Top.Mail.Ru
Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: сгенерировал Анатолий Хархурин с помощью системы DALL-E
Источник: сгенерировал Анатолий Хархурин с помощью системы DALL-E

Как креативность меняется в разных культурах

Творчество на перекрестке традиций

Понимание креативности варьируется в зависимости от культурного контекста. То, что считается инновационным в одной культуре, будет традиционным в другой. Анализ религиозных и философских подходов к творчеству, сделанный Анатолием Хархуриным для его будущей книги о креативности, показывает, что каждая традиция формирует уникальное отношение к творческому процессу – от подражания божественному акту творения до самореализации. В этой колонке спецпроекта Одиссея креативности исследователь сравнивает западный и восточный взгляды на креативность.

Два мира, два видения творчества

Мы часто разводим Запад и Восток как две противоположные глобальные культуры. Вспоминается Редьярд Киплинг: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут <...>». Считается, что Запад отличается от Востока по линии индивидуализм – коллективизм и независимость – взаимозависимость. Различие основано на степени подчинения личных интересов человека целям коллектива. Оно проявляется и в неодинаковых представлениях о творчестве.

ВРЕЗКА: Западная индивидуалистская идеология прославляет в креативности нестандартное мышление. А в восточных, более коллективистских культурах принято следовать традициям. Западный взгляд на творчество сфокусирован на индивидуальных особенностях, которые способствуют уникальному, креативному поведению. На Востоке же социальные и моральные ценности творческой деятельности увязываются с общественным благом. К. ВР. 

Например, согласно «Книге перемен», инь и ян – женское и мужское взаимодополняющие начала – являются первоосновой всего сущего, и их бесконечные взаимодействия представляют собой дао, которое создает мир. В конфуцианстве дао – благо, а значит, и человек, рожденный во вселенной, созданной дао, по своей сути добродетелен. Отсюда следует, что творческая деятельность направлена на благо, и именно на нем, а не на новизне, нужно делать упор. В конфуцианской классике творческий акт создания чего-то нового не считался ценным, если в нем отсутствовала добродетель. Она включала в себя коллективное бытие и вклад в развитие общества. Конфуцианство предписывало творческим личностям не только удовлетворять свои потребности, но и посвящать себя другим людям.

Исторический и философский акцент на коллективизме побуждает китайцев следовать за толпой, а не бросать ей вызов. По большому счету, элемент вызова почти отсутствует в восточном понимании творчества. Например, в Иране противостояние общественным нормам считается менее ценным, чем вклад в развитие общества. В своих исследованиях я обнаружил, что там идеи, противоречащие общепринятым, рассматриваются, по меньшей мере, как странность, а не как проявление креативности. Отсюда важный вывод: определяющая черта западной концепции творчества – новизна – не обязательно принимается восточной.

Оригинальность мышления во многом соответствует западным идеалам, но менее распространена в восточном мировоззрении.

Творчество изначально присуще человеку (это лейтмотив спецпроекта) и поэтому заслуживает признания во всех культурах. Но само проявление творческого потенциала может отличаться в разных культурных группах.

Перпендикулярные традиции

Рассмотрим горизонтальную и вертикальную традиции в искусстве. Согласно первой, характерной для западных культур, символы, методы и цели искусства подвержены модификации и трансформации. Вторая традиция, более свойственная восточным культурам, напротив, ограничивает содержание и методы художественного выражения и акцентирует эстетические ценности.

Так, традиционная западная поэтика поощряет новаторство в стихосложении и словоупотреблении. А традиционная восточная поэтика предписывает строгие правила в отношении формы и даже темы. 

Западная традиция предложила целый ряд ритмических структур стиха, начиная с классического греческого (например, дактиль) и французского (скажем, Александрийский стих) метра до верлибра и даже визуальной поэзии. Последняя отказывается от любых канонов и интегрирует невербальные элементы в поэтический текст.

Визуальное стихотворение А.В.Хархурина // Журнал смешанной техники «Черновик», № 19 (2004).

Традиционное японское хайку, напротив, сохранило свою форму и темы на протяжении всей истории. 

Тихо падают

Желтые розы с горы –

Шумит стремнина.

(перевод А.В.Хархурина и ChatGPT)
 

В обоих случаях перед нами творчество. Но первое поощряет новизну и оригинальность, а второе – соответствие стандарту.

Разрыв с традициями vs плавное изменение

Современное западное искусство ориентировано исключительно на новизну и радикальный отказ от существующей парадигмы. Мы поговорим об этом в следующей колонке. Пока же для примера возьмем работу «Жирный угол» немецкого концептуального художника Йозефа Бойса. Он провозгласил, что предмет, помещенный в контекст искусства, становится произведением искусства. Бойс поместил пять килограммов масла в углу своей студии в Дюссельдорфской художественной академии – отсюда название инсталляции. Кстати, уже после смерти художника уборщик решил навести порядок и убрал масло. Это стоило земле Северный Рейн-Вестфалия, где находится академия, 40 тысяч немецких марок в качестве компенсации ущерба.

Западный отказ от существующих идей контрастирует с конфуцианской эстетикой творчества, вдыхающей новую жизнь в «старые» идеи, чтобы отразить личные ценности человека. В традиционной арабской каллиграфии или китайской Гохуа «старые» идеи должны быть плавно изменены в соответствии с новыми обстоятельствами. Аутентичное восприятие художника становится творческим инструментом, передающим «дух» изображаемого объекта. Вместо того, чтобы пытаться создать уникальное явление, порывая с традициями, человек культивирует свой аутентичный подход, который может быть применен как к старому, так и к новому.

Таким образом, западная творческая традиция делает больший акцент на новизне и оригинальности мышления. Зато в восточной традиции в проявлении креативности немалую роль играют эстетика, добродетель и аутентичность. 

Очевидно, что культурные различия в восприятии креативности накладывают отпечаток на цели творческих людей. Более того, они могут отразиться и на оценке результатов творческой деятельности. Скажем, в искусстве мы руководствуемся западной горизонтальной традицией и делаем акцент на новизне и утилитарности, а не на эстетике или аутентичных аспектах творческой деятельности. А значит, мы предвзято относимся к не-западному креативному поведению.

Когда мы рассуждаем о креативности, необходимо понимать, что существуют разные культурные традиции, которые определяют цели и ценности творчества. Более того, это понимание дает нам возможность расширить наше восприятие креативности. 

Но об этом мы поговорим уже в следующей колонке.