Любые предпринимательские действия, независимо от того, связаны они с созданием новой фирмы, или развитием инновационных проектов внутри существующей компании, неразрывно связаны с неопределенностью результатов. Когда предприниматели стремятся создать ценность через предпринимательские действия, они также сталкиваются с одним из следствий условий неопределенности, а именно – вариативностью ожидаемых результатов своих усилий. О том, как вариативность проявляется в бизнесе и что она дает, рассказывает директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Галина Широкова.
Галина Широкова
Профессор департамента менеджмента, директор Центра стратегического предпринимательства, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
Общей чертой большинства действий, которые считаются предпринимательскими (таких как переход от оплачиваемой работы к созданию собственного бизнеса, внедрение радикальных инноваций, вывод на рынок нового продукта), является то, что их результаты очень неопределенны. Или – с точки зрения статистики – распределение ожидаемых результатов имеет высокую дисперсию по сравнению с «непредпринимательскими» действиями.
Несмотря на этот, казалось бы, очевидный факт, усилия большинства ученых в области стратегии и предпринимательства направлены на изучение факторов, которые, с высокой вероятностью, ведут к получению «среднего результата» в отрасли. Таким образом, мы, как ученые, пытаемся помочь фирмам оставаться «середнячками», зарабатывая достаточно денег, чтобы выживать и оставаться на плаву. Однако, как правило, жизнь таких середнячков не очень завидная, и любая управленческая ошибка может привести к смерти, которую никто и не заметит.
Тогда откуда берутся компании-блокбастеры, которые внезапно появляются на рынке, разрушая действующие бизнес-модели, взрывая целые отрасли, и радикально меняя поведение потребителей? Просто эти компании, которые мы называем предпринимательскими, готовы принимать высокорисковые решения и терпеть большие убытки, чтобы максимально увеличить потенциальный успех. Напротив, консервативные фирмы обычно принимают решения, основываясь на вероятностях и ожидаемой прибыли, стремясь минимизировать возможные неудачи. Таким образом, предпринимательские компании создают условия, при которых возникает большая вариативность (разброс) возможных результатов, что с одной стороны, означает риски потерь, а с другой – возникновение радикально новых продуктов и услуг.
Мы считаем, что вариативность результатов необходимо изучать на разных уровнях анализа: фирмы, отрасли и экономики в целом. Во-первых, чем больше вариативность результатов предпринимательских действий внутри компании, тем больше проектов потерпит неудачу и больше проектов принесут фирме успех и даже сверхприбыль. Чем больше вариативности в отрасли, тем больше компаний потерпит неудачу и больше компаний будут высоко прибыльными. Понимание того, какие именно предпринимательские действия могут увеличить вариативность в компании и в экономике в целом, существенно для понимания и развития последней. Во-вторых, в широком смысле вариативность результатов компании, в отличие от надежности (средних показателей), не подразумевает положительного или отрицательного результата сама по себе. Интерпретация зависит от уровня анализа. Для компании или предпринимателя вариативность означает риск, где вознаграждение компенсируется возможностью неудачи в бизнесе. Для портфельного инвестора вариативность желательна, так как она позволяет создать аутлайеры (выбросы, аномальные фирмы) с потенциально огромной доходностью. Для общества вариативность является основной целью, так как компании в правом хвосте распределения результатов станут либо следующими «единорогами», либо создадут ценные знания для остальной экономики. Более конкретно, риск на уровне компании является неотъемлемой частью вариативности и служит важной предпосылкой для прогресса на высшем уровне, как в портфеле венчурного капитала, так и в экономике в целом. Механизмы отбора на высшем уровне будут работать только при наличии вариаций на уровне компании. Понимание и управление этой вариативностью позволяет компаниям и экономикам не только выживать, но и процветать в условиях постоянно меняющегося мира.
Примером успешной инновационной компании, которая используют вариативность для достижения успеха является Google (Alphabet Inc.), который известен культурой инноваций и высоким уровнем вариативности в своих проектах. Компания запускает множество экспериментальных проектов через собственную исследовательскую лабораторию Google X (сейчас X Development). Примеры таких проектов включают беспилотные автомобили, Google Glass и Project Loon (воздушные шары для предоставления интернета в удаленные регионы). Хотя не все проекты становятся коммерчески успешными, вариативность позволяет Google постоянно исследовать новые направления и технологии.
Среди российских фирм компания Яндекс - одна из крупнейших технологических компаний в России, известная своими инновациями в области интернет-услуг и технологий. Компания занимается множеством проектов, включая поисковую систему, картографические сервисы, такси, доставку еды, искусственный интеллект и автономные автомобили. Яндекс постоянно экспериментирует с новыми продуктами и услугами, что позволяет ему оставаться конкурентоспособным и лидировать на рынке.
Очевидно, что цена такого успеха – большое количество неудачных проектов, но благодаря готовности рисковать такие компании становятся уникальными и выбиваются из когорты середнячков. Можно перефразировать Льва Толстого: все счастливые компании счастливы по-своему, каждая из них придумала, как создавать систему, которая приводит к вариативности результатов. А вот все фирмы-середнячки одинаковы в своей посредственности – они довольствуются средними результатами и не рискуют.
В рамках Центра стратегического предпринимательства мы проводим исследования влияния различных предпринимательских действий на вариативность результатов деятельности российских фирм. Результаты демонстрируют, что эффектуация, стратегическое предпринимательство, радикальные инновации и инновации в бизнес-моделях, ведут к высокой вариативности результатов деятельности и способствуют долгосрочному успеху фирмы.
Более подробно об исследованиях Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург можно узнать на: https://spb.hse.ru/scem/sec/
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!