Российский бизнес активно изучает возможности торговли и инвестиций в Турции. Какие отрасли наиболее интересны для российских предпринимателей в Турции и какие особенности экономической политики нужно учесть, принимая решение о совместных проектах, – в материале IQ Media.
Предыдущие несколько лет турецкую экономику лихорадило. Это было время высокой инфляции — в 2024 году рост цен достиг 60 процентов, девальвация национальной валюты к доллару за пять лет была шестикратной, бедность росла, а производительность труда — нет. Зависимость предприятий от иностранного финансирования была высокой, страна недостаточно вкладывалась в инфраструктуру и технологии.
Ужесточение внутренней денежно-кредитной политики позволило стабилизировать ситуацию. Прогнозы на 2025 год — умеренно-оптимистичны: экономика может вырасти на 3%, что хорошо. По данным министерства казначейства и финансов страны, инфляция пока высокая — в мае 2025 года составила 35,4%, и тем не менее это минимум с осени 2021 года. Цель центрального банка Турции — к концу года достичь показателя в 24% за счет жесткой монетарной политики. Регулятор повысил учетную ставку до 50%, сократил объем денежной эмиссии и ограничил госрасходы. Это привело к охлаждению спроса и снижению деловой активности — и замедлению роста цен.
К тому же турецкое правительство объявило о новой программе на 2025-2027 годы, направленной на значительное преобразование экономики. Цель — увеличить внутреннее производство, привлечь иностранные инвестиции, достичь долгосрочной финансовой стабильности. Еще — улучшить деловую среду и модернизировать инфраструктуру для укрепления глобальной конкурентоспособности.
Кроме того, программа стремится расширить промышленное и сельхозпроизводство, внедрить передовые технологии в компаниях, повышая их эффективность и снижая эксплуатационные расходы.
«Турция входит в тройку крупнейших внешнеторговых партнеров России. Двусторонний торговый оборот увеличился за пять лет в 2,3 раза», — заявил в июне зампред правительства РФ Александр Новак на встрече с министром торговли Турции Омером Болатом.
В 2024 году товарооборот двух стран приблизился к 60 млрд долларам. Цель на ближайшие годы — 100 млрд.
За счет чего укрепилось сотрудничество двух стран? Повлияли:
- Геополитическая ситуация: в последние годы сократились экономические связи России с ЕС. Россия активно диверсифицирует экспортные рынки, делая ставку на дружественные страны.
- Удобная логистика: Турция стала важным логистическим узлом для реэкспорта отечественных товаров в Африку и на Ближний Восток.
- Взаимная выгода: несмотря на плотные бизнес-связи Турции c ЕС и неоднозначные внешнеполитические приоритеты, экономическое сотрудничество остается взаимовыгодным.
Энергетика. Это стратегическая область взаимодействия двух стран, особенно если говорить об использовании атомной энергии в мирных целях. Так, продолжается реализация флагманского проекта по сооружению в Турции АЭС «Аккую».
Кроме того, Турция активно инвестирует в солнечные и ветряные электростанции, что не удивительно: в некоторых регионах — до 300 солнечных дней в году. Климат позволяет развивать «зеленую» энергетику. Потому страна делает ставку на производство возобновляемых источников энергии: строит солнечные станции, модернизирует ветряные, развивает гидроэлектростанции.
Также Турция стремится стать региональным центром производства аккумуляторов и полупроводников, что способствует энергетической безопасности и устойчивому развитию.
Сельское хозяйство. Турция — один из крупных мировых производителей сельхозпродукции: фруктов, овощей, зерновых, орехов. В стране хорошо развита переработка, и налажен экспорт в другие страны.
Интересное направление — производство «чистых» продуктов: органические помидоры, яйца от «свободных» кур и оливковое масло с пометкой bio. Потенциальные клиенты — от Германии до государств Ближнего Востока.
Для российского бизнеса может быть очень перспективна ниша безалкогольных напитков, снеков (чипсы, орехи, сухофрукты).
Промышленность. Производственный сектор в Турции формирует около 30% ВВП.
Страна — один из мировых лидеров в производстве тканей и одежды. Текстильная отрасль составляет почти 10% ВВП Турции и обеспечивает работой 750 тысяч граждан.
Химические предприятия производят пластмассы, удобрения и фармпрепараты. Турция стремится стать региональным центром поставок химической продукции, активно экспортируя ее в Северную Африку, Европу и на Ближний Восток.
По объему произведенных автомобилей Турция занимает 13-е место в мире. С конвейеров сходят почти 1,5 миллиона машин. Renault, Hyundai, Toyota и Ford построили там свои заводы. Есть и собственные автобренды, например, Togg — первый турецкий электромобиль.
Доля оборонной промышленности в структуре экономики также велика. Страна производит военные самолеты, беспилотники и ракетные системы.
IT-отрасль. Турция активно развивает цифровую экономику и заинтересована в сотрудничестве с российскими IT-компаниями.
Туризм. В 2024 году Турцию посетили более 52 миллионов иностранных туристов, и свыше шести миллионов из них — россияне. В тройке лидеров по числу гостей –— также Германия и Великобритания.
Интересны инвестпроекты в сфере массового туризма, а также медицинского (эта сфера развита в стране).
Также может быть интересно сотрудничество в востребованных у путешественников регионах (Анталья, Эгейское побережье, Каппадокия), но в плане развития нестандартных туров, экскурсий, мест размещения.
Стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Нубара Кулиева комментирует:
«Налаживая экономически связи, российским предпринимателям нужно учесть взгляды партнеров: консерваторы часто придерживаются норм ислама и предпочитают вести дела с мужчинами. Светские практикуют европейские нормы ведения бизнеса.
При этом и с теми, и с другими важно наладить личный контакт — так достигается необходимый уровень доверия. Еще лучше — получить рекомендации от общих знакомых.
Связи налаживаются небыстро, но отличный способ для расширения контактов — посещение тематических выставок, визит на производство.
Еще важно письменно фиксировать все договоренности и нанять переводчика. Все эти меры упростят коммуникацию и повысят вероятность сделки с турецкой компанией».
Досконально изучить стратегию и тактику построения бизнеса в Турции можно на курсе «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса». Восемь месяцев, восемь модулей по три дня позволят узнать особенности бизнес-процессов не только в Турции, но и в других перспективных регионах, выделить доходные ниши и разобраться с правилами и традициями делового оборота.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!