Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1
Источник: изображение сгенерировано при помощи модели Kandinsky 3.1

Предприниматель как ученый: научный подход к созданию успешного бизнеса

Предприниматели очень часто полагаются на собственную интуицию и идут на риск, действуя в условиях неопределенности. Ученые в области менеджмента выделяют несколько подходов к принятию предпринимательских решений. Один из них предполагает использование научных методов, когда предприниматель  действует как ученый, анализируя рынок, выстраивая гипотезы и проверяя их экспериментальным путем. В чем заключается научный подход к созданию успешного бизнеса, рассказывает директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Галина Широкова.

name

Галина Широкова

Профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.

Что может быть общего у предпринимателя, который находится в процессе создания нового бизнеса (или корпоративного предпринимателя, который работает в действующей компании) и ученого? Известно, что предпринимательство ассоциируется с риском и интуитивным принятием решений в условиях неопределенности, в то время как ученые в принятии решений опираются только на факты и доказательства, которые они получают в результате эмпирических исследований. Кроме того, существуют исследования, результаты которых демонстрируют, что большинство предпринимателей не делают никаких шагов для того, чтобы получить реальную информацию о ценности их бизнес-идей. 

Несмотря на это, сравнительно недавно возникло новое направление исследований предпринимательства, которое продвигает идею научного подхода к принятию решений предпринимателями в условиях неопределенности. Он отличается от более изученных эффектуации и каузации, о которых я рассказала в своей предыдущей колонке. Согласно новому подходу, предприниматели зачастую действуют как ученые,  систематически исследуя рынок, проводя эксперименты и анализируя данные для создания успешных бизнес-моделей.  В такой парадигме предприниматель, подобно исследователю, формулирует гипотезы о потенциальных бизнес-возможностях, тестирует их в реальных условиях и корректирует свои действия на основе полученных результатов. Научный подход в предпринимательстве включает три этапа, которые позволяют предпринимателю активно извлекать пользу из неопределенности, впоследствии ее минимизируя и постепенно устраняя сомнения в своей способности создавать ценность в подобных условиях.

На первом этапе «предприниматели-ученые» формируют свои убеждения (belief formation), или гипотезы, на основании которых они генерируют новые идеи и делают предварительные предположения о потребностях рынка, предпочтениях клиентов и возможных решениях. На втором этапе (belief testing) используются наименее затратные и наиболее информативные эксперименты, такие, как минимально жизнеспособные продукты  (MVP) –  продукты с минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями, пилотные программы, прототипы для проверки убеждений (гипотез). И, наконец, на третьем этапе (responding) принимаются решения на основе фактической информации, полученной в ходе эксперимента.

Научный подход в предпринимательстве особенно ярко проявляется в методологии бережливого стартапа (lean startup), когда предприниматели используют итеративные (многократные) циклы проб и ошибок, быстро адаптируясь, используя обратную связь, полученную от потенциального рынка. Такой научный подход позволяет минимизировать риски и максимизировать шансы на успех, что особенно важно в условиях высокой неопределенности.

На самом деле, научный подход к созданию нового продукта впервые применили братья Райт в 1901 году, когда они начали серию экспериментов, чтобы аккуратно и на основе реальных данных, определить, как будут работать разные части летающего устройства – крылья, руль, пропеллер и т.д. в полете под разными углами. Можно сказать, что они пытались понять, будет ли летать их прототип до того, как они построили первый самолет в 1903 году.

Итак, применение научного подхода в предпринимательстве позволяет значительно повысить вероятность успеха нового бизнеса за счет систематического исследования и анализа. Однако выбор подхода зависит от конкретной ситуации и целей бизнеса. Каузация эффективна для проектов с четко определенными целями и планами, научный подход подходит для инновационных и рискованных проектов, а эффектуация — для стартапов, работающих в условиях высокой неопределенности. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны, и успешный предприниматель должен уметь выбирать и комбинировать их в зависимости от контекста и задач.

В таблице ниже представлен сравнительный анализ трех предпринимательских подходов к созданию бизнеса: каузация, научный подход и эффектуация.

Характеристики

Каузация

Научный подход

Эффектуация

Отношение к неопределенности

Попытки снизить неопределенность через детальное планирование и прогнозирование

Систематическое тестирование гипотез через эксперименты и итеративное обучение

Принятие неопределенности за счет использования доступных средств и сосредоточения на контролируемых аспектах

Основные этапы

Постановка целей, разработка плана, реализация плана.

Генерация гипотезы, эксперимент, сбор данных, анализ, принятие решений.

Определение доступных ресурсов, разработка целей на их основе, адаптация к изменениям.

Роль предпринимателя

Предприниматели являются планировщиками и исполнителями, которые следуют стратегическому плану

Предприниматели рассматриваются как ученые, разрабатывающие и тестирующие гипотезы

Предприниматели работают совместно с партнерами (со-творчество) с целью формирования возникающих возможностей

Преимущества

Четкое понимание целей и путей их достижения

Минимизация рисков, основанная на объективных данных

Высокая адаптивность и гибкость в изменяющейся среде.

Недостатки

Высокая зависимость от точности прогнозов и планов

Требует времени и ресурсов на проведение экспериментов и анализ

Меньшая предсказуемость и возможная неопределенность

Методы

Традиционное бизнес-планирование, комплексный анализ рынка, финансовые прогнозы

Методология бережливого стартапа, итеративные циклы проб и ошибок

Использование существующих средств, совместное создание возможностей, сосредоточение на контролируемых аспектах

Таким образом, научный подход к предпринимательству, благодаря использованию систематического подхода к решению задач и достижению целей, открывает новые горизонты для создания успешного бизнеса. В настоящий момент в рамках Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ мы проводим исследование влияния научного подхода на результаты деятельности молодых фирм, созданных студентами в 34 странах мира. Согласно результатам, если молодой предприниматель действует как ученый в процессе создания бизнеса, это ведет к повышению его индивидуальной устойчивости, что, в свою очередь, приводит к улучшению показателей деятельности новой фирмы.

Более подробно об исследованиях Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург можно узнать здесь.