Память о болезненных эпизодах прошлого можно «переписать» — и избавиться от связанной с ними травмы. Но делать это нужно бережно и плавно, чтобы избежать ретравматизации, часто сопровождающей жесткую провокативную терапию. Как «отредактировать» печальные воспоминания и смелее смотреть в будущее, IQ Media рассказала автор курса по модификации травматического опыта, психотерапевт Юлия Орли.
Юлия Орли
Ассоциированный научный сотрудник Института психологии РАН, PhD психологии, кандидат физико-математических наук, коллаборант Co-Brain (Skoltech, Сколково), коуч, преподаватель программы повышения квалификации в НИУ ВШЭ, ректор Высшей школы междисциплинарных исследований и развития личности, психоаналитический психотерапевт.
Содержание:
Терапия модификации опыта — experience modification therapy (EMT) — многоцелевой метод лечения психологических травм. С его помощью можно избавиться от страхов, фобий, зависимостей, решить личные и рабочие проблемы. Он применяется и в коучинге. Его техники можно успешно использовать для самопомощи. Как он действует, объясняет автор методики.
— Юлия Леонидовна, в популярном сериале психолог помогает клиентам быстрым жестким способом – возвращает их к травме, что предполагает избавление от нее. Но тут велики риски ретравматизации. Метод EMT тоже основан на перепроживании травмы. Есть ли у него что-то общее с провокативной терапией, или он резко отстраивается от нее?
— Искусство — это всегда некоторая драматизация, и оно во многом оторвано от реальной жизни. Можно предположить, что, если бы киногерой-психолог так работал в реальной жизни, он был бы вне профессии. Дело в том, что у специалиста и клиента всегда есть четко очерченная зона взаимодействия, и первый никогда не будет вторгаться в личную жизнь второго. Иначе в этот момент психотерапия заканчивается, и может начаться что-то другое: дружба, любовные связи, социальная или медицинская помощь.
Если мы говорим о способе взаимодействия специалиста и клиента, то я в течение жизни в психотерапии изучала много модальностей и читала в вузе курс по классическим и современным модальностям психотерапии. Могу сказать, что, хотя их инструментарий и подходы несколько различаются, в целом мы все разными путями идем к решению одной и той же задачи. Это помощь клиенту в том, чтобы разобраться с опытом, который стал для него травматичным и который психика не смогла переработать и полноценно интегрировать.
Есть разные модели того, что такое травматический опыт, и разные модели того, как мы можем сделать состояние человека комфортнее и лучше. Почему в свое время я занялась разработкой EMT? Потому что мы можем работать с опытом по-разному: аналитически, в парадигме гештальта и пр., и это будет очень полезная работа. Но мы каждый раз не будем знать, переработали ли мы этот опыт до конца или оставили какую-то часть незалеченной, а значит, велик риск ретравматизации. В EMT же мы работаем путем прямой реконсолидации — модифицирующего изменения — травматического опыта.
— Приведем примеры травм и расскажем о действии метода.
— К нам часто приходят занятые в бизнесе, активно работающие люди. Сорокалетний клиент занимает высокий пост в большой корпорации и часто вынужден выступать публично. Его двигают дальше по карьерной лестнице, и новая должность предполагает почти ежедневные публичные выступления. И вдруг клиент начинает саботировать это движение. Выясняется, что это связано со страхом публичного выступления. В процессе терапии он вспоминает детский опыт. В четыре года он попал в классическую ситуацию: «Встань на стульчик, прочитай всем стишок», и она плохо для него закончилась. Мальчик упал со стула, расплакался, и все стали над ним смеяться. Сейчас клиенту 40 лет, а внутри он все еще тот самый мальчик, который боится, что он выйдет к публике, упадет, и все будут над ним насмехаться. Что предлагает терапия модификации опыта? Перепрожить или «перезаписать» опыт так, как если бы он происходил не просто по-другому, а в самом лучшем для клиента варианте. Мы делаем это не хаотично, а последовательными итерациями, выстроенными согласно логике когнитивных процессов и технике безопасности. И мы будем «перезаписывать» опыт до состояния, в котором он будет восприниматься клиентом на 10 баллов из 10 по его субъективной шкале, то есть на максимальный балл.
— Меняя опыт, мы изменяем и дальнейшее поведение в той же ситуации?
— Обратимся к метафоре заснеженного поля. Вы стоите на одной его стороне, а нужно перейти на другую. Никаких дорожек нет, и вы идете на лыжах. Что будет на этом пути, неизвестно: возможно, вы попадете в яму, вероятно, будут буераки, и вы сломаете лыжу. Путь может быть коротким, но не совсем благополучным. Этот путь — аналог нейронной связи, которая образуется в мозге человека, когда он попадает в какую-то ситуацию.
