Каждый человек в трудные моменты и в повседневности задается вопросом о смыслах. Жить осмысленно — важнейшая потребность человека, и в то же время — непростая задача и вызов. Этой теме посвящено целое направление — логотерапия и экзистенциальный анализ, которое разработал психолог и философ Виктор Франкл. Вместе с доцентом Департамента психологии НИУ ВШЭ, экзистенциальным психотерапевтом Еленой Уколовой в рамках спецпроекта «Логос как лего жизни» разбираем, как прийти к осмысленности в жизни и в работе.
Елена Уколова
Доцент Департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, экзистенциально-аналитический психотерапевт, ведущая образовательных программ подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов экзистенциально-аналитического направления, преподаватель специализации «Экзистенциальный анализ и логотерапия».
В 2025 году исполнилось 120 лет со дня рождения философа, психолога, психотерапевта и писателя Виктора Франкла. Всемирную известность он приобрел, в том числе, благодаря книге «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере». В ней Виктор Франкл описывает свой опыт пребывания в концентрационном лагере во времена Второй мировой войны. Ему удалось не только выжить, несмотря на колоссальные лишения, потерю близких и физические страдания, но и создать направление в рамках экзистенциальной психологии и психотерапии — логотерапию — учение, направляющее человека в поиске смысла и преодолении жизненных кризисов.
Может показаться неожиданным, но одно из главных утверждений Франкла заключается в том, что смысл не может быть выдуман или сконструирован человеком — он находится вовне, в мире. И предпосылкой для его нахождения является не безоглядная самореализация или слепое следование собственным желаниям и потребностям, а состояние открытости по отношению к запросам и предложениям мира. Виктор Франкл сделал открытие, которое сам называл «Коперниканским поворотом». Оно заключается в том, что не человек вопрошает жизнь, в чем ее смысл, а жизнь сама задает вопросы, на которые человек отвечает осмысленными действиями. Жизнь становится вопросом и задачей, мы каждый день находим и даем ответ своими решениями и поступками. Так человек может проживать экзистенциальный смысл —- самую важную и значимую ценность конкретной жизненной ситуации.
В основе концепции Виктора Франкла лежит антропологическая модель, представляющая человека как единство телесного, психического и духовного бытия. Телесное репрезентует физическую жизнь человека, психическое — влечения, настроения, черты характера и т.д., а духовное измерение составляет мир ценностей и смыслов, свободы и ответственности.
Стремление к смыслу, согласно Франклу, относится к духовной сущности человека. При этом Франкл неоднократно обращал внимание на то, что описываемое им духовное измерение — антропологическое, а не теологическое. Вместо термина «духовное» он часто использовал термин «ноэтическое»*. Круг рассматриваемых Франклом духовных феноменов — таких, как свобода, ответственность, смысл, способность принимать решения, занимать позицию, чувствовать ценности — относится к области психологии, а не религии.**
Поиск смысла, согласно Франклу, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с тремя «столбовыми дорогами к смыслу». Их образуют ценности созидания (творчества), переживания и отношения.
Ценности созидания (творчества) — человек создает что-то ценное, воплощая ценности в мир, и поэтому переживает себя наполненным смыслом (например, творчество в выполнении своей каждодневной рутины, в профессии, в возможности создать что-то ценное и полезное).
Ценности переживания — переживая что-то хорошее, настоящее, то, что нравится, человек вбирает в себя ценное и находит таким образом смысл (например, наслаждение простыми радостями жизни — музыкой, природой, красотой в обыденном, переживанием благодарности значимому опыту, отношениям с близкими людьми).
Ценности отношения (ценности жизненных позиций и установок) — когда человек сталкивается с ситуацией, которую не в силах изменить, у него остается возможность изменить к ней отношение и самого себя. Когда невозможно избежать страданий и трудностей, нет внешней свободы, всегда остается свобода внутренняя, —- человек свободен в выборе того, как проживать и нести эти вызовы жизни. Например, в ситуации неизлечимой болезни остается еще одна последняя ценность: сохранить фундаментальную установку «ДА» по отношению к бытию-здесь —- сохранить свою надежду и оптимизм в самые трудные моменты. Здесь включается (часто бессознательная) вера, что все имеет какой-то смысл —- превратить это испытание в личное достижение, сохранить верность собственным ценностям, даже если это приведет к трудностям.
Субъективная сторона поиска смысла состоит в реализации духовных способностей к самодистанцированию и к самотрансценденции.
Способность к самодистанцированию — помогает смотреть с дистанции на самого себя и ситуацию, осознанно выбирать свое отношение, возможность преобразовать переживание в осмысленный опыт — обрести «свободу от» связанности (зависимости) от психофизического (например, увидеть себя в тревоге и использовать эту ситуацию, чтобы справиться с ней, стать лучше для себя и для других, прийти к ценностям и смыслам).
Способность к самотрансценденции — помогает преодолеть ориентацию и замкнутость на самом себе, использовать «свободу для», чтобы выйти за собственные пределы и воплотить смысл в действиях, посвятив себя миру с его предложениями и задачами (посвятить свое время и силы выполнению задачи, воплощению идеи, проекту или человеку — близкому или коллеге, ребенку или взрослому, которому нужны участие или помощь. Способность к самотрансценденции дает возможность человеку видеть в ситуации хотя бы одну скромную возможность, которая зависит от него, на которую он может повлиять.
Субъективный и объективный аспекты поиска смысла согласовывает между собой совесть. Совесть по Франклу —- интуитивное чутье в отношении иерархии ценностей. Что может выбрать и сделать человек в конкретной жизненной ситуации, что он считает правильным, а не только практичным, удобным, приятным? Благодаря совести человек видит наивысшую ценность, и, соответственно, наилучшую возможность, которую предоставляет ситуация. На внутреннем уровне совесть соотносится с индивидуальными способностями и возможностями человека, а на внешнем —- с ценностными возможностями конкретной жизненной ситуации.
Продолжение следует
Текст подготовила Марина Селина
* Ноэзис (ноэсис) (от греч. νόησις — мышление, постижение; прил. ноэтический) – измерение относится к глубочайшей внутренней сущности человека, к собственно человеческому, что отличает его от животных
** Подробнее в статье Уколовой Е.М и Шумского В.Б. «Виктор Франкл: творческое наследие на фоне культуры» в журнале «Экзистенциальный анализ»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!