Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»
Источник: изображение сгенерировано при помощи сервиса «Шедеврум»

Энергетический коучинг как часть стиля жизни

Трансформации по расписанию

Перенастройка себя с помощью психологов и коучей и проработка любых проблем часто вписаны в распорядок дня современных жителей больших городов. Для кого-то это уже почти рутина. Но есть и более экзотические практики – например, энергетический коучинг. О нем и его участниках IQ Media рассказала социолог, исследователь психотерапевтической культуры Анастасия Лукина.

name

Анастасия Лукина

Младший научный сотрудник Центра социологии культуры НИУ ВШЭ, преподаватель Института образования Высшей школы экономики

Энергетическая (пере)зарядка

–​​​​​​​ Анастасия, вы как социолог изучали практики энергетического коучинга. Расскажите, пожалуйста, об этом явлении.

– Энергетический коучинг – это любопытный синтез идей из разных миров: секулярного, представленного психотерапией, и религиозно-духовного. В этом случае мы не говорим о привязке к традиционным религиям, а скорее, подразумеваем более широкую сферу духовности.
Традиционный коучинг строится на взаимодействии эксперта (коуча) и клиента для достижения целей последнего. На старте эксперт выделяет болевые точки клиента и вырабатывает стратегию, как прийти к тому, чтобы закрыть эти боли и добиться нужного результата. Духовный, в частности, энергетический коучинг – такая же история, но в качестве инструмента используются не только коучинговые, психотерапевтические техники, но и практики работы с энергией: различные медитации, регрессии, ретриты и т.д.

Это может быть формат образовательного курса, который длится до нескольких месяцев, а может быть онлайн-марафон, продолжающийся от недели до месяца.

Практики энергетического коучинга часто направлены на решение бытовых проблем, трудностей в семейных взаимоотношениях, в личной и профессиональной жизни, достижении благосостояния.

Эти проблемы предлагается решить с помощью работы с энергиями.

–​​​​​​​ Энергетический коучинг – это синтез западных и восточных практик?

– Здесь сложно развести западное и восточное, поскольку в целом то, что сейчас применяется на Западе в качестве духовных практик, пришло с Востока. Не совсем понятно, что конкретно мы импортируем: чисто восточные практики или практики в США и европейских странах, изначально ввезенные с Востока. Энергетический коучинг, как и вся сфера альтернативной духовности, – про сочетание Запада и Востока, но восточные идеи прошли ряд итераций, прежде чем были импортированы в наш контекст.

Самопомощь в соцсетях

–​​​​​​​ Как вы изучали феномен энергетического коучинга?

– С помощью данных социальных медиа: мы смотрим, как люди обсуждают саморазвитие, какие практики используют. Мы смотрим на эту историю со стороны предложения – экспертов, предлагающих свои услуги и продукты в этой сфере.

Изначально нас интересовало, что люди думают о саморазвитии и что они для этого делают, и мы заходили в эту тему с позиции проблем усиления человека, технологий, роботов, то есть технологического дискурса. Но, собрав данные, мы увидели, что, хотя в научной среде мы, как правило, обсуждаем эту тему с позиции высоких технологий, люди на деле думают об этом по-другому. Во многом они рассуждают о саморазвитии в терминах духовности, психотерапии – того, что называют self-help.

Наша изначальная выборка включала полмиллиона русскоязычных сообщений о саморазвитии в разных соцсетях с 2021 по 2022 год. Выяснилось, что около 4% этой дискуссии, то есть примерно 20 тысяч сообщений, посвящены теме энергии, практикам работы с ней. То есть эта тема пользуется спросом у аудитории.

Нас интересовал сам факт, что люди предлагают в качестве инструмента энергию. Один из принципов организации энергетической работы – принцип холизма. Он предполагает, что все в мире взаимосвязано, что есть индивидуальная энергия у человека и есть энергия Вселенной, и для решения проблем нужно наладить энергетический поток, чтобы энергия внутри вас циркулировала свободно, в вас проникала энергия Вселенной и т.д.

Бурлящие сообщества

 Как на деле выглядит энергетический коучинг?

– В соцсетях мы видим, например, предложения офлайн-практик – таких, как ретриты, когда люди выезжают куда-то, что-то вместе делают. Но более интересная история – то, что люди предлагают в онлайн-формате. Ведь, когда мы говорим о психотерапевтических практиках, предполагается, что человек находится сам с собой, что он автономный рефлексивный субъект.

Но в контексте духовных практик мы видим, что явление энергетического коучинга социально по природе. Причем это организовано не только посредством коммуникации с экспертом один на один (как на коучинговых сессиях). Социальность образуется через сообщества, через людей, которые одинаково вовлечены в эти практики. Так, есть чаты, привязанные к информационному полю эксперта, где участники обсуждают свой трансформационный опыт, например, какие инсайты к ним пришли. В этих чатах активно общаются, идет бурление, что во многом приводит к нужному результату.