Большинство новых для нас ситуаций мы проживаем в детстве. В этот период закладывается львиная доля нейронных связей — тех «огоньков» электрической сети в мозге, которые приучены включаться одновременно, когда мы попадаем в какую-то типовую ситуацию. Это автоматическое поведение, мы не можем повлиять на это сознательно. Значит, в следующий раз, когда мы подойдем к началу этого поля, мы, даже зная, что дорога — неудобная и опасная, парадоксально вновь пойдем по проторенной лыжне.
По сути, это физика: нам энергетически выгоднее пользоваться уже имеющимся путем, чем прокладывать новый. Но, пойдя по этой дороге еще раз, мы сделаем ее только глубже, колея станет более устойчивой, то есть, нейронную «дорожку» мы укрепим еще сильнее.
Причем эти нейронные дорожки мы усиливаем не только тогда, когда повторяем негативный опыт, но и когда просто вспоминаем о нем. По существу, в жизни нас травмирует не столько разовый негативный опыт, сколько наша память о нем. Именно памятью мы часто драматизируем свой опыт и травмируемся еще больше.
— Итак, надо «переписать» опыт — проложить новую нейронную дорожку?
— Мы предлагаем, перепроживая опыт в максимальном варианте (10 баллов из 10), проложить не просто альтернативную, но самую оптимальную лыжню, с учетом интересов этого клиента. Когда мы перепроживаем опыт, у нас возникает не просто инсайт, а знания, умения, навыки, то есть иное психическое образование. Почему так происходит? Перепроживая опыт, мы оказываемся событийно внутри него и закладываем новые нейронные пути. В основе метода EMT лежит прямое структурирование нейронных связей за счет перепроживания опыта на новом уровне.
— Как это сработало у клиента с фобией публичных выступлений?
— Он перепрожил свой опыт на 10 баллов из 10. Дальше было очень интересно. Человек написал мне, что он уже в процессе выступления понял, что выступает, и при этом не краснел, не бледнел и не вытирал пот (как было ранее задолго до момента выхода на сцену). Для него раньше самыми страшными были именно первые минуты публичной речи. И он не ожидал, что сможет избавиться от проблемы так быстро. Правда, не всегда бывает такой быстрый эффект. Многое зависит от глубины залегания опыта, глубины его перерабатывания, от самого человека и пр.
— Какова техника перепроживания опыта?
— Мы на терапии моделируем ситуацию, которая стала проблемной для человека, и посредством определенных протоколов вопросов помогаем ему постепенно, по одному изменению за один раз, модифицировать свой опыт слой за слоем, пока, наконец, он скажет, что новый опыт для него — на 10 баллов из 10.
— С помощью вопросов клиент заново обкатывал ту ситуацию?
— Да, но только уже изменял ее. Внося улучшения в свой опыт, мы избегаем ретравматизации. Если бы мы его просто повторяли, это было бы травматично, но мы его модифицируем. Проработка одного опыта длится около 10 минут. И это все в присутствии терапевта. В защищенном окружении клиент может расслабиться и модифицировать опыт.
Обсудим сам процесс «редактирования» воспоминаний.
Вначале человек вспоминает ситуацию травмы: «Это было так-то и тогда-то». Мы фиксируем эту отправную точку и дальше аккуратно задаем вопросы: «Что в этом опыте должно происходить иначе, чтобы он стал более приемлемым для вас?» Он называет какое-то изменение. Дальше мы уходим глубже: «А что должно было произойти, чтобы это изменение стало возможным?». Человек отвечает: «Я бы хотел не упасть со стульчика и красиво рассказать стишок». Ему предлагается пофантазировать, как бы это было. Он говорит: «Я сижу на руках у мамы, она меня гладит, я чувствую ее поддержку. Я рассказываю стишок, мама улыбается и обнимает меня, все мне аплодируют». И это, конечно, совсем другой опыт. Новая, альтернативная нейронная цепочка прокладывается рядом с той, которая шла как коррелят к негативному опыту. И у нас появляется новый коррелят опыта публичного выступления.
Почему еще это важно? Потому, что автоматические, заложенные сценарии, которые имеют корреляты в виде нейронных цепочек, управляют нашим поведением тогда, когда мы его специально не контролируем. Приведу пример. У взрослого клиента проблема: он не может познакомиться с девушкой, которая ему нравится. Он не понимает, как наладить контакт. Дело в том, что в возрасте 13 лет его отвергли в болезненных для него выражениях. Сейчас ему 45 лет, а проблема остается. Так что нужно реконсолидировать — переписывать — опыт.
