Ведение бизнеса в любом государстве тесно связано с его культурным ландшафтом и историческим наследием. Особенно это характерно для России, где богатое историческое наследие и уникальная культура создают особую бизнес-среду. В колонке для IQ Media директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Галина Широкова рассказывает о специфике российской национальной модели управления.
Содержание:
Галина Широкова, директор Центра стратегического предпринимательства Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, приглашенный преподаватель Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук, профессор.
Чтобы управленческие модели были результативными, они должны учитывать специфику страны, ее культурные и исторические аспекты. Например, стандартные западные модели с формальными правилами и процедурами могут быть недостаточно эффективными в условиях, когда решения часто принимаются на основе личных отношений и взаимного доверия.
Компании при этом действуют в определенной экономической обстановке, которая значительно влияет на выбор управленческих стратегий и их эффективность. Экономика России имеет ряд особенностей: зависимость от экспорта природных ресурсов, нестабильность валютного курса и влияние государственных структур на бизнес. В связи с этим предприятиям необходимо проявлять высокую степень гибкости, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся экономическим условиям.
Это не значит, что в других странах, в том числе относящихся к экономически развитым, дела обстоят по-другому. Сложившиеся национальные модели управления порождены определенными факторами контекста. И процесс их формирования продолжается до сих пор — под влиянием изменений среды, в которой существует бизнес. Например, на индийскую модель управления («Джугад») оказала значительное влияние кастовая дискриминация, но сейчас многие владельцы бизнесов сознательно пытаются исправить ситуацию. Другой пример: африканские модели управления формировались под значительным колониальным влиянием европейских государств. Однако в наши дни идут активные процессы (ре)апроприации африканской аутентичности, которая находит отражение в африканских подходах к управлению. И вместе с тем процессы глобализации приводят к активному внедрению методов управления с других континентов.
Российская модель управления во многом — наследница советской модели, хотя в начале двадцать первого века шло активное внедрение зарубежных, в первую очередь, американских методов управления. Это привело к тому, что значительная часть эффективных практик управления была почти утеряна после перехода к рыночной экономике. В качестве примеров можно назвать «кружки качества», впервые появившиеся в Японии и активно внедрявшиеся в СССР в конце восьмидесятых годов двадцатого века, или «бережливое производство», в разработке принципов которого СССР являлся одним из лидеров.
В целом для каждой национальной модели управления можно сформулировать основную цель, для достижения которой эта модель изначально была сформирована.
Например, целью «кайдзен» в японской модели управления является непрерывное и последовательное совершенствование каждого аспекта бизнеса, а модель «научного управления», разработанная в США Фредериком Тейлором, служит для принятия эффективных управленческих решений на основе научного подхода.
Российская модель управления так же, как и модели управления стран Восточной Европы, изначально служила цели перехода к рыночной экономике и адаптации к новым условиям. Однако в нынешней ситуации перед российскими компаниями встает множество новых вызовов: влияние санкций, волатильность цен на нефть, экономическая нестабильность и высокий уровень динамизма бизнес-среды. Изменения в контексте ведут к изменению подходов к управлению бизнесом.
Но как можно объяснить влияние контекста на формирование национальных особенностей управления? Помочь может, например, концепция импринтинга, изначально возникшая в исследованиях поведения животных. В организационных исследованиях под импринтингом понимается «процесс, при котором в течение короткого периода восприимчивости фокальная сущность развивает характеристики, которые отражают основные черты окружающей среды, и эти характеристики продолжают сохраняться, несмотря на значительные изменения окружающей среды в последующие периоды».
Таким образом, используя концепцию импринтинга, мы можем утверждать, что характеристики организаций отражают условия политической, экономической, культурной среды, в которых она была создана, а также институциональную и отраслевую специфику. Поэтому нельзя говорить о, например, российской модели управления в отрыве от среды, в которой формируется и существует российский бизнес.
В самом деле, экономические и институциональные изменения в России, включая экономический уклад Советского Союза, его распад, смену экономической системы и последующие кризисы, оказали значительное влияние на образ мышления и поведение как людей, так и предприятий. И сейчас эти изменения продолжают оказывать устойчивое воздействие, в том числе на принципы управления организацией. Поэтому для более полного и глубокого понимания модели российского управления необходимо изучить не только особенности поведения руководителей фирмы, но и условия, в которых эта компания формировалась.
Кроме того, влияние контекста на модели управления можно объяснить с точки зрения:
Изучение российской национальной модели управления на данном этапе оставляет желать лучшего. Исследования в этой области весьма немногочисленны и не отличаются высоким качеством. Среди наиболее известных моделей можно выделить:
Существуют и зарубежные исследования, но они в основном касаются изучения становления российской экономики в девяностых годах прошлого века и начале двадцать первого века.
В рамках Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, мы разработали программу научного исследования, направленную как на сбор и обобщение лучшей практики управления в российских компаниях, так и на тестирование и адаптацию эффективных зарубежных моделей управления. К реализации проекта уже подключились коллеги из разных регионов России, так как региональные особенности также могут влиять на эффективность разных моделей управления. Мы считаем, что результаты этого проекта лягут в основу формирования национальных моделей управления и дадут возможность российским компаниям не только эффективно конкурировать на внутреннем рынке, но и занять прочные позиции на международной арене.
В подготовке этого текста принимала участие научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Захарова.
* В социальных науках термин «укорененность» (embeddedness) обозначает зависимость явления от его окружения, которое может быть определено альтернативно в институциональных, социальных, когнитивных и культурных терминах. Аналитика, использующая концепцию укорененности, сосредотачивается на различных условиях, в которых происходят различные формы социального действия, и от которых они зависят.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!