Это любопытно. По идее, онлайн-формат не должен предполагать коллективного бурления (термин Эмиля Дюркгейма в применении к феномену ритуала, который предполагает взаимодействие людей друг с другом, телесное в том числе), а тут мы видим феномен, когда в онлайн-пространстве происходит ритуализованная активность, и коллективное бурление уже достигается другими способами – например, через совместное обсуждение происходящих личных трансформаций.

Уязвимые эксперты

–​​​​​​​ Кто предоставляет услуги энергетического коучинга?

– Хотя мы не обладаем данными по этому специфичному сегменту рынка труда, мы, основываясь на наших данных, можем рассуждать о профессиональной идентичности энергокоучей по их самопрезентации в личных аккаунтах. Скажем, часто такие эксперты перечисляют 10-15 своих статусов из разных селф-хелп сфер, которые характеризуют широкий спектр их компетенций: психолог, коуч, энерготерапевт, регрессолог и пр. Эта гибридность идентичности очень любопытна. Когда мы как ученые смотрим на эту сферу, для нас психотерапевтические и духовные практики существуют независимо друг от друга. Но, когда мы видим людей, занимающихся энергетическим коучингом, мы видим, что на деле эти сферы тесно связаны друг с другом. Причем часто у таких коучей профессиональная идентичность и образование принадлежат совсем другой сфере. Нередко это люди, которые были успешны в корпоративном бизнесе, но по каким-то причинам решили кардинально сменить деятельность и перешли в сферу коучинга. Многие из них находятся в сфере профессионального коучинга.

Наблюдается парадокс: эти эксперты – люди довольно уязвимые с точки зрения рынка труда и профессиональной позиции, но они предлагают свою экспертизу в сфере усиления позиции на рынке труда.

Превращение, преображение, перерождение

–​​​​​​​ Что клиенты говорят про результаты энергетического коучинга? Какие-то изменения у них в жизни произошли?

– Мы с коллегой сделали исследование (Кучерявая М., Лукина А. «Бабочка от гусеницы отличается принципиально»: метафоры трансформации себя в нарративах саморазвития; статья на рецензировании – прим.ред.), в котором на базе данных соцмедиа исследовали феномен самотрансформации – то, как люди видят происходящие с ними изменения. Интересно, что результаты перемен выходят за рамки быта: участники трансформационных практик используют насыщенный метафорический язык для описания изменений. Скажем, трансформация видится как перерождение, преображение, превращение, как будто бабочка выходит из кокона. Еще одна метафора – настройка себя. Человек говорит о себе как об аппарате или машине, которую надо как-то настроить, что-то пересобрать, и тогда произойдут изменения.

Мы видим, что это эмоционально заряженный процесс, позволяющий людям увидеть себя в новом качестве, прийти к новой версии себя, которая, вероятно, предполагает и решение проблем, с которыми они приходили изначально.

Общество психотерапевтической культуры

 Психологизация всех сфер жизни, бум психотерапевтической культуры приводят к идее о том, что человек сам виноват во всех своих проблемах, а объективные сложности (экономические, социальные и пр.) не в счет. В чем причины популярности психотерапевтической культуры?

– В научной литературе это связывается с большими макросоциальными изменениями. Стоит вспомнить «Общество риска» Ульриха Бека и «Текучую современность» Зигмунта Баумана. Эти концепции предполагают, что человек находится в условиях тотальной неопределенности, и ему нужно как-то контролировать свою жизнь, как-то жить с этой неопределенностью. В этой связи он прибегает к различным практикам (включая эзотерические), которые позволяют ему смотреть вперед, пытаться контролировать свое будущее.

В понимании современных социальных исследователей, мы находимся в обществе, в котором человек оторван от традиционных социальных институтов, они больше не могут управлять ходом его жизни.

Если раньше мы говорили о довольно предсказуемой жизненной траектории – постепенном прохождении различных шагов, наступлении демографических событий друг за другом, то сейчас мы замечаем, что жизнь стала максимально нелинейной, жизненные траектории усложнились. И в этом контексте человеку нужно как-то принимать решения. Ему приходится выбирать каждый последующий шаг, что, в свою очередь, тоже приводит к сложностям. Чтобы как-то устроить свою жизнь, человек привлекает ресурсы из разных доменов.

–​​​​​​​ Человек оказался наедине с «текучим» миром и ищет опору прежде всего в себе?

– Да. У одного из исследователей есть отличная цитата на эту тему: «Основной целью “посюстороннего” спиритуализма является развитие личности, которая в условиях нестабильности оказывается единственным по-настоящему ценным активом». Это связано и с изменением субъектности, пониманием человека как самого себе предоставленного (на что существенно повлияли капитализм и его нормативная легитимация в виде неолиберальной идеологии), когда предполагается, что человек сам должен быть ответственен за свои решения, свою жизнь, свой успех. Поэтому, конечно, все инструменты, в первую очередь, нацелены на работу человека над самим собой.