— Как проверялась эффективность метода?
— За последние 20 лет появилось много исследований нейропластичности (способности мозга изменяться под действием опыта) и нейрональных коррелятов того, что происходит в мозге, в частности, в ходе психотерапии. Западные исследования, проведенные на приборе фМРТ, дали интересный результат. Нейрофизиологи ожидали увидеть отклик в лимбической системе мозга, отвечающей за эмоции. Ведь, казалось бы, психотерапия — про эмоции. Но отклик увидели в дорсомедиальной префронтальной коре и задней части поясной извилины. А эти части мозга отвечают не просто за припоминание травматического опыта, но именно за его реконсолидацию — воспроизведение с изменением. Это для нас тоже было важно: изначально я подходила к этому методу как к черному ящику — я понимала, что он работает, но надо было раскрыть, как именно. Мы стали собирать данные по уже проведенным исследованиям и поняли, что сможем подкрепить эмпирические данные наукой. Я сама проводила исследование на базе Института психологии РАН, работала с клиентами на приборе, — мы смотрели в процессе разных интервенций психотерапии мозговые корреляты методом электроэнцефалограммы. Параллельно мы делали психометрию: люди оценивали свое состояние, отвечали на вопросы тестов. Мы смотрели разные интервенции: аналитические, работу с образом, с реконсолидацией опыта и др. Все это сейчас части нашего EMT. Что удивительно: в той части, где мы работали с реконсолидацией опыта, все точки (а точка — это испытуемый), у которых наблюдался разброс на предыдущих этапах (у кого-то состояние лучше, у кого-то хуже), вдруг собирались воедино. Это означает, что именно реконсолидация опыта оказывает наибольшее положительное влияние на большинство испытуемых.
Чем еще хорош EMT-метод? Параллельно с происходящими изменениями (появлением новых нейронных цепочек) человек в процессе терапии получает инсайты: как можно менять этот опыт так, чтобы в будущем в него не попадать, и что можно было сделать, чтобы он был не столь болезненным.
— То есть эту технику клиент сможет применять и в других ситуациях?
— Конечно. И он от нас в этом случае не зависит, то есть в рамках метода EMT мы можем научить людей техникам самопомощи. И, если человек соблюдает технику безопасности, он в разных жизненных ситуациях научается помогать сам себе. Это очень хорошее подспорье для того, чтобы между сессиями психотерапии стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Такая самопомощь, судя по нашим студентам, очень востребована. Первый наш выпуск был в 2013 году, и за 12 лет у нас сложилось профессиональное сообщество, а востребованность EMT-метода возросла. Кстати, мы стоим на плечах титанов, опираемся на достижения отечественной психологии.
— Где еще, кроме терапии травм, используется метод модификации опыта?
— Например, в коучинге — работе с новым и желаемым качеством жизни. В коучинг приходят, когда видят цель, но не знают, как к ней прийти, а иногда даже знают, но почему-то не идут, есть сопротивление. Тогда мы понимаем, что что-то внутри у человека случилось, что сформировало такую нейронную цепочку и заставляет его действовать, руководствуясь каким-то странным, может быть, уже не актуальным, не всегда правильным детским решением. Наша задача — помочь ему нащупать, где у него сложилась эта история, и понять, как ее можно переработать.
Еще один популярный запрос связан с отношениями. Тут за проблемами тоже часто стоят травматические сценарии. Скажем, клиентка никак не может выйти замуж. У клиента проблемы с женой и детьми. У кого-то — непонимание с подчиненными на работе. Такие очень живые настоящие проблемы. И мы с этим работаем по отдельной схеме, которая помогает найти мишени, связанные с отношениями.
Есть и запросы, связанные с личностными качествами. В рамках метода можно работать также со страхами, фобиями, зависимостями.
В EMT удалось соединить глубину работы с опытом, принятую в психоанализе, со схемами работы в когнитивно-поведенческой терапии. Наш метод хорошо сшивается со всеми модальностями психотерапии.
На нашу программу могут приходить люди с любым качественным высшим образованием. Желателен аналитический склад ума, готовность мыслить системно и структурно. Двухмесячная программа стартует 15 мая. Каждый человек очень бережно, с моим сопровождением, учится проводить модификацию своего опыта. Навык бережности к себе он потом переводит в работу с другим человеком. Важно, что мы избегаем травматичности и развиваем навыки заботы о других людях.
27 апреля состоится День открытых дверей направления дополнительного образования кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ. На онлайн-встрече кафедра подробно расскажет о своих программах повышения квалификации.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!