложнее, но предположить, что суммы в целом могут быть сопоставимы с объемами федеральных вложений, вполне можно. Когда же мы начнем преобразовывать знания в деньги, как вообще это происходит и где этому можно научиться? 

name

Андрей Цымбал

Руководитель программы повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок», старший преподаватель Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ.

Зачем науке коммерциализация?

Искусственный интеллект, вакцины, лекарства, новые материалы – это и многое другое, что прочно вошло в нашу жизнь сегодня, когда-то начиналось с фундаментальных исследований, научных поисков, многих лет работы коллективов ученых и целых научных центров, и институтов. Но сейчас это все мы покупаем чуть ли не каждый день, а кто-то получает прибыль. Буквально зарабатывая, таким образом, на науке. И, как мы знаем, не всегда это сами ученые. Скорее – почти всегда это не они, а прозорливые предприниматели, разглядевшие перспективы научных исследований и разработок и сумевшие многотомные фолианты результатов интеллектуальной деятельности превратить в востребованные продукты и услуги. 

Предметы быта – лампы, стиральные машины, телевизоры – все когда-то было на уровне исследований и разработок. Привычная нам цифровая камера не так давно была лишь очередным НИОКРом в чьей-то лаборатории. Кстати, первые научные исследования в этой области велись в компании Kodak, которая вовремя не придала должного значения коммерциализации данной технологии и очень скоро исчезла с рынка. Но это уже повод в следующих публикациях поговорить о том, как бизнес зарабатывает на науке. 

Так что заработать на науке однозначно можно! Но не все так просто. Большинство людей знают, что бизнес на чудесах не строится. Он создается большим трудом, верой в успех и целеустремленностью, а также широким спектром знаний и компетенций, которыми должна обладать команда: от инженерных до коммерческих, от правовых до психологических.  

Но не все разработки доходят до рынка и становятся бизнесом. Причин этому множество: от фундаментальных – низкий уровень готовности рынка (такое бывает, когда разработки опережают свое время), недостаток ресурсов на ранних этапах (особенно сложно приходится в медицине и фармацевтике), до банальных, например, если основатели не договорились между собой на старте или же не проверили техническую реализуемость. 

Как сделать из науки бизнес

Вот лишь несколько моментов, которые важно учитывать, если вы хотите сделать из науки бизнес.

Первое и самое главное – это выбор рыночного направления. Часто научные исследования ведутся по госзаданию, вокруг научного гранта или интересов самих ученых и разработчиков. Но если выбрать очень наукоемкую нишу, где еще нет рынка, заработать на этом будет весьма проблематично. Примером могут служить квантовые компьютеры, которые в глазах обывателей выглядят как следующий революционный шаг в вычислениях. Ученые активно работают над этой темой, но массового спроса на такие технологии пока нет. Поэтому всегда надо думать о своем будущем потребителе!

Второе – это сложность разработки и техническая осуществимость. Действительно, технология может быть очень многообещающей, но сложность реализации может сильно затянуть создание продукта. Примером может служить термоядерный синтез, который обещает нам дешевую и экологически чистую энергию. Эти разработки ведутся уже более 50 лет, и первоначальный оптимизм сменился десятилетиями научно-исследовательских работ. Хотя в последнее время можно услышать, что многие частные компании также занимаются подобными проектами. Например, в разработку термоядерных реакторов уже вложились Джефф Безос, Билл Гейтс и Питер Тиль.

Третье – это команда для коммерциализации. Идеально, когда на старте уже есть команда с распределенными ролями, как минимум: технический специалист (главный разработчик), менеджер по продвижению (инноватор и маркетолог) и юрист по интеллектуальной собственности. Но это идеальная картина. В реальности разработчик либо один, либо в составе научной группы. Куда ему идти на поиски команды? Это непростой вопрос. Очень многие научные исследования так и остаются на полках лабораторий вузов и научных институтов, потому что команда для коммерциализации не собралась. Здесь могут помочь сервисы Центров трансфера технологий. Например, в НИУ ВШЭ есть такой центр. Можно привлечь внимание к себе, выступая с питчами своего проекта или его идеи на различных конкурсах. Также можно распределить роли и специально обучиться полезным навыкам. Если рассматривать коммерческие компании, то в некоторых из них развиты механизмы внутреннего предпринимательства, когда сотрудники работают над новым бизнес-проектом, результаты которого могут или войти в продуктовую линейку, или дополнить корпоративную экосистему, или вообще вылиться в новое направление бизнеса. 

Все это – лишь верхушка айсберга вопросов, сложностей, нюансов, с которыми сталкивается любой наукоемкий бизнес-проект. Весь айсберг видят и хорошо знают лишь немногие профессионалы в вопросах коммерциализации науки.