У Мишеля Фуко есть интересная дихотомия того, как люди осознают себя. Он использовал понятия «забота о себе» и «познание себя». Фуко показал, что если в античной культуре в приоритете была забота о себе (через нее мы познавали себя, то есть познание было на втором плане), то в современном мире – что обусловлено, в том числе, христианской традицией, институтом исповеди, – на первый план вышло познание себя. И, чтобы позаботиться о себе, я должен про себя что-то узнать. Это дает новый оттенок в понимании современной культуры self-help. Мы видим заботу о себе как получение новых знаний о себе.

Но если в христианстве роль эксперта, носителя знания играл священник, то в современной секулярной традиции эту роль играет психотерапевт. Задавая нам вопросы, он выводит нас на тайное знание о нас самих.

«Ешь, молись, люби» и постоянно меняйся

 Так или иначе, тотальная психологизация всех сфер приводит к отрицанию объективных факторов, влияющих на жизнь человека.

– Это классический аргумент критических исследований в этой сфере. Они говорят о том, что акцент на себе и своих усилиях маскирует различные структурные проблемы. Можно вспомнить критическую статью о книге Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» (и ее экранизации с Джулией Робертс в главной роли), героиня которой отправляется в духовное путешествие и в результате полностью меняет свою жизнь. Автор статьи отмечает, что книга сильно повлияла на развитие туризма на Бали, когда женщины едут туда на ретриты в поисках духовных открытий, а на деле акцент на необходимости менять себя передвигает дискуссию в другую сторону, и системные, структурные проблемы остаются вне поля зрения.

–​​​​​​​ Сериал «Девять совсем незнакомых людей» с Николь Кидман в главной роли – явная ирония над такими ретритами. Накопился опыт критического восприятия этих практик?

– Точно, и в популярных медиа это выводится на первый план. Но, я думаю, этого немного по сравнению с бумом духовных практик и взыванием к внутренним открытиям.

Энергетизированный образ жизни

 Отчасти такие духовные практики – часть современного городского стиля жизни?

– Из данных соцсетей и общения с людьми можно заключить, что это, в том числе, один из способов провести время, часть современного стиля жизни.

Эта история – не про уход от повседневной жизни, а скорее, про включение в нее различных энергетических практик.

Феномен self-help интересен тем, что он не задается только терапевтическим дискурсом, – на самом деле он гибриден. В жизни обычного человека нет противоречия в том, чтобы утром сходить к психотерапевту, а вечером пережить духовный опыт. Эти инструменты могут прекрасно сочетаться друг с другом.

Вполне возможно, что для самого человека духовные опыты носят статус чего-то сакрального. Другое дело, что это также форма определенного культурного потребления и способ проведения досуга.

В секуляризованном контексте ваши духовные практики вписаны в вашу повседневность.

Конструирование идентичности и решение проблем

 Есть люди, которым крайне важно публично упомянуть про свой ретрит.

– Это в том числе способ конструировать свою идентичность через соотнесение себя с сообществом, через демонстрацию того, что я принадлежу к этой социальной группе. В российском контексте это сообщество специфично в плане социально-экономического статуса (СЭС – уровня образования, доходов и пр.). Это, скорее, история людей с более высоким СЭС – среднего и высшего класса, судя по данным качественного анализа.

Если же мы говорим про историю в соцсетях, то там речь идет о массовых продуктах и массовой аудитории – людях с более низким СЭС. И это история не про отделение себя от большинства, а про решение повседневных проблем.

Обытовление трансформаций

 Вернемся к трансформациям: не стали ли они рутинным процессом?

– Понимание трансформации изменилось. Если раньше под ней подразумевался пограничный религиозный опыт или травмирующие события (болезнь, смерть), то сейчас трансформация обсуждается иначе и может происходить в повседневной жизни. Посредством каких-то практик, в том числе предлагаемых экспертами личностного роста, вы можете достичь личностной трансформации.

Трансформация секуляризовалась и стала частью повседневности.

И это во многом характеристика современной субъектности. Человек мыслит себя как постоянно меняющегося.

Более того, идея постоянного изменения и самосовершенствования стала культурным императивом. В этом же ряду – идея про обучение в течение всей жизни (lifelong learning). То есть, если ты не развиваешься, не трансформируешься, ты стоишь на месте и в итоге оказываешься позади всех.

–​​​​​​​ Не появляется ли зависимость от постоянного развития? Наверняка психологи уже нашли тут интересную нишу.

– Верно. Уже есть течения в терапевтическом дискурсе, направленные на антисамосовершенствование. Кстати, не только в психотерапии, но и в коучинге.

В нашем массиве, посвященном саморазвитию, мы видели людей, которые отрицают необходимость постоянного бега за лучшей версией себя. Так что такое критическое движение существует. Но на текущий момент мейнстрим задается бегом за успехом и изменениями.