Недостаток сна у предпринимателей нередко считается нормой и мало кого удивляет. Ряд исследований даже показывают, что в краткосрочной перспективе бессонница может даже принести пользу в силу своей связи с импульсивными решениями и готовностью рисковать, что является основой предпринимательского поведения. О том, как бессонница руководителя влияет на предпринимательскую ориентацию малых и средних предприятий — в статье IQ Media.
Галина Широкова
Галина Широкова, профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
Генеральный директор компании несет основную ответственность за множество стратегических решений, ориентированных на предпринимательство, включая инновационную деятельность, выход на новые рынки, распределение ресурсов и т.д. Когда требования, темп и проблемы, с которыми сталкиваются руководители, увеличиваются, физическое благополучие (например, физические упражнения, питание, сон), психическое восстановление и личные отношения теряют свой и без того довольно хрупкий приоритет. К сожалению, нездоровое поведение часто выступает в качестве способа справиться со стрессом.
Здоровье является важным фактором, определяющим эффективность и карьеру генерального директора. В бизнес-прессе можно найти немало примеров того, как руководители высшего звена не могли функционировать из-за кризиса со здоровьем, что приводило к снижению производительности, уходу в незапланированный отпуск или даже в отставку. Недавние открытия, касающиеся противоречивого влияния бессонницы на намерения и результаты предпринимательской деятельности, вызвали определенный ажиотаж в деловой прессе, что свидетельствует о широком интересе к этой теме. Бессонница, обычно понимаемая как «трудности с засыпанием и поддержанием сна», вызвала также значительный исследовательский интерес во многих академических областях. Тем не менее исследования бессонницы вне медицинской сферы проводились довольно редко.
Почему бессонница вообще влияет на способность руководителей принимать решения и вести деятельность, связанную с предпринимательством? Одна из причин связана с тем, что недостаток сна сказывается на внимании руководителя. Генеральные директора, постоянно перегруженные большим количеством проблем, тем не менее имеют избирательное внимание, ограниченное их когнитивными способностями, временем, которое у них есть для решения проблемы, и собственными суждениями о последствиях. Ряд исследований, в том числе на клинических выборках, показывает, что проблемы со сном приводят к так называемому утомлению внимания, что сказывается на качестве принимаемых решений. В результате у генерального директора остается меньше внимания для выявления новых возможностей на рынке и претворению их в жизнь для того, чтобы фирма была инновационной и стремилась к созданию новой ценности.
Более того, бессонница, судя по всему, влияет на поведение человека через ее воздействие на другие личностные характеристики. Например, в научных исследованиях можно найти подтверждения тому, как бессонница сказывается на удовлетворенности работой или настроении, которые, в свою очередь, играют существенную роль в инновационном поведении. Хотя проблемы со сном могут усилить рискованное поведение, они также отрицательно влияют на творческую производительность, например, на создание инновационных идей и творческое решение проблем.
Снижение производительности из-за нехватки физиологических и психологических ресурсов особенно заметно для деятельности в сложных, непредсказуемых, требующих когнитивных усилий видах деятельности, таких как инновационное поведение. Руководители с постоянным недосыпанием в конечном итоге оказываются в «ловушке сна», так что эффективность их предпринимательских действий и поведения снижается, если продолжается бессонница. Таким образом, бессонница также может привести к бездеятельности из-за неспособности генерального директора сосредоточиться на решении проблем.
Исследователи Центра стратегического предпринимательства взяли в фокус внимания еще одну важнейшую характеристику предпринимателей и руководителей — настойчивость. Настойчивость понимается как личная склонность индивидуума преодолевать трудности для достижения целей, и включает в себя склонность продолжать прилагать усилия для достижения целей независимо от воспринимаемых трудностей, несмотря на страх, и так называемую неуместную настойчивость - настойчивость в достижении бесполезной, бессмысленной цели. Предыдущие исследования показывают, что настойчивость руководителя положительно связана не только с эффективностью работы фирмы и ростом предприятия, но и с инновационным поведением, таким как экспериментирование с новыми подходами и преодоление барьеров инноваций, что в конечном итоге приводит к разработке уникальных ценностных предложений и увеличению количества инноваций в области продуктов и услуг в компаниях.
Исследователи разработали теоретическую модель механизма связи между бессонницей генерального директора и предпринимательской ориентацией фирмы (включающей в себя инновационность, проактивность и склонность к риску) через настойчивость генерального директора.
Протестировав модель на выборке из более трехсот пятидесяти малых и средних предприятий России, ученые выяснили, что бессонница негативно и значительно связана с настойчивостью генерального директора, которая, в свою очередь, позитивно и значимо связана с предпринимательской ориентацией фирмы. Таким образом, при кажущемся отсутствии прямой связи между бессонницей и предпринимательской ориентации фирмы, был выявлен механизм, «подрывающий» потенциал последней.
Результаты исследования предлагают ученым и практикам расширенный взгляд на влияние проблем со здоровьем генерального директора, а именно – проблем со сном, на предпринимательскую ориентацию на уровне фирмы. Генеральные директора и специалисты по персоналу могут использовать результаты данного исследования, чтобы направить руководителей компаний на правильный путь в управлении здоровьем и рутиной (например, балансом между работой и личной жизнью), вооружившись более четким пониманием того, как здоровье генерального директора может влиять на деятельность фирмы. В настоящий момент подготовлена статья с результатами этого исследования, которая готовится к подаче в международный журнал в области менеджмента.
В подготовке этого текста принимала участие соавтор исследования — научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Захарова.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!