Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Изображение создано при помощи модели Шедеврум
Изображение создано при помощи модели Шедеврум

Как стартапу завоевать рынок

Общеизвестный факт, что большое количество стартапов оказывается неудачными. Им приходится балансировать между тем, чтобы быть инновационными, но  при этом оставаться понятными и  «своими». Сотрудники Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге решили выяснить, как стартапы справляются с этими задачами и пришли к неожиданным выводам. 

name

Галина Широкова

Профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург

Парадокс легитимности, или От чего зависит успех стартапа на рынке 

Представьте себе стартап. Это новая фирма, находящаяся на начальном этапе своего организационного становления, когда на рынке ее никто не знает, постоянно возникает нехватка ресурсов, а деятельность носит непрозрачный характер и связана с высоким уровнем неопределенности и риска. С одной стороны, перед стартапом стоит жизненно важная задача – быть инновационным, непохожим на других, чтобы привлечь внимание и заинтересовать клиентов, инвесторов, партнеров. С другой —  ему также критически важно оставаться понятным, надежным, «своим» в глазах заинтересованных сторон, чтобы заслужить их доверие и привлечь ресурсы. Это парадокс легитимности*, который заключается в том, что новой фирме нужно быть одновременно «как все» и «ни на кого не похожей», чтобы получить кредит доверия со стороны рынка. Но как стартапы балансируют на практике в рамках этого парадокса? Что влияет на динамику? Ответ оказался неожиданным: объяснение связано не столько с особенностями рынка или продукта, сколько c тем, что кроется в голове самого основателя, а точнее — в восприятии связи со своим детищем.

В течение 20 месяцев исследователи Центра стратегического предпринимательства в составе международного проекта вели наблюдение за российскими высокотехнологичными стартапами, общаясь с основателями компаний, проводя опросы членов предпринимательских команд, анализируя их решения и действия. Они обнаружили, что то, насколько тесно основатель ассоциирует себя со своим стартапом, напрямую диктует стратегию завоевания легитимности и предопределяет типичные ловушки, в которые он может попасть.

Типы основателей стартапов  

Одни основатели воспринимают свой стартап как неотъемлемую часть самого себя, продолжение жизненных ценностей и ориентиров. Это глубокая эмоциональная связь, которая схожа со связью родителя и ребенка. Например, для основателя социальной сети для творческих людей его предпринимательский проект был страстью, своеобразным хобби, которое он не готов был продать. Эта эмоциональная вовлеченность вела к тому, что он ограничивал взаимодействие с теми инвесторами, которые не разделяли его ценности и видение, отсеивал не соответствующих его представлениям пользователей через введение платной подписки, несмотря на очевидные нехватку финансовых ресурсов, падение трафика и критику. Он строил мир по своим правилам, даже если это вредило росту стартапа.

Другой тип основателей — это те, кто видят стартап прежде всего как инструмент, способ достижения амбициозных целей, создания чего-то нового, получения дохода. Это инструментальная связь, которая носит более рациональный характер, имеет место эмоциональная дистанция. Такой основатель готов тратить время на поиск и создание наиболее перспективных предпринимательских возможностей с точки зрения масштаба бизнеса, позиций на рынке, возможного дохода. Один из участников проекта легко мог полгода провести на ювелирных заводах и в клиниках протезирования, впитывая нюансы работы, чтобы его продукт идеально вписался в существующие процессы и ожидания клиентов. Для другого — копирование работающей бизнес-модели было не слабостью, а разумной отправной точкой для бизнеса, так как был понятен потенциал этой бизнес-модели с точки зрения прибыли.

Какие ловушки могут быть на пути  

Оказалось, что последовательность действий по завоеванию доверия кардинально различается в зависимости от типа личной связи основателя со стартапом. Так, предприниматели с эмоциональной связью со стартапом выстраивают предпринимательский процесс и поиск легитимности через фокус на уникальности продукта или услуги. Они идут за своим видением, часто игнорируя или откладывая «согласование» с внешним миром. Однако рано или поздно наступает момент, когда становится очевидно, что без признания клиентов, инвесторов, без ресурсов проект не выживет, а самоощущение основателя как успешного предпринимателя страдает. 

