Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Что такое эмоциональная культура

Что такое эмоциональная культура? Влияет ли общество на то, как мы выражаем свои чувства? Зачем социологам изучать эмоции?

На эти и другие вопросы отвечает Ольга Симонова, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

***

Проект LessON – это меньше, чем лекция (поэтому less), но с большей включенностью в суть (поэтому ON). Эксперты в разных областях (образование, маркетинг, психология, наука etc.) дают практические советы и полезные рекомендации в краткой форме. Если у вас есть вопросы к эксперту, оставляйте их в комментариях.

Расшифровка видео

Здравствуйте. Меня зовут Ольга Симонова, я социолог, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии факультета социальных наук ВШЭ. Я занимаюсь социологией эмоций, и хотела бы сегодня вам рассказать о таком интересном феномене и одновременно понятии, как эмоциональная культура.

В последнее время к эмоциональности в обществе наблюдается повышенное внимание. Это чувствуют не только ученые и преподаватели, буквально все понимают, что  чувства очень важны. Я хотела бы сказать, что это результат двух очень важных предпосылок. Первая – это формирование новой эмоциональней культуры в современных обществах. А вторая предпосылка – это развитие научного знания, в том числе и об эмоциях. Если раньше эмоции были прерогативой психологии, философии, то сейчас эмоциями заинтересовались во всем корпусе социального знания: и экономисты, и социологи, и антропологи, и историки.

Эксперимент

Для того чтобы определить эмоциональную культуру, я предлагаю моим зрителям провести небольшой мысленный эксперимент. Закрыть глаза и ощутить ваши чувства, эмоции, как бы вы их ни называли. Попробуйте это сделать. Суть этого эксперимента в том, что наверное, вы ощутили какой-то поток, который, на первый взгляд, выглядит совершенно неопределенным, не дифференцируемым. А может, вы почувствовали, что вам хочется спать или есть, или у вас что-то болит, или вас что-то тревожит. Но как только вы начнете думать о ваших ощущениях, в зависимости от какой-то социальной ситуации или события, которое ранее было с другими людьми, ваши чувства сразу станут более определенными. Вот здесь и начинается осознание эмоциональной культуры.

Если говорить в общем, то это все верования, в целом все общие представления об эмоциях, о том, что с ними надо делать, какие переживать и как переживать. Вот  этот момент, когда вы понимаете, что ваши эмоции не спонтанны совсем до конца, а то, что вы их иногда придерживаете, пытаетесь изобразить где бы то ни было, вот это и есть осознание и представление об эмоциональной культуре. То есть это некая система ожиданий, если говорить социологическим языком, о том, что от вас ждет другой или другие в плане чувств. Например, ваш собеседник может сказать, что вы возмутитесь или вы удивитесь. Конечно, некие представления об эмоциональной культуре существовали задолго до XX и XXI века, но сейчас, в такой век скоростей, в век постоянных изменений, ускоренного темпа, в век неопределенности, высоких рисков, люди в основном начинают полагаться на свои чувства, потому что мысль не поспевает.

Эмоции и чувства всегда дают некую оценку, пусть она такая целостная, неразделимая, эмоциональная такая оценка хотя бы о чем-то нам сигнализирует. И попытка общества в целом обратиться к чувствам, это попытка обрести некую определенность, понять, что ты переживаешь. Вот это и есть такие отголоски эмоциональней культуры.

Что нужно для понимания эмоциональной культуры

В целом, чтобы понять чувства  до конца, нужны еще некоторые другие понятия. Например, эмоциональней нормы. Это представление о том, что нормально выражать, переживать, а что нормально скрывать в разных типах ситуаций. Есть еще такие понятия, например, как эмоциональный режим, то есть, это тоже некий нормативный порядок работы с чувствами. Он может быть, например, репрессивным, человек должен быть холодным, сдержанным, либо наоборот, он может быть более расслабленным и позволять спонтанные проявления чувств. Есть другие понятия, которые описывают эмоциональную культуру. Например, эмоциональный стиль. Эмоциональный стиль говорит о том, в каком месте вы находитесь, какой стиль переживания этих эмоций свойственен этой сфере.

