На две важнейшие человеческие способности – интеллект и креативность – воздействует такой фактор, как культурный контекст. Как именно это происходит, в новой колонке проекта «Одиссея креативности» рассказывает художник и исследователь творческого мышления Анатолий Хархурин.
Анатолий Хархурин, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций, руководитель проекта «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
В двух предыдущих колонках мы искали различия между интеллектом и креативностью – и нашли их. Интеллект опирается на логику и анализ, а креативность – на ассоциации и вдохновение. Удивительно, но эти различия проявились и в том, как культурный контекст сказывается на обеих этих способностях. Мы уже обсуждали, что в разных культурах отношение к креативности может различаться. Но совсем недавно мы обнаружили весьма любопытную закономерность.
Мы предложили студентам российского и эмиратского вузов пройти тесты дивергентного мышления и подвижного, или текучего интеллекта (врожденного умения ориентироваться в новом материале). Оказалось, что у арабских студентов более высокие показатели интеллекта, чем креативности, а российские студенты, наоборот, получили более высокие баллы на тесте креативности.
В том, что у россиян более впечатляющие результаты на тесте креативности, а у жителей ОАЭ – менее, нет ничего удивительного. Существует множество исследований, демонстрирующих, что коллективистское сознание, преобладающее во многих странах Востока, может ограничивать креативность.
Тут, конечно, важно отметить, что простое деление стран на западные и восточные может быть слишком упрощенным. Например, хотя Россия традиционно имеет более низкие баллы показателей индивидуализма по сравнению, скажем, с США, она движется в сторону менее коллективистского общества. С другой стороны, ОАЭ, несмотря на быструю вестернизацию, все еще имеет превалирующие коллективистские и исламские ценности.
Известно, что представители стран Запада лучше справляются с заданиями на креативность. Но также известно, что и большинство таких тестов основаны на западных представлениях о творчестве. Эти задания могут не совсем точно отражать взгляды на креативность, которые ценятся в восточных культурах.
Мы уже говорили о том, что новизна и полезность присущи западному представлению о креативности, в то время как эстетика и аутентичность больше соответствуют восточному мировоззрению. Поэтому вполне вероятно, что тесты на креативность определяют то, насколько восточные люди понимают западный образ мышления, а не их реальный творческий потенциал.
В любом случае, низкие показатели креативности и высокие показатели интеллекта в эмиратской выборке могут быть обусловлены спецификой арабской социокультурной среды. Например, арабы склонны избегать вопросов «что, если», – они скорее пойдут по пути, ведущему к конкретному ответу. Преподавая в Эмиратах, я заметил, что в арабской системе образования больше внимания уделяется уже существующим знаниям и поиску единственно верного решения. Идея, что всегда есть такое решение, которое необходимо найти, заставляет людей запоминать ответы, предоставленные другими, а не искать свои собственные.
Вместе с тем, такой подход мешает людям исследовать проблему с разных сторон и генерировать новые решения. Поэтому можно предположить, что из-за ограничений, присущих этой системе образования, арабы получили более низкие баллы на тестах дивергентного мышления, в которых нужно найти решения проблемы, не имеющей верного решения. И из-за этих же ограничений представители арабской культурной среды уделяют больше внимания интеллектуальной деятельности, основанной на существующих знаниях и «правильных» ответах.
Кроме того, арабы проявляют более низкую толерантность к неопределенности. Психологи рассматривают этот показатель как черту личности, позволяющую комфортно и уверенно чувствовать себя в ситуациях, где отсутствуют ясность, предсказуемость или четкие ответы. Люди с высокой толерантностью к неопределенности не испытывают значительного стресса при столкновении с амбивалентностью и изменениями. Они способны принимать решения и действовать в условиях недостатка информации, проявляя гибкость и адаптивность. Эта черта особенно важна в современной ситуации быстрого изменения технологий, где постоянные перемены и непредсказуемость стали нормой.
Люди с низкой толерантностью к неопределенности чувствуют тревогу в непонятных ситуациях и стараются их избежать. Считается, что авторитарные идеологии пытаются избежать неопределенности путем установления формальных (почти ритуальных) правил, которые предписывают паттерны поведения почти во всех жизненных ситуациях. Более того, известно, что авторитарные системы демонстрируют невысокую терпимость к инакомыслию, то есть люди с отличными взглядами и поведением воспринимаются, скорее, как необычные или странные, чем как интересные. Также считается, что ислам может создавать предпосылки к авторитарной системе. Он охватывает все аспекты жизни, включая политику, закон, образование и личные отношения, что приводит к строгому контролю над индивидуальными свободами. В таких системах власть сосредоточена в руках религиозных лидеров, а инакомыслие может подавляться.
Поэтому в исламских странах предписанные модели поведения приводят к тому, что вместо того, чтобы искать оригинальные решения проблем, люди склонны представлять наиболее традиционные решения и тем самым показывать меньше оригинальности в креативном мышлении.
Итак, интеллект и креативность проявляются по-разному у людей в разных социально-культурных контекстах. Соответственно, мы можем заключить, что они представляют собой различные, но взаимодополняющие аспекты человеческих способностей. Более того, и сам интеллект имеет качества, которые сказываются по-разному в учебной и практической среде.
Это важное заключение для тех систем образования, которые делают акцент на академическом интеллекте, порой забывая про практические навыки и творческий потенциал. Но об этом речь пойдет в колонках, посвященных образованию.
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!