Вход
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Многозадачность, великая и ужасная

Полезно ли постоянно делать несколько дел параллельно?

На работе часто приходится выполнять несколько задач одновременно. Так, вы пишете аналитический отчет, параллельно говорите с коллегой по телефону и просматриваете сообщения в мессенджере. Казалось бы, совмещение нескольких дел – неизбежность. И у работодателей востребованы именно «многозадачные» сотрудники. Но нет ли у этого навыка негативных эффектов? Действительно ли он экономит время? Возможно, стоит развести потоки разных задач? И как это сделать? Об этом размышляет маркетолог, эксперт по личному брендингу, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Ветрова.

name

Татьяна Ветрова

Доцент Департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации.

Панацея с побочными эффектами

Умение трудиться в режиме многозадачности, по мнению специалистов по работе с персоналом, – абсолютный маст-хэв. Компаниям нужны сотрудники, которые могут выполнять несколько задач одновременно, вести ряд проектов параллельно, причем без потери эффективности и качества работы.

Однако профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс с коллегами еще в 2009 году в ходе большого исследования обнаружили, что люди, использующие одновременно несколько не связанных между собой потоков информации (например, они общаются с другими людьми во время чтения чего-либо, просмотра телевизора или работы на компьютере), демонстрируют меньшую продуктивность, хуже отфильтровывают бесполезную информацию и медленнее переключают внимание между задачами по сравнению с теми, кто сконцентрирован на чем-то одном.

Иными словами, многозадачность может быть вредна: у людей снижается общая эффективность, страдает критическое мышление, возникают трудности с концентрацией внимания. Время на выполнение работы растягивается, поскольку сотрудники «перескакивают» с задачи на задачу. Наконец, у них растет число ошибок.

В исследованиях появляется все больше информации о неоднозначности практик многозадачности. Однако есть и противоположный тренд – запрос на умение трудиться в таком режиме.

Как не выгореть и не потерять мотивацию?

Если работать «многозадачно» сложно, стоит, на мой взгляд, постепенно переходить от одной деятельности к другой и самому себе объяснять: «Сейчас я занимаюсь вот этой задачей, потом – вот той, и так далее». У кого-то за видами деятельности закреплены определенные дни недели. По понедельникам он занимается одними задачами, по средам – другими, по пятницам – третьими.

IStock

Можно также делить свой рабочий день на сектора. Например, с 9 до 11 часов утра я буду в этом месяце заниматься данным проектом, потому что он для меня очень значим, и утром у меня максимальная продуктивность. После обеда я займусь аналитикой, потому что в эти часы я делаю это лучше всего. Иными словами, нужно расставлять приоритеты и в соответствии с ними распределять задачи по времени. Важен тайм-менеджмент. Не стоит переключаться на другие дела по каждому звонку, когда тебя уверяют, что это «срочно, важно», «бежим направо, потом налево!». Надо управлять своим временем и задачами. Тогда многозадачность уже не так пугает.

Остановлюсь на приоритизации. Нужно осознавать свою глобальную цель и фокусироваться на ней. Важно понимать: это мое, а это – нет, и отказываться от каких-то проектов. Когда ты честно можешь сказать: «Я не работаю по этому направлению» или «Мне неинтересен этот проект, потому что это “не ресурсно” и не дает мне развития», ты высвобождаешь себе много времени.

Воспользоваться потоком

Женщинам, как мне кажется, особенно присуща «потоковость». Ты входишь в это состояние, и моменты, которые вроде бы должны быть стрессовыми, вдруг приносят драйв.

Ты не планировал, что случится данное событие, но оно произошло. И если относиться к этому как к варианту нормы или неожиданному подарку судьбы, то, вероятно, это привнесет в жизнь нечто важное: новый проект, деньги, интервью в СМИ и пр. Это же здорово! Я не собиралась сегодня этим заниматься, но все-таки займусь, поскольку это про меня, про мой личный бренд, это сделает меня эффективнее (тут возможны разные объяснения).

«Дифференцировать» время

Мне часто приходится работать в выходные. Именно поэтому я четко разделяю время, которое провожу с семьей или занимаюсь личными делами, и время на рабочие дела. Это не более двух-трех часов за выходные дни, потому что иначе семья недополучит мое внимание, а я не успею восстановиться.

«И швец, и жнец» vs «однопрограммный» человек

Сегодня часто говорят про мультипотенциалов или сканеров (авторы терминов – Эмили Вапник и Барбара Шер). Это тоже своеобразное отражение многозадачности. Речь идет о людях, которые реализуются сразу в нескольких областях. Считается, что это новое явление, но это не так. Такие люди существовали во все времена: Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов, Мария Кюри.

Но именно сейчас, когда продолжительность жизни растет, технологии быстро меняют бизнес-ландшафт и нет ничего стабильного, появился массовый запрос на адаптивных, гибких, многозадачных людей, умеющих органично сочетать разные проекты и реализации.

В то же время, многозадачность сложна для многих людей. Есть очень системные, «однопрограммные» люди, которым важно четко следовать каким-то алгоритмам, и это абсолютно нормально. Ты просто говоришь себе, что следуешь этому алгоритму, а дальше у тебя пауза, и ты переключаешься на новую деятельность, и там включается другой алгоритм, тоже тебе знакомый. И тогда это не вызывает стресса.

А вот для мультипотенциалов многозадачность абсолютно естественна. Они с ней родились и живут, успешно работают. Я наблюдаю, как некоторые мои студенты могут одновременно делать проект, разговаривать с друзьями, отвечать на вопросы и пролистывать соцсети, и все это так органично! Они в этом убедительны и прекрасны. Если они чувствуют себя комфортно и показывают хорошие результаты, значит, это успешная для них стратегия. И я бы тут ничего не меняла!

Цели и удовлетворенность работой

При распределении задач всегда первична фокусировка на главной цели. На втором месте – более краткосрочные цели, «маячки», которые нам светят, и мы должны выстраивать вокруг этого свои задачи. Я включаю задачу, если она ведет меня к цели. Если же нет, то, возможно, ее не стоит включать, либо стоит по-другому на нее посмотреть. Мы можем повлиять на этот процесс посредством своего представления о том, что нам комфортно, а что – нет. Это ключевое мерило – внутреннее.

Чтобы не было выгорания, нужно быть честным по отношению к себе: главное – это удовлетворенность своей деятельностью. Вопрос тайм-менеджмента тесно связан с этим. Внутренние ориентиры позволяют правильно распределить задачи и работать в тайминге.

Переключаться между делами

Когда я не могу найти решение для текущей задачи, я понимаю, что должна переключиться. Мое хобби – аргентинское танго. Я иду танцевать, и, как ни странно (или я так себя «запрограммировала»), решение задачи приходит на фоне приятной усталости после танцев.

Так что смена деятельности – тоже классная стратегия. Пока вы отдыхаете от интенсивного многозадачного труда, мозг в фоновом режиме продолжает думать над задачей. И ваша работа успешно продолжается!