Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Многозадачность, великая и ужасная

Многозадачность, великая и ужасная

Полезно ли постоянно делать несколько дел параллельно?

На работе часто приходится выполнять несколько задач одновременно. Так, вы пишете аналитический отчет, параллельно говорите с коллегой по телефону и просматриваете сообщения в мессенджере. Казалось бы, совмещение нескольких дел – неизбежность. И у работодателей востребованы именно «многозадачные» сотрудники. Но нет ли у этого навыка негативных эффектов? Действительно ли он экономит время? Возможно, стоит развести потоки разных задач? И как это сделать?

Панацея с побочными эффектами

Умение трудиться в режиме многозадачности, по мнению специалистов по работе с персоналом, – абсолютный маст-хэв. Компаниям нужны сотрудники, которые могут выполнять несколько задач одновременно, вести ряд проектов параллельно, причем без потери эффективности и качества работы.

Однако профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс с коллегами еще в 2009 году в ходе большого исследования обнаружили, что люди, использующие одновременно несколько не связанных между собой потоков информации (например, они общаются с другими людьми во время чтения чего-либо, просмотра телевизора или работы на компьютере), демонстрируют меньшую продуктивность, хуже отфильтровывают бесполезную информацию и медленнее переключают внимание между задачами по сравнению с теми, кто сконцентрирован на чем-то одном.

name

Автор Татьяна Ветрова

Доцент Департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации.

Иными словами, многозадачность может быть вредна: у людей снижается общая эффективность, страдает критическое мышление, возникают трудности с концентрацией внимания. Время на выполнение работы растягивается, поскольку сотрудники «перескакивают» с задачи на задачу. Наконец, у них растет число ошибок.

В исследованиях появляется все больше информации о неоднозначности практик многозадачности. Однако есть и противоположный тренд – запрос на умение трудиться в таком режиме.

Как не выгореть и не потерять мотивацию?

Если работать «многозадачно» сложно, стоит, на мой взгляд, постепенно переходить от одной деятельности к другой и самому себе объяснять: «Сейчас я занимаюсь вот этой задачей, потом – вот той, и так далее». У кого-то за видами деятельности закреплены определенные дни недели. По понедельникам он занимается одними задачами, по средам – другими, по пятницам – третьими.

IStock

Можно также делить свой рабочий день на сектора. Например, с 9 до 11 часов утра я буду в этом месяце заниматься данным проектом, потому что он для меня очень значим, и утром у меня максимальная продуктивность. После обеда я займусь аналитикой, потому что в эти часы я делаю это лучше всего. Иными словами, нужно расставлять приоритеты и в соответствии с ними распределять задачи по времени. Важен тайм-менеджмент. Не стоит переключаться на другие дела по каждому звонку, когда тебя уверяют, что это «срочно, важно», «бежим направо, потом налево!». Надо управлять своим временем и задачами. Тогда многозадачность уже не так пугает.

Остановлюсь на приоритизации. Нужно осознавать свою глобальную цель и фокусироваться на ней. Важно понимать: это мое, а это – нет, и отказываться от каких-то проектов. Когда ты честно можешь сказать: «Я не работаю по этому направлению» или «Мне неинтересен этот проект, потому что это “не ресурсно” и не дает мне развития», ты высвобождаешь себе много времени.

Воспользоваться потоком

Женщинам, как мне кажется, особенно присуща «потоковость». Ты входишь в это состояние, и моменты, которые вроде бы должны быть стрессовыми, вдруг приносят драйв.

Ты не планировал, что случится данное событие, но оно произошло. И если относиться к этому как к варианту нормы или неожиданному подарку судьбы, то, вероятно, это привнесет в жизнь нечто важное: новый проект, деньги, интервью в СМИ и пр. Это же здорово! Я не собиралась сегодня этим заниматься, но все-таки займусь, поскольку это про меня, про мой личный бренд, это сделает меня эффективнее (тут возможны разные объяснения).

«Дифференцировать» время

Мне часто приходится работать в выходные. Именно поэтому я четко разделяю время, которое провожу с семьей или занимаюсь личными делами, и время на рабочие дела. Это не более двух-трех часов за выходные дни, потому что иначе семья недополучит мое внимание, а я не успею восстановиться.

«И швец, и жнец» vs «однопрограммный» человек

Сегодня часто говорят про мультипотенциалов или сканеров (авторы терминов – Эмили Вапник и Барбара Шер). Это тоже своеобразное отражение многозадачности. Речь идет о людях, которые реализуются сразу в нескольких областях. Считается, что это новое явление, но это не так. Такие люди существовали во все времена: Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов, Мария Кюри.

Но именно сейчас, когда продолжительность жизни растет, технологии быстро меняют бизнес-ландшафт и нет ничего стабильного, появился массовый запрос на адаптивных, гибких, многозадачных людей, умеющих органично сочетать разные проекты и реализации.

В то же время, многозадачность сложна для многих людей. Есть очень системные, «однопрограммные» люди, которым важно четко следовать каким-то алгоритмам, и это абсолютно нормально. Ты просто говоришь себе, что следуешь этому алгоритму, а дальше у тебя пауза, и ты переключаешься на новую деятельность, и там включается другой алгоритм, тоже тебе знакомый. И тогда это не вызывает стресса.

А вот для мультипотенциалов многозадачность абсолютно естественна. Они с ней родились и живут, успешно работают. Я наблюдаю, как некоторые мои студенты могут одновременно делать проект, разговаривать с друзьями, отвечать на вопросы и пролистывать соцсети, и все это так органично! Они в этом убедительны и прекрасны. Если они чувствуют себя комфортно и показывают хорошие результаты, значит, это успешная для них стратегия. И я бы тут ничего не меняла!

Цели и удовлетворенность работой

При распределении задач всегда первична фокусировка на главной цели. На втором месте – более краткосрочные цели, «маячки», которые нам светят, и мы должны выстраивать вокруг этого свои задачи. Я включаю задачу, если она ведет меня к цели. Если же нет, то, возможно, ее не стоит включать, либо стоит по-другому на нее посмотреть. Мы можем повлиять на этот процесс посредством своего представления о том, что нам комфортно, а что – нет. Это ключевое мерило – внутреннее.

Чтобы не было выгорания, нужно быть честным по отношению к себе: главное – это удовлетворенность своей деятельностью. Вопрос тайм-менеджмента тесно связан с этим. Внутренние ориентиры позволяют правильно распределить задачи и работать в тайминге.

Переключаться между делами

Когда я не могу найти решение для текущей задачи, я понимаю, что должна переключиться. Мое хобби – аргентинское танго. Я иду танцевать, и, как ни странно (или я так себя «запрограммировала»), решение задачи приходит на фоне приятной усталости после танцев.

Так что смена деятельности – тоже классная стратегия. Пока вы отдыхаете от интенсивного многозадачного труда, мозг в фоновом режиме продолжает думать над задачей. И ваша работа успешно продолжается!