Это болезненный поворотный момент, когда начинается поиск соответствия между предпринимательским проектом и стейкхолдерами через адаптацию продукта, активный поиск партнеров, инвесторов, иногда даже — через кардинальную смену бизнес-модели. Но тут основателя подстерегают ловушки, как, например, излишняя избирательность в выборе партнеров, конформизм, который не решает глубинных проблем с принятием продукта рынком. Хуже всего, если адаптация идет вразрез с внутренними убеждениями основателя, так как это ведет к потере страсти, выгоранию, заморозке или закрытию проекта.

Предприниматели с инструментальной связью, наоборот, начинают проект с активного поиска соответствия. Их цель — получить доверие рынка, и как следствие — обрести легитимность. Для этого они изучают тренды, ищут аналоги, встраиваются в существующие экосистемы, подстраиваются под ожидания стейкхолдеров. Но достигнув минимального уровня легитимности, в них просыпается амбициозное стремление к самореализации. Просто быть как все становится скучно. Появляется стремление создать нечто прорывное, чтобы удовлетворить свою потребность в высоком уровне достижений и новизне, однако и здесь кроются ловушки. Переход к уникальности может быть преждевременным, особенно если уровень доверия невысокий. Погоня за прорывом как самоцель может не найти отклика у участников рынка или инвесторов. А если уникальность не приносит ожидаемых дивидендов — быстрого роста, инвестиций, славы — наступает разочарование.

Что важно: для основателей, акселераторов и инвесторов

Эти закономерности — не просто теория. Они имеют прямое практическое значение. Понимание своей идентичности — это мощный инструмент самодиагностики. Если вы воспринимаете стартап как часть самого себя, будьте готовы к болезненному, но необходимому этапу адаптации к рынку. Учитесь воспринимать обратную связь не как личную критику и нападение на ценности, а как подсказку к спасению вашего детища. Другими словами, если стартап для вас — это инструмент самореализации с сильной эмоциональной связью, не спешите с радикальной новизной. Уделите время закладке прочного фундамента «соответствия». Проверяйте свои амбициозные идеи на жизнеспособность: решает ли ваша уникальность реальную проблему клиента или просто льстит вашему самолюбию.  

Кроме того, это критически важно для поддерживающей предпринимательство экосистемы: инкубаторов, акселераторов, менторов, инвесторов. Понимание типа связи основателя со стартапом должно быть частью диагностики при отборе. Это помогает предвидеть его сильные стороны и слабые места, точки роста и риски, а также сделать менторство более персонализированным. Основателям, имеющим внутреннюю связь со стартапом, нужна помощь в выходе из «пузыря» и обучении адаптации без потери сути проекта. Но эта помощь должна быть деликатной, так как давление вызовет только отторжение. Основателям с инструментальной связью чаще нужна помощь в фокусировке, построении устойчивых процессов после успешных продаж и сдерживании порывов к преждевременным радикальным инновациям. Представители экосистемы, зная о ловушках идентичности, могут раньше замечать тревожные сигналы выгорания или потери мотивации и предлагать адресную поддержку.

В подготовке этого текста принимала участие соавтор исследования – научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Карпинская Эмилия Олеговна. Текст основан на результатах исследования, опубликованного в журнале Journal of Developmental Entrepreneurship:  Karpinskaia E., Shirokova G., Manolova T. 2024. Dynamics and Constraints of Start-Up Legitimation Process: Role of Organizational Identification

С исследованиями Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург можно ознакомиться на странице https://spb.hse.ru/scem/sec

*Легитимность — признание правомерности, законности и справедливости каких-либо действий, решений или институтов. Легитимность часто противопоставляется легальности, которая означает соответствие правовым нормам