И я приведу еще одно понятие – Барбары Розенвейн, «эмоциональные сообщества». Это такой свод представлений о чувствах, которые свойственны в среднем какой-то группе. Таких сообществ в рамках одной культуры может быть много. И мы все участники разных эмоциональных сообществ. Например, мы участники какой-то группы приятелей, там мы можем себя более свободно эмоционально чувствовать и выражаться. Но мы так же участники других, например, профессиональных сообществ. Например, представьте себе специалиста социолога, который должен давать анализ, и он действительно дает его слишком эмоционально, мы сразу поймем, может быть. Что-то не так, ведь профессионал у нас ассоциируется со сдержанностью, аналитичностью.

Почему важно понимать чувства свои и чужие

Зачем изучать эмоциональную культуру? Зачем социологам это понятие и чем это понятие может быть полезно обычным людям? Социологам это очень важно, поскольку через чувства мы больше узнаем о жизни групп, людей, организаций и общества в целом. Мы узнаем, как устроено, например, социальное неравенство, потому что ваша позиция статусная, она предопределяет выражение и переживание чувств и восприятие чувств других. Например, если человек более высокого статуса выражает сочувствие, и мы можем назвать это сочувствием, и он сам говорит – да, я сочувствую, но другой, кому выражается это сочувствие, может не воспринимать это как сочувствие, а может воспринимать как жалость и почувствовать что-то вроде унижения. Поэтому это один из путей познания социальной реальности.

Обычным людям, конечно, тоже важно узнавать эмоциональные культуры других обществ. Потому что эмоциональная культура не одна, она соответствует разным историческим контекстам и разным обществам, и здесь мы наблюдаем высокое разнообразие. Поэтому люди, которые путешествуют реально или виртуально, могут узнавать о других культурах тоже через чувства. А когда мы узнаем  о чувствах других, мы чувствуем и других людей живыми, имеющими право на какие-то собственные представления, и мы лучше осознаем самих себя и свои собственные культурные смыслы.

Концепт эмоциональной культуры родился где-то в середине XX века, когда известный американский антрополог Рут Бенедикт написала книгу «Хризантема и меч» о японской культуре. Она вообще работала по государственному заказу и хотела передать суть культуры Японии, в которой шла война. Но одновременно у нее получилось охарактеризовать различия между американской и японской культурой через чувства. И она описала культуру Японии как культуру стыда, а американскую культуру как культуру вины.

Конечно, книга подверглась критике, потому что нельзя описывать целую культуру через призму только одной эмоции, потому что, конечно, в социальной жизни важны разные эмоции. Но суть культуры через этот смысл, через чувства, Бенедикт выразила довольно точно. Под ее описание попали и воспитательные практики, и взрослая жизнь японцев, и вообще, общее устройство этой коллективистской культуры. Это была очень известная работа.

Но в истории идей, в том числе,социальных идей, социологических идей, мы обнаруживаем и другие работы. например, работа Норберта Элиаса о цивилизационном процессе, когда он описывает изменения в эмоциональной культуре, в ее стиле, в частности, тоже через призму стыда. Если вы хотите больше приобщиться к этому знанию, наверное, это самые яркие работы. 

Сейчас на арену вышли в основном историки, которые описывают, например, западноевропейские эмоциональные культуры в разных обществах в разные периоды и они описывают их типически через разные эмоции.

Можно почитать также крупнейшего историка и специалиста по эмоциям Моник Шеер, которая написала книгу об энтузиазме. Энтузиазм – то тоже важнейшее чувство, социальное, которое в обществе существует для того, чтобы побуждать его членов трудиться и взаимодействовать с другими. Но это только верхушка айсберга, а на самом деле эмоциональную культуру можно обнаружить в различных конфигурациях.